Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 43
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования". PDF-файл из архива "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 43 страницы из PDF
Назайкинского «моторика как общая жанроваяхарактеристика»Вариант 1 – для преподавателя№ПроизведениеУказание нажанровуюпринадлежность1А.Гречанинов. Мазурка, соч.98, №13 h- мазуркаmoll2С. В. Рахманинов. Итальянская полькаполька3Д. Д.Шостакович «Танцы кукол» вальсЛирический вальс4Д. Д.Шостакович «Танцы кукол» ГавотГавот5М.П.Мусоргский.«Балет танецневылупившихся птенцов» из цикла«Картинки с выставки»6М.И.
Глинка. Краковяк из II д. оперы Краковяк«Иван Сусанин»7С.С. Прокофьев. Марш C-dur ор.65 №10Марш8М.И. Глинка. Полонез из II д. оперы полонез«Иван Сусанин»9С. Майкапар. «Бирюльки»" соч.28 маршМаленький командир"10 Д. Д.Шостакович «Танцы кукол» Полька ПолькаВариант 2 - для учащихсяОтветучащегося(+или-)При прослушивании необходимо заполнить таблицу.№ Указание на жанровую принадлежность12345678910мазуркаполькавальсГавоттанецКраковякМаршполонезмаршПолькаОтвет в случае согласияставится + в случаенесогласия -)239Приложение 11240Приложение 12241Приложение 13Приложение 1410-балльная таблица5+554+443+33210 баллов9 баллов8 баллов7 баллов6 баллов5 баллов4 балла3 балла2 балла1 балл242Приложение 15Систематизация методик, использованных при диагностике каждогокомпонента восприятия музыки у учащихся ДМШ на основе реализациижанрового подходаКомпонентыМетодики диагностикивосприятиямузыкиучащимисяДМШЭмоциональ 1.Традиционные устные и письменные опросы и беседы.но-образный 2.Методика «Музыкально-жизненные ассоциации» (Л.В.компонент Школяр).3.Методика «Выбери музыку» (Л.В.
Школяр).4.Тест на выявление эмоциональной отзывчивости намузыку разных жанров «Музыкальная палитра» (В.Н.Анисимов).5.Тест-анкета на выявление эмоциональнойнаправленности (Б.И. Додонов).Рационально 1.Слуховой аудио-тест ( Д.В. Чиркина).–2.Анкета слушателя ( Д.В. Чиркина).логический 3.Лист практического задания ( Д.В. Чиркина).компонент 4.Музыкальный образ (Б.
Клег и П.Бич).5. Жанр и имя (Е.В. Назайкинский)Ценностный 1.Методика выявления готовности к самостоятельнойкомпонент эстетической оценке музыкальных произведений (Ю.И.Питерин).2.Музыкальная викторина «Жанровый калейдоскоп»( методика Д.В. Чиркиной)3.Методика взаимооценки ( Д.В Чиркина).Коммуника- 1. Методика Е.В. Назайкинского «моторика как общаятивный ком- жанровая характеристика».компонент• 2.
Ситуации художественного диалога (Е.Ю. Юлпатова)• 3. Методики Е.В. Назайкинского «Что такое вальс(полонез, частушка)», «Речевое начало в романсах»,«Слуховая экспертиза стилей»Творческий 1. Методики А.И. Николаевой «Межстилевоекомпонент сопоставление» и «Стилевое варьирование»2. Методика Д.В. Чиркиной «Жанровая интерпретация ижанровое моделирование»3. Методика Е.В. Назайкинского «Стилистикаинструментальной миниатюры»243Приложение 16Метод контрастного сопоставления произведенийСтепень контраста высокая№ПРОИЗВЕДЕНИЕПРОИЗВЕДЕНИЕ1Ф. Шопен.
Мазурка ор.7 №1 D- Ф. Шопен. Мазурка ор.33 №4 hdurmoll2Ф. Шопен. Вальс ор.64 №2 cis- Ф. Шопен. Вальс ор.69 №2 h -mollmoll3Ф. Шопен. Ноктюрн ор.9 №2 Ф. Шопен. Ноктюрн ор.48 №1cEs-durmoll4Ф.Шопенop.715Ф. Шопен. Прелюдия №20Полонезd-moll Ф.Шопен Полонез ор.40 №1 AdurФ. Шопен. Прелюдия №7 A-durСтепень контраста низкая№№ПРОИЗВЕДЕНИЕПРОИЗВЕДЕНИЕ1Ф. Шопен. Мазурка ор.17 №2 Ф. Шопен. Мазурка ор.7 №2 ae-moll.moll2Ф. Шопен.
Вальс ор.64 №1 Ф. Шопен вальс op.34 n.1 " ValseDes-durbrillante" As-dur3Ф. Шопен. Ноктюрн ор.9 №1 Ф. Шопен. Ноктюрн ор.55 №1 fb-mollmoll4Ф.Шопен Полонез ор.40 Ф.Шопен Полонез ор.53 As-dur№1 A-dur5Ф. Шопен. Прелюдия №4 e- Ф. Шопен. Прелюдия №6 h-mollmoll244Приложение 17Тональность и цветВИДЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТЕЙА.Н. СКРЯБИНЫМВИДЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТЕЙ Н.А.РИМСКИМ-КОРСАКОВЫМС-dur - КрасныйС-dur — БелыйG –dur - Оранжево-розовыйG -dur — Коричневато-золотистый,светлыйD-dur - ЖелтыйG-dur, D-dur — Дневной, желтоватый,царственныйA-dur - ЗеленыйA-dur — Ясный, весенний, розовый; этоцвет вечной юности, вечной молодостиE-dur - Сине-белесоватыйE-dur—Синий,сапфировый,блестящий, ночной, темно-лазурныйH-dur - Похоже на Е -durH-dur — Мрачный, темно-синий состальным серовато-свинцовым отливом;цвет зловещих грозовых тучFis-dur - Синий, яркийFis-dur — Серовато-зеленоватыйDеs-dur - ФиолетовыйDеs-dur —багряныйAs-dur - Пурпурно-фиолетовыйAs-dur — Серовато-фиолетовыйТемноватый,теплый,Es-dur - Стальные цветаметаллическим блескомс Es-dur — Темный, сумрачный, серосиневатыйB-dur - Стальные цветаметаллическим блескомс B-dur — Несколько темный, сильныйF-dur - Красный, темныйF-dur — Яснозеленый, пасторальный;цвет весенних березок245Приложение 18ФонохрестоматияВАЛЬС1А.И.
Хачатурян Вальс из к/ф «Маскарад»2Г.Свиридов «Метель-вальс»3М.И. Глинка «Вальс-фантазия»4П.И. Чайковский «Вальс» из I действия балета «Спящая красавица»5С.С. Прокофьев Вальс A-dur №6 (ор.65) из цикла «Детская музыка»6Ф. Шопен «Большой вальс» As-dur (ор.42)7Ф. Шопен. Вальс cis-moll Op 64 No 28Э. Григ Вальс a-moll №1 (ор.
12)9Я. Сибелиус «Грустный вальс» «Valse Triste» ор.4410П.И.Чайковский. "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"МАРШ1Д.Д. Шостакович Марш C-dur (соч. 69)2Дж. Верди Марш из оперы «Аида»3И. Штраус «Марш Радецкого» (ор.228)4И. Штраус «Немецкий военный марш» (ор.284)5С. Майкапар «Похоронный марш» (№14) из цикла «Бирюльки»6П.И. Чайковский марш из I действия балета «Спящая красавица»7П.И. Чайковский «Похороны куклы» из цикла «Детский альбом»8П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детскийальбом»9С.С.
Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»10 Ф. Шопен прелюдия №20 c-moll246МЕНУЭТ1И.С. Бах Менуэт c-moll из Французской сюиты №22И.С. Бах менуэт h-moll из Французской сюиты №33Л. Р. Боккерини. Менуэт из струнного квинтета A-dur ор. 13 № 54П.И. Чайковский менуэт D-dur из сюиты для оркестра «Моцартиана»№4 ор.615Й. Гайдн. Менуэт из сонаты № 6 (13) G dur, II ч.6Л. Моцарт Менуэт d-moll7Ф. Шуберт менуэт D-dur (соч. 78)8М.И. Глинка Менуэт из струнного квартета F-dur (IIIч.).9Моцарт менуэт из симфонии №40 g-moll III ч.10 Й.
Гайдн менуэт из симфонии № 103 Es-dur III ч.ПЕСНЯ, РОМАНС1М.И. Глинка романс «Венецианская ночь»2Ф. Шуберт «В путь» (из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»)3Ф. Шуберт «Колыбельная ручья» (из вокального цикла «Прекраснаямельничиха»)4Ф. Шуберт «Серенада»5Ф. Шуберт «Ave Maria»6С.В. Рахманинов романс «Здесь хорошо»7С.В. Рахманинов романс «Ночь печальна»8С.В. Рахманинов романс «Сирень»9П.И. Чайковский романс «Я ли в поле да не травушка была»10 П.И. Чайковский романс «Колыбельная песня»247МАЗУРКА1Ф.
Шопен мазурка a-moll (ор. 68 №2)2Ф. Шопен Мазурка е-moll (ор. 17 №2)3Ф. Шопен Мазурка B-dur (ор. 7 №1)4Ф. Шопен прелюдия №7 A-dur5Ф. Шопен Мазурка fis-moll ор.6 №16Ф. Шопен Мазурка a-moll (ор. 7 №2)7Ф. Шопен Мазурка B-dur (ор. 17 №1)8А. Гречанинов Мазурка h-moll ор.1169П.И. Чайковский Мазурка из цикла «Детский альбом»10 А. Глазунов Мазурка G-durПОЛЬКА1П.И. Чайковский «Полька» из цикла «Детский альбом»2Б. Сметана. Полька из оперы «Проданная невеста»3С.В. Рахманинов «Итальянская полька»4А.
Дворжак «Славянские танцы» 1 тетрадь ор.46 Полька (№3)5А. Г. Рубинштейн Полька ор.15 Es-dur6Р. Шуман Полька Es-dur7А. Гречанинов Полька G-dur8Д Шостакович полька из балета «Золотой век»9С.С. Прокофьев Полька C-dur10 С. Майкапар. Полька B-dur248ПОЛОНЕЗ1Ф. Шопен Полонез cis-moll ор. 26 №12Ф. Шопен Полонез Ges-dur ор. 26 №23Ф. Шопен Полонез A-dur ор.
40 №14Ф. Шопен Полонез c-moll ор. 40 №25Ф. Шопен Полонез As-dur ор. 536Ф. Шопен Полонез – фантазия As-dur Ор.617П.И. Чайковский Полонез ор.66 из III действия балета «Спящаякрасавица»8А.Скрябин Полонез b-moll9А. Лядов Полонез С-dur, соч. 4910 М.И. Глинка Полонез из 2 д. оперы "Иван Сусанин"249Приложение 19Экспертный листоценки заданий на эскизное исполнение музыкальных примеров различныхжанровОЦЕНКАКРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ5Учащийся легко и быстро справляется с заданием,качественно и грамотно исполняет предложенныймузыкальный пример4Учащийся достаточно грамотно исполняет предложенныйжанр, однако выполнение задания требует значительныхзатрат времени для подготовки.3В исполнении учащегося присутствуют ошибки инеточности в выборе исполнительских приемов воплощенияпредложенного жанра, выполнение задания вызывает уучащегося серьезные затруднения.2Учащийся способен интерпретировать лишьэлементы заданного жанра, исполнительскиесоответствуютвоплощаемойжанровойучащийся владеет ограниченным наборомисполнительских средств, выполнение заданияучащегося серьезные затруднения1Учащийся не способен интерпретировать заданный жанр,исполнительские приемы не соответствуют воплощаемойжанровой специфике.некоторыеприемы неспецифике,жанровыхвызывает у250Приложение 20Экспертный листДля оценивания исследовательского метода(деятельностно-эвристический этап)ОЦЕНКАКРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ5Учащийся грамотно, информативно точно, выполнилзадание по подготовке теоретического материала омузыкальномжанре,включающегоисториювозникновения и развития, музыкально-языковые средства,отличающие данный жанр от других, подготовилпрезентацию.4Учащийся грамотно, однако, информативно недостаточноточно, выполнил задание по подготовке теоретическогоматериала о музыкальном жанре, включающего историювозникновения и развития, музыкально-языковые средства,отличающие данный жанр от других, подготовилпрезентацию.3Учащийся справился с заданием лишь частично,подготовка теоретического материала выполнена неполностью,информативнонеточно,отсутствуетпрезентация (либо есть презентация, однако, в заданияхвыявлены ошибки)2Учащийся справился с заданием частично, в подготовкетеоретического материала выявлены серьезные ошибки инедочеты, отсутствует презентация (либо, подготовленапрезентация, однако, теоретический материал содержитсерьезные ошибки, малоинформативен).1Учащийся не справился с заданием, теоретическийматериалвыполненнекачественно,отсутствуетпрезентация.251Приложение 21Использованные в ходе формирующего этапа эксперимента методикиНазвание этапа1Перцептивно –обучающий этапМетодики-репродуктивный метод- информационно-рецептивный метод- наглядные методы-практико-ориентированные методы- метод художественного контекста,-метод эмоциональной драматургии-метод контрастного сопоставленияпроизведений-метод цветовых уподоблений- прослушивание фонохрестоматий2Эстетически-Словесные методы (словарь эстетическихмоделирующий этап эмоций, разработанный В.Г.
Ражниковым)-Методкомплексногоанализанаинтегральной когнитивной основе (Е.Р.Сизова)(уроки-семинары,урокиконференции,«бинарные»уроки)- методы жанровой атрибуции и жанровогоанализа- беседы, дискуссии-метод проблемного изложения и частичнопоисковый метод.-методхудожественногонравственноэстетического познания музыки3ДеятельностноМетодпрактически-творческого(конкретизирующийсявэвристический этап моделированияметодахжанровойинтерпретацииижанрового моделирования)-исследовательский метод.