Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования". PDF-файл из архива "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»______________________________________________________________На правах рукописиОрлова Татьяна СергеевнаЖанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительногообразования13.00.02 -теория и методика обучения и воспитания (музыка)Диссертацияна соискание ученой степеникандидата педагогических наукНаучный руководитель:доктор педагогических наук,профессор Арановская И.В.Волгоград - 20192СодержаниеВведение………………………………………………………….……..…..…3Глава 1подходакТеоретико-методические ориентиры реализации жанровогообучениюмузыкевусловияхдополнительногообразования……………………………………………………………………..….161.1.Жанровый подход к обучению музыке как методология педагогикидополнительного образования…………………………………………….….……161.2.Принципы и методы реализации жанрового подходак обучениюмузыке в учебном процессе ДМШ и ДШИ…………….…………………………....44Выводы к главе 1………………………………….…………………………72Глава 2.реализацииСодержательныежанровогоиподходакпроцессуальныеобучениюхарактеристикимузыкевусловияхдополнительного образования……………………………………………….….752.1.Восприятие как содержательная основа реализации жанрового походак обучению музыке в условиях дополнительного образования…………………752.2.Модель процесса реализации жанрового подхода к обучению музыкев условиях дополнительного образования……………………….……………..…101Выводы к главе 2…………………………………….……………………...124Глава 3.Опытно-экспериментальнаяработапореализациижанрового подхода к обучению музыке в условиях дополнительногообразования………………………………………………………………...…….1263.1.Содержаниепоисковогоэтапаопытно-экспериментальнойработы…………………………………………………………………….……..….1263.2.жанровогоЭкспериментальноеподходаквнедрениеобучениюмузыкемоделивпроцессапрактикуреализациидополнительногообразования…………………………………………………………………….…..158Выводы к главе 3……………………….………………….…………….….199Заключение……………………………………….………….….…………...201Литература……………………….…………….……………….………...….204Приложения………..………………………….…………………………..…2213Общая характеристика работыАктуальность исследования.
В общекультурном и творческом развитииучащихся, востребуемом современной социокультурной ситуацией в России,особая роль принадлежит обучению музыке в условиях дополнительногообразования. В силу специфики музыкального искусства, как предметногосодержания данной сферы образования, именно дополнительное образованиерасполагает особыми условиями для того, чтобы художественное освоение мирастало для развивающейся личности пространством возможной творческойреализации. Однако, в практике обучения музыке творческая реализацияневозможнабезформированияуучащихсямеханизмовраспознаваниямузыкальных смыслов, приоритетным среди которых является жанровыймеханизм.Современная педагогика музыкального образования обладает значительнымопытом обучения музыке на жанровой основе.
Педагогические возможностижанрового подхода разносторонне изучены в рамках общего музыкальногообразования (Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр, В.Л. Усачева и др.).Знакомство с жанровой сущностью музыкального искусства с помощьютеоретических методов легло в основу музыкально-педагогической концепцииД.Б. Кабалевского. Жанровая классификация, исследованная музыкознанием,практически во всех учебных программах является основанием для подбора иорганизации музыкального материала (Ю.Б. Алиев, Л.В.
Горюнова, М.С.Красильникова, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и др.). Решая проблему освоенияучащимисястабильныхосновныхпризнаковмузыкальных(«обобщениежанровчерезпосредствомжанр»),выявленияихпедагоги-музыкантыопираются на эмоциональное восприятие учащихся, а также на их знания имузыкальный кругозор (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская).Теоретические основы понимания категории «жанр» в музыкальномискусстве были заложены в трудах таких известных музыковедов как А.А.Альшванг, М.Г.
Арановский,Л.П. Казанцева,В.В. Медушевский, Е.В.4Назайкинский, Т.В. Попова, А.Н. Сохор, В.Н. Холопова, В.А. Цуккерман. Всовременном музыкознании исследован механизм восприятия жанровых смысловчерез музыкальную интонацию (В.В. Медушевcкий), введены понятия «жанровоесодержание»и«миграцияжанра»(А.Н.Сохор),семантикажанроврассматривается в качестве лексических «слов» музыкального языка (В.Н.Холопова). Важным понятием в отечественном музыкознании стало «обобщениечерез жанр», введенное А.А. Альшвангом в связи с проблемой музыкальногореализма, а также тезис об иерархичности жанрового контекста (М.Г.Арановский, В.В.
Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, В.А. Цуккермани др.).Несмотря на то, что теория жанра в отечественном музыкознаниимногократно дополнялась, вместе с тем различные определения категории«жанр», а также различные варианты жанровой классификации дали основаниеговорить о том, что жанр является основным компонентом коммуникативногопроцесса, связывающего музыкальное искусство с жизнедеятельностью человека,поскольку жанр сохраняет в себе «память культуры» (Е.В. Назайкинский).Именно поэтому в настоящее время в педагогике музыкального образованиякатегория жанра становится одной из ключевых в решении проблем освоениямузыкального искусства.Вместе с тем, жанровый подход в том или ином виде преимущественнореализуется в сфере общего музыкального образования, в то время как сферадополнительного образования (детские музыкальные школы и школы искусств)остается в стороне от решения данного вопроса.
В большинстве случаев обучениеведется на основе сохранения в сознании учащихся жанровых «архетипов» (В.Н.Холопова), что же касается иерархии музыкально-жанровой лексики, связижанровых «лексем» с контекстом, то такая задача не ставится, что, безусловно,препятствует формированию у учащихся навыков распознавания иерархиижанровых явлений в целом. В то же время, педагоги-музыканты понимаютобъективную необходимость реализации жанрового подхода к обучению музыкев условиях дополнительного образования, поскольку задача художественно5грамотной оценки и интерпретации произведений музыкального искусстватребует от учащихся не только наличия системы знаний о жанрах, но и уменийслышать и осознавать жанровую семантику в музыке. Это обусловливаетактуальность всестороннего освоения категории жанра не только во всех видахмузыкальной деятельности учащихся в целом, но, прежде всего, в таком«генерализованном» (С.Л.
Рубинштейн) ее виде, как восприятие. При этом, если вфункционировании музыкального произведения как художественного феноменавосприятие музыки – это конечный этап его «звуковой жизни», завершающийпроцессы создания и исполнения, то в музыкальной деятельности учащихся,направленной на познание музыкального искусства через изучение его образцов,восприятие музыки - это начало освоения продуктов музыкального творчества. Свосприятия начинается акт музыкального познания. Такое понимание роливосприятия может сделать его содержательной основой для объединенияразнородных элементов обучения музыке в единое целое в ходе реализациижанрового подхода в условиях дополнительного образования. Однако, даннаяпроблема до настоящего времени не становилась предметом специальногонаучного осмысления.Вышеизложенное позволило выявить противоречия между:-осознанием необходимости обновления содержательных основ обучениямузыкевусловияхнаправленностьюдополнительногообучения,образованиянацеленногоиузкотехнологичнойпреимущественнонаосвоениеисполнительских умений и навыков;-востребованностью жанрового подхода как способствующего целостностиобучения музыке в условиях дополнительного образования и отсутствиемсоответствующегопедагогическогосопровождения,обеспечивающегоегореализацию;-сущностными характеристиками восприятия музыки как содержательнойосновы реализации жанрового подхода в условиях дополнительного образованияи недостаточной разработанностью методически выверенных механизмов,обеспечивающих ожидаемый уровень восприятия музыки учащимися.6Указанные противоречия позволили обозначить проблему исследования,которая заключается в необходимости выявления теоретико-методическихориентиров, обеспечивающих реализацию жанрового подхода к обучению музыкев условиях дополнительного образования.Степень научной разработанности проблемы.В педагогической науке к настоящему времени сложились теоретическиепредпосылки для исследования проблемы реализации жанрового подхода кобучению музыке в условиях дополнительного образования.
Первую группуисследованийсоставляютисследования,связанныесразработкойсодержательных основ общего музыкального образования. К ним относятсяработы Ю.Б. Алиева, В.И. Горлинского, М.В. Карасевой, Е.Д. Критской, Э.И.Плотицы, Л.В. Школяр, О.В. Усачевой, в которых рассматриваются различныеаспекты музыкально-образовательного процесса в его современной модификации.Вторая группа исследований раскрывает жанровую специфику музыкальногоискусства. В трудах А.А. Альшванга, М.Г. Арановского, Л.П. Казанцевой, В.ВМедушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н.
Сохора, В.А. Цуккермана и др.убедительно представлена теория жанра как «результата обобщения частных,единичных,новариантноНазайкинский).ТретьяМедушевский,Е.В.повторяющихсягруппаформисследованийНазайкинский),-бытиямузыки»(Е.В.музыковедческих(В.В.музыкально-психологических(А.Л.Готсдинер, Л.Л. Бочкарев, Л.С. Выготский, Д.К.
Кирнарская, Г.С. Тарасов, Б.М.Теплов) и музыкально-педагогических (О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, В.К.Белобородова, В.Д. Остроменский, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский) - обосновываетвосприятие музыки как интегративную деятельность, что отвечает пониманиюмузыкального искусства как целостного явления художественной культуры.Четвертаягруппаисследованийсвязанаспроблемамиметодическогообеспечения реализации жанрового подхода к обучению музыке. В работах Э.Б.Абдуллина, Ю.Б. Алиева, М.Д. Корноухова, А.И.
Николаевой, Е.Р. Сизовой, Д.В.Чиркиной, Л.В. Школяр, Г.М. Цыпина подробно освещены принципы и методы,7которые дают возможность трактовать категорию жанра как педагогическуюкатегорию.Проведенный анализ степени научной разработанности проблемы позволяетконстатировать, что не были достаточно изучены теоретико-методическиеориентиры реализации жанрового подхода к обучению музыке в условияхдополнительного образования, не были выявлены сущностные характеристикивосприятия музыки как содержательной основы реализации жанрового подхода вусловиях дополнительного образования; не было представлено достаточноданных об особенностях методического обеспечения процесса реализациижанрового подхода к обучению музыке в условиях дополнительного образования.Актуальность проблемы исследования, ее теоретическая и практическаязначимость обусловили выбор темы исследования: «Жанровый подход кобучению музыке в условиях дополнительного образования».Объект исследования: обучение музыке в условиях дополнительногообразования.Предмет исследования: процесс реализации жанрового подхода кобучению музыке в условиях дополнительного образования.Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальнаяапробация комплекса методов обучения музыке, обеспечивающих реализациюжанрового подхода в условиях дополнительного образования.Гипотеза исследования: реализация жанрового подхода к обучениюмузыке в условиях дополнительного образования будет более эффективной если:- в качестве ведущих теоретико-методических ориентиров реализациижанрового подхода к обучению музыке будут выступать: направленностьучебногопроцессанапониманиежанракакцелостнойсистемывзаимообусловленных признаков; изучение учебного музыкального материала вжанровом контексте, создающем у учащихся возможность выхода за физическиеграницы произведений; формирование у учащихся умений слышать и осознаватьжанровую семантику в музыке и качественно реализовывать данные умения вовсех видах музыкальной деятельности;8- восприятие музыки будет рассматриваться как содержательная основареализации жанрового подхода в условиях дополнительного образования, чтопредполагает понимание восприятия музыки как начального этапа становлениямузыкального познания, музыкальной деятельности учащихся в целом;- реализация жанрового подхода к обучению музыке в условияхдополнительногообразованиябудетпроисходитьнаосновевнедрениятеоретической модели, логика построения которой обусловлена стадиальностьюкак ведущим качеством восприятия музыки, что определяет последовательностьразвертываниявовремени(перцептивно-обучающего,трехпедагогическицелесообразныхэстетически-моделирующегоиэтаповдеятельностно-эвристического), содержательные доминанты которых исходят из возможностейреализации жанровой направленности музыкально-теоретических и музыкальноисполнительскихдисциплинприменительнокразвитиюопределенныхкомпонентов восприятия музыки учащимися;- комплекс методов обучения музыке, обеспечивающий эффективностьвнедрения модели процесса реализации жанрового подхода в практикудополнительного образования, будет основываться на диалектическом сочетанииспециальных и общепедагогических методов, связанных между собой по типуварианта и инварианта и используемых с учетом их специфики на конкретныхэтапах моделируемого процесса, что предполагает комплексное освоениекатегории жанра на всех дисциплинах музыкально-теоретической и музыкальноисполнительской подготовки.Задачи исследования:1.