Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования". PDF-файл из архива "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Даннаядисциплина является одной из основных в системе музыкального образования ипредставляет важное звено в эстетическом развитии учащихся – музыкантов, вбольшей степени, нежели другие дисциплины, призванная развивать ивоспитывать у детей любовь к музыке, расширять их кругозор, развиватьхудожественное восприятие и осознанное отношение к произведениям иявлениям музыкального искусства. Учащиеся получают представление обисторическом процессе развития музыкальной культуры.
Эта дисциплинавключает изучение жизни и творчества композиторов в широком культурномконтексте, формирует полноценных музыкальных деятелей с осознаннымотношением к музыкально-историческому развитию, а также эволюции разныхформ музыкальной деятельности.Однако, как показывает практика, установление широких исторических икультурных связей и параллелей затрудняется по причине концентрациипреподавания на чисто музыкальных аспектах, в результате чего учебномузыкальная информация поступает в сознание учащихся фрагментарно, непроисходит интеграция в целостную систему знаний о музыкальном искусстве изакономерностях его исторического развития.Следуеттакжеотметить,чтообучениеобособленоотпроблемисполнительства, оно не направлено на решение проблем музыкальнойинтерпретации, в результате чего учащиеся практически не применяют историкокультурные и теоретические знания в своей исполнительской деятельности.41Педагоги-музыканты предлагают разные способы решения существующихпроблем:- представляется целесообразным осуществлять систематическое и болеепоследовательное применение принципа историзма.
В этом плане необходимоотметить исследования Е.Р. Сизовой, И.В. Арановской и др.). Здесь следуетучитывать исторические периоды, а также границы использования музыкальнотеоретических понятий (например, таких, как мелодия, жанр, стиль и др.) в болеепоследовательном режиме.- следует проводить организацию обучения и развития музыкального мышленияучащихся по аналогии со стадиальным развитием музыкального искусства [160].Чрезвычайно важной здесь является и единая целевая установка,благоприятствующаяпреобразованиюузкотехнологическоговекторавпреподавании дисциплин «Сольфеджио» и «Музыкальная литература».
Мыразделяем позицию И.В. Арановской, которая в качестве подобной установкипредлагает установку на феномен музыкального произведения [14, с. 221].И.В. Арановская, взяв за основу исследованную Е.В. Назайкинскиммузыковедческую сущность данного феномена [91], убедительно доказывает, чтоединая целевая установка позволяет компенсировать аналитическое «разъятие»музыкального искусства, возникающего вследствие наличия у учащихсянекоторых умений разбираться в средствах музыкального языка.
Как считаетисследователь, пристальное внимание в этом процессе акцентировано назакономерностях музыкального восприятия, позволяющего установить феноменмузыкального произведения в качестве главнейшей опоры, организующей всюсистему понятий, на которой основано содержание дисциплин «Сольфеджио» и«Музыкальная литература».Таким образом, согласно позиции И.В. Арановской, установка на феноменмузыкального произведения способствует тому, что происходит переориентацияучебного процесса с узкотехнологического вектора в преподавании дисциплин,позволяющая перестроить учебно-музыкальную деятельность учащихся сфрагментарного усвоения знаний на целостную культурно-художественную42направленность.Также следует подчеркнуть, что в комплекс музыкальных данных,способствующих формированию и эффективномуразвитию учащихся –музыкантов, входят не только такие музыкальные способности, как музыкальныйслух, память, музыкально-ритмическое чувство, но и, что особенно важно, хорошая координация между слухом, зрением и моторикой.Поэтомувусловияхдополнительногомузыкальногообразованиянеобходимы совместные усилия и работа в комплексе преподавателей помузыкально-исполнительским,музыкально-теоретическимисторическимдисциплинам,которыеполноценныйрезультатпроцессевимузыкально-непременнодадутнеобходимыйстановленияучащегося-музыканта.Говоря о наиболее полноценном восприятии малознакомых или незнакомыхсочинений, следует отметить, что в данном процессе немаловажным является ивосприятие их звукового облика, воплощающегося в исполнительской трактовке.Этот обязательный компонент позволяет говорить именно о глубоком имаксимальнополномвосприятии,когдавсознаниивоспринимающегофиксируются конструктивные, звуковысотные, ритмические особенности, а такжеконкретнаяисполнительскаяинтерпретациямузыкальногопроизведения.Следует отметить, что в исполнительской деятельности все особенностивосприятия активно проявляются и совершенствуются.
При этом, восприятиемузыки тем полнее, чем ярче музыкальные впечатления и их воплощение висполнительскойдеятельности.Всеболееочевиднымстановится,чтоисполнительская деятельность, при овладении учащимися определеннымиисполнительскимиспособствующимиблагоприятствуетнавыкамипередачеразвитию(инструментальными,музыкальныхнетолькообразов,музыкальноголибомыслейвокальными),имышления,эмоций,общеймузыкальности учащихся и т.д., но и развитию восприятия детей.Отметим, что в музыкально-педагогических реалиях часто наблюдаетсятренаж музыкально-исполнительских способностей и навыков учащихся, врезультате чего образуется недостаточный уровень развитости обобщающих43эстетических и теоретических знаний.Вместе с тем, необходимо расширение музыкального кругозора учащихсяисполнителей, знание ими достаточно широкого круга произведений, имеющиххудожественную ценность, их умение понимать язык музыки в его выразительномзначении.
Все это представляется неотъемлемой частью воспитания учащихсямузыкантов-исполнителей детских музыкальных школ и детских школ искусств,по отношению к которым уместны слова И. Сигетти: «глубокие размышления осущности, форме и стиле произведения не менее важны, чем многочасовыезанятия на инструменте» [165, с. 357].Здесь необходимо сказать и об обязательном освоении жанров дляобучающихся в музыкально-исполнительских классах, поскольку оно помогаетболее глубоко осознать эстетическую сущность музыкального искусства [101], атакже, согласно Е.В. Назайкинскому, позволяет анализировать конкретныеявления музыкальной культуры (как отдельные произведения разных жанров, таки творческие направления, школы, творчество композиторов и т.д.) [96, с.
81].Именно поэтому в качестве художественного феномена музыкальный жанрисключительно важен для композиторской, исполнительской и педагогическоймузыкальной практики, что еще раз подтверждает актуальность реализациижанрового подхода к обучению музыке в условиях дополнительного образования,а также необходимость и важность понимания восприятия музыки в качествесодержательной основы данного процесса.441.2.Принципы и методы реализации жанрового подхода к обучениюмузыке в учебном процессе ДМШ и ДШИВ связи с тем, что реализация жанрового подхода в учебном процессе ДМШи ДШИ при всей его специфичности, тем не менее, опирается на единыепсихолого-педагогические и дидактические принципы, возникает необходимостьвыделения и обоснования концептуальных и методических основ организации исодержания данного процесса.Следует отметить, что в настоящее время детские музыкальные школы ишколы искусств реализуют две разные образовательные программы (ОП)(семилетний срок обучения), которые регламентируются «Примерными учебнымипланами образовательных программ по видам музыкального искусства в детскихшколах искусств» от 2001 года: программа «базового уровня» (образовательнаяпрограмма инструментального (вокального) музицирования), и программа«повышенногоуровня»(образовательнаяпрограммамузыкальногоисполнительства (инструментальное исполнительство, сольное и хоровое пение).Также в настоящее время, согласно Приказа Министерства культуры РФ от 12.03.2012 № 163, происходит реализация дополнительных предпрофессиональныхобщеобразовательныхпрограммповидамискусства(сутвержденнымиФедеральными государственными требованиями к минимуму содержания,структуре и условиям реализации - ФГТ).Если говорить о различиях вышеназванных программ, то они касаются, впервую очередь, содержания образовательного процесса в старших классах.
Впрограмме повышенного уровня происходит увеличение количества учебныхчасов, необходимых для изучения специальных дисциплин(«Музыкальныйинструмент» и «Сольное пение»), а также музыкально-теоретических предметов(«Сольфеджио» и «Музыкальная литература»).Однако, генеральное отличие этих программ касается их целевыхориентиров. Основная цель программы «базового уровня» - воспитание иобучение любителя музыки, в контексте которой главной задачей становится45развитие личности обучаемых в общеэстетическом плане, воспитание в широкомсмысле грамотноголюбителямузыки, владеющего исполнительскими ислушательскими умениями и навыками, который заинтересован не столько вранней профессионализации, сколько в развитии разнообразных интересов вобласти музыкального искусства, в желании освоить его исполнительски.Образовательная программа «повышенного уровня» ориентирована на обучениебудущего профессионального музыканта.
Профессиональная направленность этойпрограммы предусматривает более высокие и строгие требования как кисполнительским умениям и навыкам учащихся, так и к качеству постигаемыхими музыкально - теоретических основ.Поэтому, в программах «базового уровня» можно увидеть более широкийспектр учебных предметов - «Аккомпанемент», «Современная музыка», «Игра(пение) в ансамбле» и т.п. Вместе с тем, следует отметить, что обучение поданным образовательным имеет принципиальные отличия от особенностейучебного процесса в центрах детского творчества, досуга, кружках и студиях.Несмотря на обозначенную специфичность образовательных программ «базовогоуровня»,ДМШиДШИпризваныобеспечиватьсистематизированноемузыкальное образование, а также, приоритетность музыкально-исполнительской(ансамблевой и сольной) учебной деятельности учащихся, в то время как встудиях и кружках главное значение имеют элементарные формы коллективноголюбительского музицирования.Поэтому содержание этих программ не следует рассматривать как«обедненное» в сравнении программами повышенного уровня.