Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 9

PDF-файл Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 9 Педагогика (56112): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования) - PDF, страница 9 (56112) - СтудИзба2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования". PDF-файл из архива "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Учащиеся,обучающиеся по данным программам, овладевают базовыми знаниями иумениями, несмотря на отсутствие в них профессионализации как главной целиобучения.Изсказанноговышеследует,что,наосновереализациидвухобразовательных программ, детские музыкальные школы и школы искусствдолжны формировать базовые знания, умения и навыки у учащихся, развиватьнеобходимые для осуществления различных видов музыкальной деятельности46способности: в одном случае - любительского музицирования, в другом профессионального исполнительства. Одним из эффективных путей решенияданной двуединой задачи является реализация жанрового подхода к обучениюмузыке в учебном процессе ДМШ и ДШИ, интегративный характер которогообусловливает его значимость как в общеэстетическом развитии личностимузыканта-любителя, так и в формировании музыканта-профессионала.Для обучающихся по образовательным программам базового уровняреализация жанрового подхода обеспечивает владение достаточно большимобъемоммузыкально-историческихимузыкально-теоретическихзнаний,формирование ценностных ориентиров в области музыкального искусства.Возможность решения вышеназванных задач обусловлена тем, что распознаваниесемантики музыкальных жанров предполагает наличие широкой когнитивнойбазы у обучающихся, а ценностные свойства жанрового контекста оказываютвоздействие на их эмоционально-эстетическую сферу.Для обучающихся по образовательным программам повышенного уровняреализация жанрового подхода имеет особенно важное значение, что объясняется,в первую очередь, профессиональной направленностью данных программ.

Кромевысокого уровня владения исполнительскими умениями и навыками, обучение поданным программам предполагает углубленную музыкально-теоретическую имузыкально-историческую подготовку: тезаурус музыканта-исполнителя долженвключать основополагающие категории музыкального искусства, в числе которых- категория жанра.Следует подчеркнуть, что обеспечение преемственности между начальной ипоследующими ступенями музыкального образования также может бытьосуществлено на основе реализации жанрового подхода, который, как уже былоотмечено, позволяет рассматривать в единстве диахронические и синхроническиеаспекты развития музыкального искусства и дает возможность сформировать уобучающихся целостные музыкально-жанровые представления.Исходя из вышеизложенного большое значение приобретает вопрос опринципах,обеспечивающихполноценнуюиэффективнуюреализацию47жанрового подхода к обучению музыке в учебном процессе ДМШ и ДШИ.К настоящему времени в фундаментальных исследованиях в областипедагогики музыкального образования (Э.Б.

Абдуллин, М.Д. Корноухов, Е.В.Николаева, А.И. Николаева, Е.Р. Сизова), обоснован ряд принципов реализациицелостного педагогического процесса. Несмотря на разницу подходов ксодержательному наполнению каждого из предложенных в том или иномисследовании принципов, все ученые выделяют две основные группы принципов- общепедагогические и специальные, подчеркивая, что именно эти принципыобеспечивают целостность педагогического процесса в условиях музыкальногообразования [99, с. 174].Понимание педагогического процесса как целостного явления, а также учетспецифики музыкального образования позволили Е.Р.

Сизовой обосноватьведущую роль организационно-педагогических и музыкально-дидактическихпринципов.Неменяякардинальносодержательноенаполнениедвухвышеназванных основных групп принципов, Е.Р. Сизова, вместе тем, вноситнеобходимые уточнения в их названия, что отражает как структурносодержательныеособенностифункционированиясистемымузыкальногообразования, так и ее предметную особенность.Средиорганизационно-педагогических(илиобщепедагогических)принципов, способствующих наиболее эффективной реализации жанровогоподхода к обучению музыке в учебном процессе ДМШ и ДШИ, мы считаемцелесообразным в рамках настоящего исследования выделить следующие:принцип целостности, принцип непрерывности, принцип преемственности,принцип интеграции, принцип гуманистической направленности, принципнаучности, принцип наглядности, принцип эстетизации воспитания и обучения,принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы исамостоятельности учащихся, принцип опоры на сильные стороны личностиучащихся, принцип учета индивидуальных особенностей учащихся.Принцип целостности отражает, как известно, единство целевого,содержательного и процессуального компонентов образовательного процесса48(В.В.

Краевский, В.В. Сластенин). В музыкально-педагогических исследованияхпринцип целостности применяется для характеристики различных аспектовмузыкально-образовательного процесса:- педагогической направленности целостного процесса обучения музыке(Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин);-целостноговзаимодействияученикаиучителявмузыкально-педагогическом процессе (И.В. Арановская, А.И. Щербакова);-целостногоформированиямыслительнойдеятельностипедагога-музыканта (И.Н.

Немыкина).В музыковедческой литературе принцип целостности выражается, главнымобразом, в отношении методики обучения. Исследователи подчеркиваютнеобходимостьформированияуобучаемыхцелостныхпредставлений омузыкальном искусстве разных культурно - исторических эпох, а также озакономерностях и этапах его развития, применяя в этом процессе методикуцелостного анализа музыкального произведения [64, 80, 145, 160, 166].Спозицийпсихолого-педагогическихпринципцелостностирассматривается в диссертационных исследованиях А.С.

Базикова и В.И.Горлинского, авторы которых, анализируя недостатки системы классическогомузыкального образования, подчеркивают необходимость его переориентации сусвоения музыкальной технологии на целостное духовно-нравственное развитиеобучаемых [23, 47].В контексте нашего исследования, рассмотрение принципа целостности сорганизационно-педагогических позиций позволяет сделать ряд выводов. Какбыло отмечено нами ранее, реализация жанрового подхода к обучению музыке впедагогике дополнительного образования должна происходить и теоретически, ипрактически, что предполагает как слуховую идентификацию жанровыхпризнаков в их иерархии, так и их воспроизведение в разных видах музыкальнойдеятельности.

Следовательно, музыкальное познание должно быть организовано вединстве и целостности разнообразных видов музыкальной деятельностиучащихся. Однако, акт познания музыкального произведения начинается именно49с восприятия. Это позволяет рассматривать восприятие музыки именно тойсодержательной основой, которая может объединить вокруг себя все элементыучебного процесса в ДМШ и ДШИ в ходе реализации жанрового подхода.Принцип непрерывности характеризуетпроцессуально-динамическийаспект музыкального образования. В отечественной и зарубежной педагогикеданный принцип связан с идеей непрерывного образования, разработка которойактивно осуществляется с конца 1970-х годов XX века [24, 36, 44, 123, 144, 148,177, 179, 180 и др.].В музыкальной педагогике идея непрерывности образования развивается впоследние несколько десятилетий в контексте многоуровневой подготовкиспециалиста (А.С Базиков, В.И.

Горлинский, И.С. Кобозева, Е.Р. Сизова, Н.А.Терентьева и др.). Как свидетельствует анализ работ вышеназванных авторов,реализация принципа непрерывности обеспечивает поступательный характерпрофессионального становления специалиста и достижение им творческойзрелости.Организация учебного процесса в ДМШ и ДШИ на основе жанровогоподходапредусматриваеттесную«стыковку»егоэтапов,своеобразнуюдетерминированность каждого этапа предыдущим, то есть непрерывность,которая реализуется через координацию и согласование содержания образованияна каждом из этапов. Реализация принципа непрерывности основывается также наформировании мотивации к продолжению обучения, отношения к произведенияммузыкального искусства как ценности.Принцип непрерывности в совокупности с принципом целостностизакономерно обусловливает применение принципа преемственности.Как отмечает Е.Р.

Сизова, в условиях музыкального образованияпреемственность в содержательном аспекте выступает как универсальнаязакономерность в процессе изучения истории и теории музыкального искусства.[131, с. 118]. Музыкальное искусство основано на социокультурном опытепрошлыхпоколений,гдедостиженияпоследующихэпохоснованыназавоеваниях предыдущих, развитие музыкального мышления и языка проходит50этапы эволюции, впитывая в себя уже освоенные формы музыкального сознания.Исследование музыкального искусства не представляется возможным безосознания преемственности в освоении средств музыкальной выразительности,законов и правил музыкального творчества.В учебном процессе ДМШ и ДШИ, реализующем жанровый подход кобучению музыке, осуществление принципа преемственности заключается вчеткой структурной организации этапов освоения жанровой иерархии, впостроении модели обучения от более простого к сложному в освоенииматериала, когда на первой ступени обучения предполагается изучениепервичных жанров (песня, танец, марш), а затем осуществляется плавный переходк освоению сложных, синтетических жанровых разновидностей.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее