Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования". PDF-файл из архива "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Ученыйподчеркивает, что следствием механизмов обобщения является то, что наряду стерминами«песня»,«танец»,«марш»образуютсяпонятияпесенности,танцевальности и маршевости, в то время, как обобщающими явлениямиотносительно скерцо, концерта и симфонии становятся понятия скерцозности,концертности и симфонизма. Это стремление к абстракции в движении69терминологии следует за реальным историческим процессом, где происходит нетолько формирование музыкальных жанровых типов, но и творческое освоение ипонимание различных жанровых начал, восходящих как к музыкальным, так ивнемузыкальным прототипам.Вследствие сказанного музыкальный жанр выступает перед учащимися какрезультатхудожественногообобщения,как«укрупненнаядидактическаяединица» [99, с.
257]. В ее границах учащиеся структурируют отдельныежанровые элементы, достигая все большей целостности восприятия жанра какмеханизма распознавания музыкальных смыслов.Последнийметодвданнойклассификации-исследовательский,характеризуемый следующими четырьмя признаками:- педагог вместе с учащимися формулирует проблему;- учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе решения проблемы(варианты ее решения также определяют сами учащиеся);- деятельность педагога состоит в контроле над процессом решенияпроблемных задач;- знания, добытые в ходе разрешения проблемы, отличаются глубиной ипрочностью, при этом учебный процесс протекает на высоком уровне творческойактивности и интереса учащихся.Эффективность реализации жанрового подхода к обучению музыке требует,чтобы его методический вектор был нацелен на этот метод.
Однако, егоприменение возможно только в том случае, если освоена «иерархия музыкальножанровой лексики» (В.Н. Холопова), а «механизм» взаимодействия жанровых«лексем» и музыкального контекста (музыкального языка и музыкальной речи)находит в сознании учащихся свою психологическую проекцию.Ценность данного метода заключается также в его активном двустороннемхарактере, так как творчество учащихся стимулирует творчество педагога.
Можноговорить о том, что именно с помощью исследовательского метода с наибольшейэффективностью осуществляется воспитательное и развивающее воздействиежанрового подхода к обучению музыке в учебном процессе ДМШ и ДШИ.70Характеристикаобщепедагогическихметодов,которыевходятвпредлагаемый нами комплекс методов обучению музыке, обеспечивающийэффективность реализации жанрового подхода в учебном процессе ДМШ и ДШИ,позволяет говорить о том, что они выполняют функцию и обучения, и воспитания,и развития в целостном педагогическом процессе. При этом наибольшийразвивающий эффект дают методы, стимулирующие творческую активностьучащихся, их мышление.
К таким методам относятся методы созданияпроблемных ситуаций, частично-поисковый и исследовательский методы.Специальные педагогические методы. Образовательно-воспитательное иразвивающее воздействие жанрового подхода к обучению музыке на личностьучащихся в процессе восприятия как содержательной основы реализации данногоподхода разделяется на две фазы - внешнюю и внутреннюю. Принимая вовнимание комплексную природу восприятия музыки, исследователи считаютнеобходимым рассматривать его в сочетании простых ощущений и сложныхопераций музыкального интеллекта, к числу которых относятся эмоциональныепереживания, апперцепция, память, внимание, синестезия.
[116, с. 72; 101].Какособаядеятельность,художественноевосприятиепредставляет«метафорический скачок, обращающий звук в смысл и одновременно восприятиев мышление, делающий пассивное активным, превращающий содержание вовнутреннее действие» [116, с.120].музыкальноепереводитсяинтериоризации,когдавоОписанный механизм, при которомвнемузыкальное,происходитраспознаваниеаналогиченпроцессувнутреннихзначенийпредметов и явлений. В музыкальном искусстве основой подобной дешифровкиможет стать вычленение и распознавание жанровых признаков – то есть жанроваяатрибуция.В решениизадачираспознаванияжанразвучащеймузыки,воспринимающий целенаправленно и более осознанно принимает ее жанровуюспецифику и, вместе с ней, внутреннюю структуру и выразительные элементы,определяющие данную специфику.
Следовательно, ведущим специальнымметодом для реализации жанрового подходак обучению музыке в учебномпроцессе ДМШ и ДШИ становится жанровый анализ, обобщающий в себе ряд71перечисленных параметров восприятия и осознания жанра: наличие слуховогоопыта, умение «обобщения через жанр», основанное на умении вычленятьотдельные элементы жанровой семантики из общего звучания. Даннаяразновидность анализа предполагает осознание и описание элементов жанра какотличительныхпризнаковсистемы,атакжеспособствуетвыявлениюсодержательной природы их общности, логического подтверждения фактамипервичного эмоционального впечатления.В этом эмоционально-познавательном процессе восприятия музыки наоснове жанрового подхода также выделим следующие специальные методы,дополняющие метод жанрового анализа: метод осознания интонационного иличностного смысла (М.С.
Красильникова, Л.В Школяр), метод созданияхудожественногоконтекста(Л.В.Горюнова),методэмоциональнойдраматургии (Д.Б. Кабалевский, А.Б. Абдуллин), методы контрастногосопоставления произведений и уподобления характеру звучания музыки (Е.А.Бодина), метод цветового уподобления (О.П.
Радынова).В качестве универсального метода музыкального образования выделимметод сравнения, который широко использовали во всех его разновидностях Б.В.Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский и др., поскольку он предполагаетнаблюдение за контрастными и схожими элементами музыкальной ткани на всехее уровнях.Также необходимо выделить предложенный Д.Б. Кабалевским методразмышления о музыке, который основан на столкновении мнений, творческомконфликте, приводящем к открытию нового.Таким образом, реализация жанрового подходак обучению музыке вучебном процессе ДМШ и ДШИ на основе комплекса общепедагогических испециальныхметодоврешаетрядвышеперечисленныхобразовательно-воспитательных и развивающих задач, а также способствует овладениюучащимися специальными знаниями и умениями как целостной системой,принцип единства которой заложен в самой основе категории жанра.72Выводы к главе 1В ходе теоретического анализа проблемы реализации жанрового подхода кобучению музыке в условиях дополнительного образования были сделаныследующие выводы:1.Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительногообразования заключается в направленности учебного процесса ДМШ и ДШИ напонимание жанра как целостной системы взаимообусловленных признаков.Данный подход предполагает изучение учебного музыкального материала вжанровом контексте, создающем у учащихся возможность выхода за физическиеграницы произведений, формирование у учащихся умений слышать и осознаватьжанровую семантику в музыке и качественно реализовывать данные умения вовсех видах музыкальной деятельности.2.Изучение жанров в учебном процессе ДМШ и ДШИ должноосуществлятьсянаосновеединойдидактическоймодели,включающейконкретные атрибутивные и содержательные признаки жанра, что позволяетпредставить музыкальное произведение с одной стороны в историческойретроспективе, а с другой – в жанровом контексте конкретного историческогопериода.
Это дает возможность интегрировать диахронические и синхроническиеаспектыразвитиямузыкальногоискусстваисформироватьцелостныемузыкально-жанровые представления у учащихся ДМШ и ДШИ.3.Необходимым условием эффективности и качества реализациижанрового подхода к обучению музыке в учебном процессе ДМШ и ДШИявляется развитие деятельности восприятия, которое рассматривается нами каксодержательная основа для объединения различных видов музыкальнойдеятельности учащихся в единое целое.4.позволяетПонимание педагогического процесса как целостного явленияобосноватьведущуюрольорганизационно-педагогическихимузыкально-дидактических принципов, которые обеспечивают полноценную и73эффективную реализацию жанрового подхода к обучению музыке в учебномпроцессе ДМШ и ДШИ.Средиорганизационно-педагогическихследующие:принциппреемственности,целостности,принциппринциповпринципинтеграции,намивыделенынепрерывности,принциппринципгуманистическойнаправленности, принцип научности, принцип наглядности, принцип эстетизациивоспитания и обучения, принцип сочетания педагогического управления сразвитием инициативы и самостоятельности учащихся, принцип опоры насильныестороныличностиучащихся,принципучетаиндивидуальныхособенностей учащихся.Среди музыкально-дидактических принципов нами выделены следующие:принцип согласования содержания музыкально-педагогического процесса соспецификой жанра изучаемой музыки; принцип опоры на жанр как эстетическую,музыковедческую и педагогическую категорию; принцип содержательности икреативности музыкально-педагогического процесса; принцип опоры на жанр какисторическуюкатегорию;принципконтекстности;принципличностнойнаправленности музыкально-педагогического процесса.Музыкально-дидактическиепринципыдействуютвопоренаорганизационно-педагогические принципы, что обеспечивает функционированиецелостного учебного процесса в ДМШ и ДШИ.5.Комплекс методов обучения музыке, обеспечивающий реализациюжанрового подхода в учебном процессе ДМШ и ДШИ, основывается надиалектическом сочетании общепедагогических и специальных методов, которыесвязаны между собой по образцу варианта и инварианта (в роли инвариантавыступают общепедагогические методы, в роли варианта – специальные методы,отражающие специфику предмета).Поскольку осознание семантики жанра является одной из основных задачреализации жанрового подхода к обучению музыке, то в качестве наиболееактуальных для ее решения общепедагогических методов нами выделены такиеметоды, как метод комплексного анализа на интегральной когнитивной основе,74метод создания проблемных ситуаций, частично-поисковый и исследовательскийметоды.