Диссертация (Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)), страница 5

PDF-файл Диссертация (Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)), страница 5 Педагогика (55962): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского худож2020-03-23СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)". PDF-файл из архива "Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Так, искусствоспособствовалосоциализацииобщества,передаваявесьопытвзаимодействия с природной и общественной средой (В.В. Иванов, П.А.Сорокин, А.Ю. Гончарук, Э. Б. Тейлор, И. Тэн, и др.).23Рассмотрим сложные и интересные пересечения художественноготворчества, искусства и дизайна в становлении человечества. С позицииконцепции «дизайн – художественное творчество – искусство» дизайнявляется «самым древним методом художественного освоения предметногомира» [86, с. 12]. По мнению Н.В. Воронова, эстетическое освоениепредметного мира связано с практикой трех видов: прикладного искусства,декоративного искусства и дизайна.Такимобразом,можнозаключить,чтозарождениедизайнапроисходило в развитии ремесел первобытнообщинного строя периодапалеолита.

Возникновение дизайна – это результат процесса художественноэстетического освоения человеком предметной среды или художественноэстетической деятельности в ней. Художественно-эстетическая ценностьвозникает в результате только непосредственно прямого чувственногоконтакта человека с объектом.Освоение окружающего мира позволяло не только понимать егокрасоту, но и формировать культуру своей социальной среды. Н.В. Вороновопределяет социальность как родовое свойство эстетической ценности (Н.В.Воронов).Таким образом, можно констатировать не только взаимосвязь между«дизайном – художественным творчеством – искусством – социализациейпервобытногосоциализацииобщества»,развитиемнодетерминированностьюхудожественно-эстетическойпроцессовдеятельностичеловека социального.Возникновение искусства, художественно-эстетического творчества,основ дизайна означало огромный шаг вперед в познавательной деятельностии личностном развитии человека и заняло особое место среди других средстви способов, подключающих человека к потребностям и интересам обществаво всем их многообразии.

Так, благодаря художественно-эстетической,творческойбытийногодеятельности,миракотораяпервобытногобылачеловека,органичнойактивносоставляющейпроисходилаего24социализация. «Социализация – это процесс становления личности, усвоениеиндивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцовповедения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности,группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социальногоопыта», – пишет известный отечественный педагог Л.В. Мардахаев [176].Современный педагог А.В.

Иванов отмечает: «В процессе социализациииндивид осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или другойобщности людей, но воспринимает, впитывает их не пассивно, а преломляячерез свою индивидуальность, через свой жизненный опыт… Социализацияв то же время является и интериоризацией, т. е.

переходом внешних дляиндивида общественных отношений в его внутренний духовный мир» [125].Искусство оказывает особую помощь в познании мира через егоэмоциональное восприятие, в расширении кругозора, в пробуждениитворческих сил, в формирование духовного облика человека. Так, известныйотечественныйэстетическоепсихологЛ.С.наслаждение,Выготскийискусствоотмечал,чтоосуществляет«доставляявоспитательноевоздействие и информирование, передачу опыта и знаний, отличаетсяспособностьювнушающеговоздействия(суггестии).Эстетическинаслаждаясь искусством, человек углубляет свою личность, приобщается кмиру и человечеству» [87].Следует отметить, что способность восприятия цвета, его различения,обозначения и переживания как эстетического явления тоже находились встадии развития и становления (Д.

Брюн, И.В. Гете, Р. Вагнер, В.В.Кандинский,Р.Штайнер,А.Ликхард,др.).Чувствовосприятия,эмоциональное переживание, богатство интонационных ощущений цветаразвивалось столетиями и еще продолжает развиваться, обогащая культуручеловечества.Как указывают современные психологи и педагоги, искусство ихудожественно-эстетическая деятельность обладают чрезвычайно сильнымсредством духовно-нравственного воспитания, поскольку естественным25образом входит в бытие человека и исподволь подводит его к катарсическимпереживаниям и глубоким внутренним изменениям (И.В. Алексеева, А.В.Бакушинский, Л.С. Выготский, А.Ю. Гончарук, А.М.

Егорычев, Л.Б.Ермолаева-Томина, М.С. Каган, А.С. Кармин, В.Н. Липский, И.В. Собянина,Н.М. Сокольникова, др.). Искусство, культура и воспитание существуютстолько, сколько существует человечество, и бытие его во многомопределялось этими факторами. Исследование данных составляющих можетпролить свет на многие проблемы науки об обществе.Рассматриваясоциальнойхудожественно-эстетическуюпедагогики,необходимокультуруотметитьспозицииследующее:еевоспитательская миссия и ныне еще не получила системного изучения иоценки. Как отмечает А.А. Виноградова: «Анализ массовой практикипоказывает, что процесс воспитания искусством и сегодня продолжаетсуществовать не как целостная, а суммативная система, в которой связьмежду компонентами отсутствует или недостаточно развита» [207, с.

17]. Внесколько ином аспекте рассматривают роль искусства в системе воспитанияА.Г. Асмолов, Б.А. Асафьев, А.В. Бакушинский, Р.А. Куренкова, Д.С.Лихачев и др., отмечая не только отсутствие системности в формированиихудожественно-эстетической культуры, но и существующий разрыв и вакууммежду целями и практикой.Многиесовременные«противоречияадекватныхмеждуисследователидуховнойпедагогическихприродойтехнологий,такжеуказываютчеловекакоторыеинаотсутствиембыпозволилиактивизировать социально-педагогический потенциал искусства, повыситьуровень художественно-эстетической культуры, как средства нравственногуманистического воспитания» [207, с. 16].Но, тем не менее, многие выдающиеся деятели на протяжении всейистории развития человечества видели и предлагали использовать искусствокак возможность воспитания и преобразования общества.

Так, древние зналиобобучающихпреобразовательныхивоспитательныхвозможностях26искусства. Платон, например, в своих трудах раскрывал тесную связь междусостоянием общества и состоянием искусства. Для него искусство былосильнейшим средством формирования личности, «ибо оно проникает вглубьдуши». Восприятие прекрасного, способность человекаприпоминатьидеальные образы, запечатленные в душе, позволяют ему очиститься отвсегопреходящего,случайного,наносного[196].Гесиодописывалволшебные свойства песнопений, а пифагорейцы писали о врачевании душипосредством музыки [92].Ученик Платона, Аристотель считал, что искусство позволяет человекупройти через катарсис – переживание, которое и очищает, и возвышает душу.Как отмечает исследователь Аристотеля К.В.

Пашков, с катарсисом связана«кульминационная точка восприятия», «поднятая до высот потрясения» [191,с. 263]. Эта функция искусства почиталась им как высшая. Он рассматривалискусство как важнейшее средство познания мира и человека. «Подражаяпрекрасному, искусство само уподобляется ему, и поэтому оно выполняетогромную воспитательную роль в жизни отдельного человека и всегообщества в целом» [9]. Искусство, по мнению Аристотеля, способствуетулучшениюнравственнойжизничеловека,оноподчиненозадаче«усовершенствования в добродетели». На «подражании» действительностиосновывается способность искусства оказывать на человека и моральное, иэстетическое воздействие, формируя сам характер его чувств: «Привычка жеиспытывать огорчение или радость при восприятии того, что подражаетдействительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувстваи при столкновении с действительностью» [9, с.

19]. Благополучиегосударства, по Аристотелю, в определяющей степени зависит от того, каквоспитаны его граждане, какими обладают качествами, с основами какихнаук и искусств они знакомы, как они способны к восприятию прекрасного ипроявляют себя в творчестве (В.В. Бычков, В.А.

Иванов, Р.А. Куренкова,др.). У Дени Дидро была создана целая программа воспитания граждансредствами искусства, где изобразительному искусству отводилась особая,27важная,морально-нравственнаяроль,ахудожникобязанбыть«наставником» рода человеческого, проповедником добра [105].Как уже было отмечено выше, со времен Древнего мира искусствовыступало как самый действенный способ влияния на воспитание, какотдельной личности, так и общества в целом. Рассмотрим становлениехудожественно-эстетической культуры античности как отражение созиданиянового идеала человека, идеала свободного и активного гражданина,объективировавшее социально-общественные стороны личности.Изобразительное искусство в образах Богов и Богинь всего греческогоОлимпа запечатлело представление о самом прекрасном, высшем образцевнешней красоты, которая была неразделима с гражданскими, социальнымии человеческими ценностями греческого полиса.

Позже высокой чести бытьизображенными стали удостаиваться граждане, заслужившие уважениеобщества, риторы, философы, воины и олимпийцы. Так, образ прекрасного,свободного, активного и доблестного гражданина стал эстетическим идеаломантичности, осуществляя социальную и воспитательную функцию.Художественно-эстетическая культура античности ставит человека вцентр своего внимания и деятельности. Она пронизывает весь образ жизнисвободнорожденного человека, с самого детства наполняя его существованиемузыкой, ритмами, формами.

Поэзия и риторика, музыка и песнопения,трагедии и комедии античных авторов, театральные зрелища были частьюповседневной жизни. Пластические искусства (скульптура, керамика),помимо практической необходимости, также оказывали свое визуальноевоздействие. О мастерах художественных ремесел того времени, можноговорить, как о первых дизайнерах, которые задумывали и изготавливалипроектысвоихизделий,использовалиинструментарий,техническиеприспособления, направляя художественно-эстетический поиск для созданияобразцов, исполненных красоты и гармонии.В развитии высокого стиля восприятия красоты окружающего мираиграет цвет, на это указывают многие исследователи (Д.

Брюн, Р. Вагнер,28И.В. Гете, И. Иттен, В.В. Кандинский, В.Н. Лашкевич, Э. Кох, Б.М.Неменский, И.В. Смекалов, Н.М. Сокольникова, Р. Штайнер, др.). Тем неменее, рассуждая о великой греческой культуре, необходимо отметитьследующее, что греки еще не были способны глубоко различать цветовуюгамму. Так, синий цвет был ими не осознан. Р. Штайнер в своей книге «Осущности цвета и тайне радуги» об этом писал: «Это очевидно изупотребляемых ими слов… Осознанное видение или называние цветов,которые мы сегодня различаем, и названия которых мы употребляем вповседневном языке, имеет свое значение для каждой нации» [239, с. 37].Развитие и становление прикладного искусства древних греков,краснофигурная и чернофигурная вазопись также свидетельствуют о скорееграфическом использовании цвета, как акцента темного или светлого.Художественноевосприятиецвета,использованиеегоживописных,цветоэмоциональных характеристик, в эпоху античности еще не нашлосвоего применения.

Человек развивался, а вместе с ним развивались испособности осознанного и глубокого восприятия цвета, появлялисьназвания различных цветов и их оттенков. Как отмечает Р.А. Куренкова,«цвет способен передать все богатство и красоту мира», а «культуравосприятия цвета сродни культуре восприятия звука», процесс их развития –художественно-творческий [152, с. 284].Проектную,дизайнерскуючастьхудожественно-эстетическоготворчества представляла также и архитектура античности. Использованиечертежей, геометрического построения и расчетов были строго необходимыдля создания эталонов совершенства, величия и красоты. Благодаря тому, чтоархитектурные каноны были согласованы с пропорциями фигуры человека,древнегреческая архитектура производит необыкновенное впечатлениелегкости и парения над ландшафтом.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее