Диссертация (Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)". PDF-файл из архива "Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Она восхищает, но не подавляетнесмотря на величие и грандиозность. Напротив, соразмерность пропорций,тесная связь со скульптурой делают архитектуру «человечной», это отмечают29многие исследователи древнегреческой культуры (Л.Г. Емохонова, А.Ф.Лосев, Л.А. Рапацкая, А.П. Садохин, А. Солодовников, др.).Великолепная скульптура, прославлявшая богов и богинь, и вместе сними олимпийских героев, несомненно, несла в себе и социальновоспитательную функцию. Юноши смотрели на скульптуры атлетов ивоинов, где красота, сила и совершенство человеческого тела являлись«образцом», «эталоном» для подражания и совершенствовались в силе,ловкости, выносливости, мужественности и стойкости. Через эстетическоеначало, через создание и созерцание прекрасного «нетленного» происходиловоспитание и образование человека культуры, в целом – человеческогообщества.В художественно-эстетической культуре греко-римской цивилизациибыли отражены проблемы мироощущения, религии и бытия.
В этих условияхпроисходило становление античной философии, которая в будущем оказаласерьезное влияние на развитие всей общественной западноевропейскойкультуры и общества.«Ядром» эстетической культуры является художественная культураобщества (Л.Г. Емохонова, В.В. Иванов, А.Ф. Лосев, Л.А. Рапацкая, А.П.Садохин, А. Солодовников, К.В. Пашков, Е.Г. Яковлев, др.).
Эстетическаятеория греков была тесно связана с художественной практикой, онаосваивала сферу художественных ценностей, которые имеют самоенепосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным вкультуре античности. Произведения искусства постепенно приобретают своюсобственную, эстетическую ценность, определяющуюся ее художественнымидостоинствами.Таким образом, искусство древних греков во многом предопределилоразвитие художественно-эстетической культуры более поздних историческихэпох многих культур и народов мировой цивилизации.Высокая миссия искусства, в частности художественно-эстетическойкультуры, – это изменять не только внешний, но и внутренний мир человека,30преобразовывать действительность, созидая и одухотворяя его личность.
Самакт обращения человека к художественному творчеству является, возможно,самым ключевым, позволившим ему достичь высших вершин своего«очеловечения».При этом следует иметь в виду то, что искусство воспроизводит миргармонии и красоты, создавая ценности, ориентированные в прошлое,настоящее и будущее. Однако общим для этих ценностей является то, что всеони обращены к человеческому «я», его духовно-нравственной ипостаси, что,в конечном счете, воспитывает духовную независимость человека, свободудуха.
Для культуры это является важным фактором ее развития.Искусство, наряду с другими формами духовной культуры, служитчеловечеству как способ воспитания его эмоциональной, интеллектуальной,нравственной составляющей. Оно приобщает общество к накопленномучеловечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, ценностям,устремлениям, идеалам (Л.С. Выготский, А.Ю. Гончарук, В.И. Иванов, А.М.Егорычев, Л.В. Мардахаев, К.В.Пашков, А.П.
Садохин, А.И. Шендрик, др.).Так, Л.С. Выготский пишет о необходимости «признания искусстваобщественной техникой чувства» [87, с. 17].Следующим этапом в развитии художественно-эстетической культурычеловеческого сообщества стало обращение к внутренней, духовной красотечеловека, которая «выражалась в торжестве его духа над телом», и этотпериод пришелся на эпоху Средневековья [200, с. 223].Художественно-эстетическаякультураСредневековьяутверждала«особый тип духовности, при котором главное внимание уделялосьвнутреннему миру человека, его нравственным установкам, смыслучеловеческого существования, осуждению насилия, идеям всеобщегоравенства» [200, с.
223].Художественно-эстетическая культура Средневековья служила, восновном, религиозному культу, «воспроизводя образы не реального, апотустороннего мира, используя язык символов и аллегорий. Архитектура31отражала красоту и значение божественного миропорядка» [200, c. 225].Художественно-эстетическаякультурастановится«новыммировоззренческим ориентиром для сознания человека, утомленногогрубостью и примитивностью окружающего мира» [200, c.
225].Эстетическим идеалом Средневековья становится человек набожный,подчиняющийся не только строгой социальной иерархической системе, но иподчинивший свою плоть духу. Смирение являлось высшей добродетелью,признаком такого типа духовности, при котором внимание человекафокусировалось на нравственных установках, на смысле человеческогосуществования, на осуждении насилия, на своем внутреннем мире идуховных переживаниях. Художественно-эстетическая культура отражалапредставления о дуализме мира, установку о вторичности мира «видимого» кмиру «горнему».В архитектуре романская культура породила замкнутость и суровостьархитектурных форм, и деформация, экспрессивность человеческих фигур вскульптуре и живописи служила идее вторичности материи перед духовныммиром.
Готика, особенно в архитектуре, отражала красоту, величие изначениебожественногомиропорядка,выражалаустремленностьчеловеческой души ввысь, к Богу. «Так, плотно опекаемый вовне средствамихудожественной культуры, эстетики Средневековья, Человек разворачивалсяк своему внутреннему миру и глубоко погружался в него». Следует отметить,что цвет и свет в эпоху Средневековья играли особую, символическую роль,которой не играли никогда ранее.
«Считалось, что естественным цветомготики является фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремлениядуши, как соединение красного цвета крови и синего неба. Синий цветсчитался также символом верности. Поэтому в витражах преобладаликрасные, синие и фиолетовые краски», – пишет А.П. Садохин [201, с.177].Следующим этапом в становлении Человека стало его обращение квозрождению духовно-телесной гармонии. Поэтому эпохе Возрождения такблизки идеалы античности, которые по-новому звучат в художественной32культуре Ренессанса, воскрешая былые ценности, стремление к ясности,гармоничности,телесности,симметричности,уравновешенностииориентированности на человека как меру всех вещей. Многие исследователи(Л.М. Баткин, Л.Г.
Емохонова, Е.В. Мирецкая, К.В. Пашков, А.П. Садохин,Л.А. Рапацкая, др.) отмечают, что «обращение к античному наследию былоформой, в которой совершился переход к новому идейному содержаниюкультуры. Основой этого содержания стал гуманизм» [201, с. 245].Понятие «гуманизм» ввели в XV в. сами творцы новой культуры.Богословскому знанию они противопоставили «познание тех вещей, которые… совершенствуют и украшают человека» [201, с.54].
Путь воспитаниячеловеческоговчеловеке,стремлениевозродитьдуховно-телеснуюгармонию – это основная идея гуманизма. Гуманист – аристократ духа, так, вэпоху Возрождения главным видом духовной деятельности стало искусство.Люди были, в абсолютном большинстве, неравнодушны к искусству,поскольку оно стало занимать значительную часть их духовно-душевнойпищи. Таким образом, художественно-эстетическая культура Возрождениястановится воплощением гуманистической идеи и является золотым векомдля развития изобразительного искусства.
Идеалы Возрождения наиболееполно, масштабно, остро выразили архитектура, скульптура, живопись.Живопись постепенно вытесняет архитектуру и выходит в этот период напервыйплан,посколькуживописныесредства,пластическиеиколористические возможности цвета, позволяли богаче, разнообразнее,красочнее отобразить реальный мир.Благодарязначимость.живописиОнацветпозволяетначинаетпередаватьобретатьособуюнастроение,рольхарактерииматериальность предметного мира, самые тонкие и сложные его оттенки.Художники ищут цветовую гармонию и выразительность колористическогозвучания, используют цветовые аллегории, появляется масляная живопись.Чудо Возрождения – естественный и непосредственный продукт эпохиСредневековья. Возрождение не отвергало христианскую культуру ради33античности, но согласовывало их, – черта, все более утрачиваемая XVII ипоследующими веками.
Ренессансные гуманисты считали красоту закономприроды. Им представлялось, что гармоническое начало мирозданиянаиболее полно способна выразить именно архитектура, она могла отразитьмир, в котором господствует гармония, идеальная упорядоченность форм,закон и логика пропорциональных отношений (Л.М. Баткин, Л.Г. Емохонова,Е.В. Мирецкая, Л.А. Дмитриева, А.П. Садохин, Л.А. Рапацкая, др.).Архитектура отражает общественного человека и ту среду, в которую онвключен. Поэтому ей принадлежало очень важное место в ренессанснойсистемевзглядов,мирпредставлялсялюдямХVвекавобликеархитектурного пейзажа.Еще одна характерная черта художественно-эстетической культурыВозрождения – это тесная взаимосвязь искусства и науки.
Художникиобращаются к научному знанию, стремясь наиболее полно отразить природу,предметный мир и его формы. Собственно, формула «золотого сечения»была найдена благодаря исследовательскому поиску и трудам Леонардо даВинчи, Леонардо Фибоначчи, Луки Пачоли и др. В математическом решенииформулы гармонии научный подход приобретает материальную основу.Как отмечают исследователи этого периода (Л.М. Баткин, Л.Г.Емохонова, Е.В. Мирецкая, А.П.
Садохин, Л.А. Рапацкая), – связь искусстваи науки составляет одну из знаковых особенностей культуры Возрождения.Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на ихпознание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой порыособенно важную роль. Постепенно вырабатывалась и закреплялась новаясистема художественного видения мира. Стало формироваться пониманиезрительной перспективы, изобразительная форма становится иллюзорной,возникает чувство предметности, осязаемости, пространства.
Это отмечаетИ.В. Смекалов: «Леонардо да Винчи живопись понимает как универсальнуюмодель любой деятельности» [203].34Эпоха Возрождения привнесла в понимание и выражение красотыогромный вклад, который на многие века определил развитие всех форм инаправлений мировой культуры, прочно соединив материю и дух, реальное иидеальное. «Соединение ученого и художника в одной творческой личностимогло состояться только в эпоху Ренессанса.
Титаны Возрождения –Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, АльбрехтДюрер, величайшие художники-ученые, воплотили характерные чертыРенессанса – универсальность, разносторонность, высочайшую творческуюодаренность.В эпоху Возрождения зарождаются и развиваются новые стили инаправления, во многом определившие как расцвет современной культуры,так и дальнейшее ее развитие» [200].По праву «Золотой век» раскрыл в человеке новые грани еговозможностейсовременныйичерезчеловекхудожественно-эстетическуюможетприкоснуться,культурупрочувствоватьэпохивеличиечеловеческого таланта, гения, оценить ее масштабы. Подобные образыспособны оказывать наиболее вдохновляющее влияние на подрастающеепоколение, формирование их художественно-эстетической культуры.Итак, искусство эпохи Возрождения, являясь синтезом Античности иСредневековья, «соединило в единое целое телесность и духовностьчеловеческого существа, открыло дорогу для создания образа совершенногочеловека и тем самым оказало великую услугу социальному прогрессу» [200,c.
295]. На протяжении всей многотысячелетней истории человеческойкультуры и цивилизации истинное искусство создавало образ совершенногочеловека. «И это искусство, этот образ, становясь все более совершенным иидеальным, оказывает все более активное воздействие на духовную жизньобщества, способствуя гуманизации человеческих отношений» [200, c.