Диссертация (Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)". PDF-файл из архива "Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Рапацкая, А.П. Садохин,др.). Развитие романтизма, реализма, а позднее критического реализмаопределило изменение общественных функций российских живописцев. Ониприучили публику смотреть картины, вовлекая в искусство все большие40социальные слои населения. Высокая художественность реализма, егопереплетение с романтизмом в развитии изобразительного искусстваспособствовала решению социальныхсамосознания.Вэтотпериодзадач иначинаетсяросту национальногостановлениеиразвитиехудожественной культуры как системного образования. Оно не толькоопределилоруслоразвитияроссийскогосветскогоискусства,какхудожественно-эстетического выражения, но и продолжало создаватьнравственные императивы русской культуры.Наше время характеризуется своим особым пониманием культуры.Само понятие «культура», вся ее сущность прочно связана с процессомразвития и воспитания человека (А.М.
Егорычев, А.Ю. Гончарук, Р.З.Хайруллин, А.И. Шендрик, М.Н. Эпштейн, др.). Человек стал пониматься какпродукт культуры и как ее творец. Велика роль человека в творении исозидании окружающего мира – мира культуры и духовности. Таксовременный философ и культуролог М.Н. Эпштейн дал такое определениекультуре: «Культура – самосозидание человеческого рода, именно в культуречеловек выступает как созидатель и созидание» [191, с. 25].
По словамвыдающегося русского религиозного мыслителя, философа и общественногодеятеля И.А. Ильина, «культура – это то, что требует “полноты душевногоучастия”» [128]. Значение культуры в том и состоит, чтобы сохранять иразвивать те богатства, которые заложеныв душе человека, ибо«человеческая душа стоит дороже всех царств мира», – писал Н.В. Бердяев,русский христианский философ начала ХХ века [45].Таким образом, в современном понимании феномена культуры человеквыступает как универсальное существо, он выявляет и реализует своинеограниченныевозможностипознания,творчестваисамосовершенствования.Наш современник, ученый, социальный педагог И.А.
Липский в своемисследовании, обозревавшем существующие концепции и определениякультуры, насчитал около 1000 определений этого понятия, и список этот41расширяется по сей день [159]. Определение культуры зависит оториентирования исследования на выделение в качестве принципиальноважных для понимания сути культуры различных ее аспектов, а такжефилософской и методологической позиции автора.Существуют определения культуры, отражающие самые различныеаспектысовременнойцивилизации.Приведемнекоторыекраткиеопределения.
Ю.М. Лотман определяет сущность культуры следующимобразом: «Культура – это информация» [191, с. 25]. К.Г. Юнг: культура – это«общий и принятый всеми способ мышления» [191, с. 25]. М.С. Каган: «все,что человек творит, осваивая мир объектов – природу, общество и пр.» [191,с.25]. В.М. Межуев: культура – это «производство самого человека во всембогатстве его связей с обществом» [191, с. 25]. А.Ю. Гончарук: «Культура …является духовным компонентом человеческой жизнедеятельности каксоставная часть и условие всей системы геополитической активности своихсубъектов, обеспечивая различные стороны эффективного сосуществованияличности и общества» [98, с.58].Квинтэссенцией существующих выражений является высказываниеМ.Н.
Эпштейна: «Культура – не сумма привычек и навыков, пусть самыхблагородных; культура область творчества… Культура – это в существесвоем альтернативная форма сознания: в ХV веке – по отношению к религии,в ХХ – по отношению к политике, ХХV – быть может, по отношению кнауке» [191, с. 26].Таким образом, можно говорить о том, что культура – это не тольконакопленный человечеством опыт, но и разные формы человеческихотношений с миром. «В общей системе культуры, – отмечает К.В. Пашков, –можно выделить три основные подсистемы – материальную, духовную ихудожественную культуры, где художественная культура – это сферахудожественных ценностей, представляющих собой высшие рукотворныеформы эстетических ценностей» [191, с. 416].42В художественно-эстетической культуре соединяется художественнаяформа, ее материальное воплощение и духовное содержание.
Основа еехарактера – ценностно-смысловые формы материального воплощения.Художественное творчество может быть интерпретированокак образноемышление в материале, т. е. с помощью представления цвета, формыпластики возможное постижение и восприятие мира в его целостности, внеразрывномединствеличностногоопыта,бытиякультурыихудожественно-эстетического опыта всего человечества.Многие современные исследователи пишут, что художественнаякультура – это особая целостная культура, созданная человечеством, в нейорганически соединяется материальное и духовное производство. «Ядромхудожественнойкультурыявляетсяискусство,включающеевсебятворческую деятельность по созданию художественных произведений и самипроизведения, и ценности, т.
е. она объединяет в свой широкий круг всепроцессыиявления,сконцентрированныевокругискусства»[19].Художественную культуру рассматривают как самоуправляемую систему(Н.Г. Багдасарьян, Н.В. Дмитриевский, К.В. Пашков, А.С. Кармин, М.А.Каменский, Т.А. Калявина, Е.С.
Новикова, Л.А. Рапацкая, Л.Г. Емохонова,А.П. Садохин, А.В. Волошинов, Г.Г. Поспелов, Б.Д. Яковлев, и др.).«Эстетическая культура – один из компонентов духовной культуры, этоединство чувств, вкусов и идеалов, которые материализуются в процессепреобразования мира по законам красоты, это культура чувственногоосвоения и преобразования мира в соответствии с созданными определеннымобществом возможностями для максимального раскрытия сущностных силчеловека», – дает свое определение И.А. Липский [159].Художественно-эстетическаякультураявляетсярезультатомтворческой деятельности в сфере искусства и дизайна, непосредственносвязанного с художественной культурой (Т.П. Грушевская, Н.Г. Багдасарьян,А.В. Бакушинский, Л.Г. Емохонова, Л.А.Рапацкая, Ю.Л.
Давыдов, М.А.43Каменский, О.А. Кривцун, К.В. Пашков, А.П. Садохин, И.В. Собянина, Э.В.Соколова, А.И. Шендрик, М.Н. Эпштейн, Б.Д. Яковлев, др.).Так, для А.В. Бакушинского одной из ведущих тем становятсяпроблемыхудожественноговоспитанияипсихологиивосприятияпроизведения изобразительного искусства. Главный акцент в разработаннойим в 1918–1921 гг. системе художественного восприятия ставился на«непосредственное творческое переживание произведения искусства» [24].Б.М. Неменский в системе художественно-эстетического воспитаниярассматривает включение личности ребенка в целостный интегрированныйкурс, вмещающий в себя разные жанры изобразительного искусства,способствующие пониманию красоты как мудрости [186].
И.В. Собянинаакцентирует внимание на приобщении ребенка к общечеловеческимкультурным ценностям в процессе общения с искусством и творческойдеятельности [207].Изучение художественной культуры как целостной системы, вотечественной науке, началось сравнительно недавно, философские исоциологические работы, посвященные этой проблеме, появились в 60–70-егоды XX века. Значительный вклад в разработку теории культуры внеслимногие российские ученые (К.А.
Абульханова-Славская, А.И. Арнольдов,А.В. Бакушинский, Л.П. Буева, Ю.Р. Вишневский, М.С. Каган, Л.Н. Коган,А.Ф. Лосев, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, др.).В настоящее время в научно-образовательном сообществе средиспециалистов,изучающихвопросыхудожественнойиэстетическойкультуры, присутствуют самые различные подходы к ее пониманию ивыражению. Так, среди современных направлений в исследовании искусства,художественной и эстетической культуры личности, существенное значениеимеет синергетический подход, рассматривающий развитие культуры какнелинейный процесс, открывающий глубокие перспективы осмысленияокружающего мира в художественной деятельности (В.В.
Ванслов, М.С.Каган, Н.И. Киященко, С.Т. Махлина, В.М. Петров, В.П. Рыжов, др.).44Диалектика взаимосвязи образования и культуры, культуры и личностидостаточно глубоко раскрыта в работах К.А. Абульхановой-Славской, Г.С.Батищева, Н.Г. Багдасарьян, Л.П. Буевой, Г.И. Гайсиной, Э.В. Ильенкова,Р.А. Куренковой, М.С. Кагана, В.Н. Липского, Л.А. Леонтьева, Т.В.Леонтьевой, А.А. Мелик-Пашаева, Н.З. Чавчавадзе, Б.Д. Яковлева, др.Л.Н. Коган относит к сфере культуры ту деятельность, котораяреализует сущностные силы личности, «раскрывает, опредмечивает впродуктах этой деятельности» [146, с. 42].
Л.Н. Коган обосновываетзакономерностиформированияхудожественной,посредствомнаосновесохранениядействительности.Н.З.культурычеловека,втоминдивидуально-личностнойтрансляцииЧавчавадзекультурыопределяетвчисле идеятельностипедагогическойкультурукак«мирвоплотившихся ценностей», важность которых не в них самих по себе, а втом, как они входят и реализуются в культуре человека [233].Анализ культурологической и научно-педагогической литературыпоказывает, что художественно-эстетическая культура, искусство способнырешать самые разнообразные задачи:- духовные (М.М. Бахтин, В.С. Библер, В.Н.
Липский, Н.К. Рерих, А.П.Садохин, др.);- социальные (А.И. Арнольдов, С.Н. Иконникова, А.М. Каменский,Т.А. Калявина, Л.В. Мардахаев, О.И. Воленко, К.Б. Соколов, П.А. Сорокин,А.И. Шендрик, др.);- служить познанию окружающей действительности (А.В. Гулыга, В.И.Самохвалова, др.);- являться средством общения людей, разрабатывая для этогоспециальные художественные языки музыки, живописи, поэзии и т. д. (Д.С.Лихачев, А.Ю. Гончарук, С.П. Ломов, Л.Н. Столович, Н.М. Сокольникова,А.И. Шендрик, С.Т. Махлина, др.);- вместе с религией облагораживать и возвышать душу человека (В.И.Слободчиков, А.М. Егорычев, А.А. Мелик-Пашаев, др.);45- вместе с педагогикой воспитывать человека (Ш.А.