Диссертация (Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)". PDF-файл из архива "Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Никитич дает следующее определение: «Способ и формаосвоениядействительностивискусстве,всеобщаякатегорияхудожественного творчества» [187, с. 284]. Художественный образ влияет наэмоциональное восприятие зрителя, поскольку его первоосновой являетсяэмоциональность.Онраскрываетсячерезиндивидуализированноеобобщение, через знаковое единство информации, которая выражается вконкретной, чувственно-образной форме и является «формой мышления вискусстве» [89]. Б.П. Юсов подчеркивает, что художественный образ –основаиметодхудожественноговоспитания[249].Исследователипсихологии мышления указывают на то, что одной из существеннейшиххарактеристикобраза как активногоэлемента мыслиявляетсяегоцелостность (Л.Л.
Гурова, Л.Б. Ермолаева-Томина, Л.С. Выготский, В.С.Кузин, А.Н. Леонтьев, др.). По мнению А.Н. Леонтьева, мир приобретает вобразе пятое квазиизмерение, а картина мира наполняется значениями [157].В.С. Кузин определяет художественный образ как сплав единичного,индивидуального и общего, типичного, «художественный образ, являясьносителем единичного, конкретного… одновременно есть и обобщение»[150].
Специфика творения художественного образа и его социальнопедагогическая значимость этого целостного художественного явления,обладающего воспитательным потенциалом и стимулирующего процесссоциализации студента-дизайнера, заключается в его многозначности,ассоциативности и семантичности (О.А. Кривцун, Р.А. Куренкова, С.П.Ломов, Н.М. Сокольникова, А.П. Садохин, др.). Все выше обозначенныекатегории, так или иначе, связаны с интеллектуальнойи духовнойдеятельностью человека, обладающего способностью творить идеальный51художественный образ, усвоением им богатства национальных и мировыхкультурных смыслов, ценностей и норм.Художественный метод, используемый в процессе формированияхудожественно-эстетической культуры студента-дизайнера, является типомособого образного мышления, который возникает в результате соединенияобъективных и субъективных факторов, имеющих мировоззренческуюнаправленностьчеловечествомэпохи,вхудожественныйпредшествующиепотенциал,эпохиинакопленныйдополненныйвеяниямисовременности с использованием технологических возможностей дляфиксации художественного образа в личностной интерпретации образногосодержания (А.С.
Кармин, В.В. Иванов, В.С. Кузин, Ю.А. Солодовников,Е.В. Шорохов, др.).«Повышение культурного уровня есть не что иное, как развитиестремления к творческой деятельности, самореализации личности в сферекультуры.Овладениеразнообразныехудожественнымметодомхудожественно-эстетическиезадачи,позволяетрешатьсовершенствоватьспособности, эстетический вкус, добиваться творческой самореализации»[149].Процессовладенияхудожественнымметодомспособствуетраскрытию творческого потенциала личности и ее индивидуальных черт,повышает ее культурный уровень, внутренне присущие ей качественныехарактеристики.
Можно говорить о том, что художественный метод являетсяодним из важных средств, которые позволят интегрировать развитиеспособностей художественно-образной деятельности студентов-дизайнеров иразвивать чувство художественно-эстетического восприятия красоты игармонии окружающей действительности.В воспитательно-образовательном процессе при подготовке студентовдизайнеров художественно-эстетическая культура формируется комплексомучебных модулей на протяжении всего периода обучения и овладения всемидисциплинамигуманитарного,общепрофессиональногоипрофессионального циклов. Сам процесс формирования художественно-52эстетической культуры – это мощный инструмент воздействия на личность,инструмент ее воспитания и самовоспитания (И.В.
Алексеева, О.В.Будникова, Н.В. Бутенко, Г. И. Гайсина, А.Ю. Гончарук, А.М. Егорычев, Е.В.Кузин, С.П. Ломов, Н.М. Сокольникова, С.А. Муртазина, Р.Х. Чаббаров, Е.В.Шорохов, др.).Глубинный анализ разнообразной литературы, касающейся проблемыдиссертационного исследования, позволил уточнить и расширить понятие«художественно-эстетическая культура», которое понимается как сферахудожественных смыслов, ценностей и представлений о красоте и гармонииокружающего мира, имеющих творческое выражение в рукотворных формахдеятельности человека, отражающих как исторический социокультурныйопыт предшествующих поколений, так и индивидуально-личностное видениемира (позицию) и опыт конкретного человека, в целом выражающих высшийуровень духовно-нравственного развития общества, взаимообусловленностьего развития на основе социокультурных, художественных и эстетическихориентиров.Таким образом, художественно-эстетическая культура способна наоснове своих специфических художественных возможностей, образночувственного языка, эстетических идеалов объединять людей, формироватьих вкусы, взгляды, культуру.
В трактовке понятия художественноэстетическая культура студента-дизайнера «художественное», по своемусодержанию, наполнению, целям и задачам направленно на формированиехудожественно-образного мышления и творческого воспроизведения мирахудожественными средствами, максимально активизирующее творческуюсторону личности студента, «эстетическое» характеризуется специфическойчувствительнойспособностьюобучающегося,такойкакумениевоспринимать, чувствовать, ощущать, и оценивать самую разнообразнуюинформацию. В образовательнойдеятельности студентов-дизайнеровформирование эстетической культуры нацелено, прежде всего, на воспитаниечувств, вкуса, выработке взглядов, критериев оценки, и нравственных53качеств личности студента.Это формирование целостных эстетическихвзаимодействий студента-дизайнера с миром, ценностными отношениями кдействительности и произведениям искусств.
Формирование ценностныхотношений - это еще одна из важнейших функций художественноэстетической культуры. «Существуют различные подходы к пониманиюценностей. Мы придерживаемся следующего подхода - ценность - этоособый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек,приобретая со временем особый вид духовного образования»[114, с. 17].Таким образом, можно конкретизировать цель эстетической составляющей,«её сверхзадачу – воспитание сферы чувств, в высоком понимании – этосфера нравственных ценностей» [112, с. 306].
Как отмечает Л.П. Дуганова:«Опыт свидетельствует, чем выше культура чувств в её восхождении кдуховным ценностям, тем выше нравственный критерий личности, которымона руководствуется в самых неожиданных жизненных ситуациях» [107, с.307].Проблема формирования художественно-эстетической культуры, сучетомееглубинныхфилософских,психолого-педагогическихихудожественно-этических основ, нуждается в научном осмыслении всехсуществующих аспектов с позиций философского, культурологического,психологического и социально-педагогического подходов, что предполагаетвыделение в ней основных компонентов:- феномен, содержащий достижения разных народов и историческихэпох, определяющий в целом траекторию духовного развития человеческогосообщества, его бытийного мира и становления в человеке истинно«человеческого», его художественно-этических и духовно-ценностныхсмыслов и ориентиров – богатство усвоенных национальных и мировыхкультурных смыслов, ценностей и норм;- форма, способ и средство находить прекрасное и возвышенное вокружающем мире – развитость чувства художественно-эстетическоговосприятия красоты и гармонии окружающей действительности;54- осознанность в использовании художественных средств цвета,формы, фактуры и тектоники для эстетизации предметной средыподготовленностьиспособностьповседневнореализовывать–своедизайнерское мастерство;-творческаяактивностьвхудожественнойидизайнерскойкрасоты,воплощенныхдеятельности;-проявлениетворческоговыраженияхудожественных образов окружающего мира в творческой деятельности.Глубинныйтеоретическийанализнаучнойлитературысамогоразличного направления позволил выявить идеи, концепции и положения, всвоей совокупности представляющие научные подходы в понимании роли изначения художественно-эстетической культуры в формировании человека,его социального воспитания, социализации и духовного развития:Философский подход.
Представители данного направления (М.М.Бахтин, Н.И. Бердяев, А.М. Егорычев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, М.К.Мамардашвили, А.М. Егорычев, др.) придерживаются следующей позиции:- среда, в том числе предметная, содержащая культурные смыслы иценности, воздействует на человеческое сознание, поведение и развитие;диалектическая взаимосвязь охватывает образование, культуру и самогочеловека, которая и творит личность.Культурологический подход. Представители данного направления (Т.Г.Грушевицкая, А.Ю. Гончарук, Л.Г. Емохонова, А.С. Кармин, Р.А.
Куренкова,Г.Ю. Стернин, А.П. Садохин, др.) в своих работах опираются на следующиепозиции:-определяющаярольхудожественно-эстетическойкультурыиискусства в процессе антропогенеза человека, формирования знаковосимволическогоуниверсума,художественныхформиобразов,эмоционально-ценностного компонента принадлежит каждой конкретнойнациональной культуре, содержащей огромный художественно-этическийпотенциал;художественно-эстетическоеосвоениечеловеком55действительности связано с различными сферами материальной и духовнойжизни человеческого сообщества.Психологический подход.