Диссертация (Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)". PDF-файл из архива "Формирование художественно-эстетической культуры у студентов- дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи (на примере Московского художественно-промышленного института)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Разработать модель формирования художественно-эстетическойкультуры будущих дизайнеров средствами цвета и живописи и технологию еереализации в воспитательно-образовательном процессе вуза.5. Экспериментально проверить технологию реализации потенциалацвета и живописи в процессе формирования художественно-эстетическойкультуры будущих дизайнеров.Методологические основы исследования составили методологическиепозиции: философские: о воздействии предметной среды на человеческоесознание; о диалектической взаимосвязи образования и культуры, культуры и8культуры личности, о противоречии как источнике развития (М. М.
Бахтин, Н.И. Бердяев, Ю. А. Борев, И. А. Ильин, А. Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили, др.);исторические: об искусстве как форме художественно-образного отраженияистории развития человечества; о становлении человека как биологическоговида (антропогенез) и социально-культурного вида (социокультурогенез);ретроспективный анализ формирования и развития человека как духовнойипостаси средствами творческой, художественно-эстетической деятельности(А. В. Волошинов, И. В. Гете, В.
Дильтей, С.П.Ломов, Ю. М. Лотман, Р.Штайнер, др.); культурологические: о роли художественно-эстетическойкультуры, содержащей достижения разных этносов и народов в историческихэпохах, определяющей в целом траекторию духовного развития человеческогосообщества, его бытийного мира (Н. Г. Багдасарьян, Ю. А. Борев, Т. Г.Грушевицкая, Л. Г. Емохонова, А. С. Кармин, Р. А.
Куренкова, Е. С. Новикова,Г. Ю. Стернин, А. П. Садохин, др.); педагогические, социально-педагогическиеи психологические: о развитии и формировании гармоничной личности,духовностиличности;художественно-эстетическойкультуреличности;реализации потенциальных творческих возможностей личности (А. М.Егорычев, Э.
В. Ильенков, И. А. Липский, А. С. Макаренко, Л. В. Мардахаев,А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Сухомлинский, Н. М. Сокольникова, Т. С.Комарова, К. Д. Ушинский, В. Н. Шацкая, А. С. Калабалин, др.).Теоретическуюэстетическойосновукультурыиисследованиясоставляютхудожественно-эстетическоготеориивоспитанияличности (Т. Адорно, Ю. Б. Борев, А. И. Буров, Н. Г. Багдасарьян, Д. Брюн, А.Ю. Гончарук, Н.
В. Дмитриевский, Л. Г. Емохонова, А. Литхард, К. В.Пашков, А. С. Кармин, М. А. Каменский, Т. А. Калявина, Е. С. Новикова, Б.М. Неменский, А. А. Мелик-Пашаев, А. П. Садохин, Г. Г. Поспелов, Р.Штайнер, др.); влияние художественно-эстетического воспитания настановление личности студента дизайнера и его социализацию (Г. С.Батищев, О. В. Будникова, Л. П. Буева, Р.
С. Дамаданова, А. М. Егорычев, А.В. Иванов, Э. В. Ильенков, Р. А. Куренкова, М. С. Каган, Л. Н. Коган, В. А.9Лекторский, Л. А. Леонтьев, Н. З. Чавчавадзе, А. С. Запесоцкий, С. Н.Иконникова, А. М. Каменский, Т. А. Калявина, С. А. Муртазина, А. И.Шендрик, др.); основы социальной педагогики (А. М. Егорычев, А. В.
Мудрик,Л. В. Мардахаев, А. В. Иванов, М. А. Галагузова, В. Г. Бочарова, О. И.Воленко, др.); идеи художественно-эстетического воспитания (А. И.Арнольдов, А. В. Бакушинский, Э. А. Баллер, Е. В. Боголюбова, А. И. Буров,Ю. Р. Вишневский, А.И. Головнев, Ю. Л. Давыдов, Л. Г. Емохонова, А. В.Волошинов, М. С. Каган, А. С. Кармин, Т. С.
Комарова, С.П. Ломов, А. Ф.Лосев, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, К. В. Пашков, А. П. Садохин, В. С.Семенов, Н. М. Сокольникова, А. К. Уледов, П. Н. Федосеев, В. Н. Шацкая, Б.П. Юсов, Б. Д. Яковлев, др.).В процессе решения задач исследования использован комплексметодов:теоретические:классификация,анализ,абстрагирование,синтез,сравнение,прогнозирование,обобщение,моделирование;эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, экспертныйопрос, ведомости художественных и дизайнерских дисциплин; метод оценкипродуктов творческой деятельности, педагогический эксперимент, а такжеметоды качественной и количественной обработки данных.Базаисследования:Московскийхудожественно-промышленныйинститут МХПИ; факультет дизайна НИУ ВШЭ. В исследовании на разныхего этапах приняли участие более 640 студентов, 36 педагогов, 26 экспертов.Основные этапы исследования.
Исследование строилось в три этапа:первый этап (2006–2010 гг.) – определена тема исследования; изученалитература; разработан научный аппарат исследования; раскрыты сущностьи содержание художественно-эстетической культуры студента-дизайнера, атакже потенциал цвета и живописи в ее формировании; проанализированопыт подготовки дизайнеров в вузах и реализация потенциала цвета иживописи в художественно-эстетическом воспитании, как в России, так и зарубежом, на основе которого разработана модель развития социокультурнойсредывуза,выступающаянеобходимымусловиемформирования10художественно-эстетической культуры студентов-дизайнеров средствамицвета и живописи.второй этап (2010–2014 гг.) – организована экспериментальнаяпроверка технологии формирования художественно-эстетической культурыстудентов-дизайнеров средствами цвета и живописи в условиях Московскогохудожественно-промышленного института (МХПИ);третий этап (2014–2015 гг.) – проанализированы полученные в ходеисследованияматериалы,сделанывыводы,литературнооформленадиссертация.Достоверность научных результатов обеспечивалась обоснованнымиисходнымиметодологическимипозициямиитеоретическимбазисомнастоящего исследования.
А также задействованным комплексом методов иметодик,адекватныхлогике,художественно-эстетическойпредметукультурыизадачамформированиястудентов-дизайнеровввузесредствами цвета и живописи. Результаты экспериментальных данных(качественные и количественные), полученные по результатам реализациисоциально-педагогической технологии, подтверждают выдвинутую гипотезуисследования.Научная новизна диссертационного исследования заключается вследующем: уточнено понимание сущности и содержания художественноэстетической культуры студента-дизайнера, а также особенности еепроявления; выявлены характерные уровни проявления художественноэстетической культуры студента-дизайнера, а также критерии и показателиих оценки; охарактеризован потенциал цвета и живописи в художественноэстетическом воспитании подрастающего поколения; разработана методикареализации потенциала цвета и живописи в художественно-эстетическомвоспитании студентов вуза: разработана модель развития социокультурнойсредывуза,выступающаянеобходимымусловиемформированияхудожественно-эстетической культуры студентов-дизайнеров средствамицвета и живописи и экспериментально проверена технология ее реализации в11вузе;выявленыформированияусловия,необходимыедляхудожественно-эстетическойреализациикультурыутехнологиистудентов-дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи; определены путиповышения эффективности реализации цвета и живописи в формированиихудожественно-эстетической культуры студентов-дизайнеров в вузе.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:полученные в ходе исследования материалы обогащают теорию социальноговоспитания в разделе художественно-эстетического воспитания средствамицвета и живописи; уточнено содержание понятия художественно-эстетическаякультураихудожественно-эстетическаякультурастудента-дизайнера;разработана и экспериментально опробована методика реализации потенциалацвета и живописи, а также технология формирования художественноэстетической культуры студентов-дизайнеров в вузе на ее основе, котораяполучилаэкспериментальнуюпроверкуипоказалаположительныерезультаты; материалы диссертационного исследования дополняют теориюсоциальнойпедагогикивразделедуховно-нравственноговоспитанияличности подрастающего поколения.Практическая значимость исследования заключается в том, чтотехнология модели формирования художественно-эстетической культуры устудентов-дизайнеров в вузе средствами цвета и живописи получилапрактическую реализацию; материалы исследования вошли в методикуреализации потенциала цвета и живописи в формировании художественноэстетической культуры студентов-дизайнеров; материалы исследования нашлисвое отражение в факультативной деятельности («Основы академическойживописи.
Углубленный курс»; «Основы живописи маслом»; «Цвет, егофеномены и возможности. Практико-ознакомительный курс»); в регулярнойвыставочной деятельности, как в стенах вуза, так и на выезде; в проведениимастер-классов;впроведенииблаготворительных акциях.творческихвстреч;социальныхи12Разработанныеучебныепрограммысоциально-педагогическойкомпетенции специалистов, занимающихся формированием художественноэстетической культуры у обучающихся, могут, при определенной коррекции,использоваться в системе общеобразовательного, среднеспециального ивысшего профессионального образования.Основные положения, выносимые на защиту:1.Художественно-эстетическая культура дизайнера представляетсобой социально-педагогическое образование, характеризующее богатство егохудожественно-эстетическогореализацииввосприятия,профессиональнойосмыслениясфереиповседневнойдизайнерскойдеятельности,демонстрирующей красоту материального и духовного мира.