Диссертация (Формирование культуры межнационального общения у представителей коренных народов Сибири в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование культуры межнационального общения у представителей коренных народов Сибири в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе". PDF-файл из архива "Формирование культуры межнационального общения у представителей коренных народов Сибири в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
К 1944 году было 39 русских школ. Первая русская школабыла открыта в Туране (1908). Затем в 1911 году открылась Уюкская школа,затем русские школы открывались в Успенке, Сосновке.В 1921 году образовалась Тувинская народная республика, в связи сэтим светское образование в Туве началось с октября 1923 года.
Тогда былопринято постановление об обучении молодежи русской и монгольскойграмоте.С 1926 года начали появляться начальные школы, через 2 годапоявились еще 4 новые школы, обучение в данных школах велось намонгольском языке. С 1925 года, были организованы для учителей курсы поизучению русского языка. Многие первые специалисты и учителя, проходилиподготовку в Москве, в Коммунистическом университете трудящихсяВостока.В 1930 году была создана и принята национальная письменность набазелатинизированногоалфавита,которыйосновывалсянаопытелатинизированной письменности тюркоязычных народностей СССР [142, с.6].После того как Тува вошла в состав СССР в 1944 году, в нейпроизошли существенные и положительные сдвиги в развитии образования.В 1949 году было вынесено решение о введении начального всеобуча.
Длястроительства школьных зданий необходимо было хорошее финансирование.Тува в составе Советского союза решила данную проблему, в период с 1947по 1968 год в Туве было построено свыше 200 школьных зданий на 33 000учеников [142, с. 9].Анализ показал, что в своей основной массе тувинцы исповедуютбуддизм. Русский язык для них не стал вторым родным, многие молодые26люди им слабо владеют. Тувинцы придерживаются своих национальныхтрадиций в построении системы взаимодействия.Республика Саха (Якутия), якуты (саха).
Вхождение якутского (саха)этноса в образование произошло после указа о христианизации нерусскогосибирского населения, от 6 декабря 1714 года. В Якутию были направлены сэтой целью миссионеры, которые создавали походные церкви, часовни имолитвенные дома, при которых работали церковно-приходские школы, гдеобучались грамоте от трех до пяти детей [21, с.
20].Исследователем У.С. Борисовой было выделено три важных дляякутского этноса социокультурных последствия: 1) увеличение численностисаха за счет русских, юкагиров, эвенков и эвенов. В этническомвзаимодействии якутов и русских особую роль сыграли русские крестьяне,которые, прибыв в Якутию, вынужденно вступали в брачные отношения сякутками.
Дети от таких браков причислялись к русскому населению. В связис этим якуты начинали изучать русский язык; 2) принятие саха достиженийрусской культуры и возрождение на этой основе собственной древнейкультуры. Православная вера распространилась среди коренного населенияна языке саха, их древнейшая вера в бога Танара ассоциировалась в сознаниисаха с христианством. Принятие в некоторых моментах видоизмененнойземледельческой культуры. Появление социального расслоения населения(купцы, чиновники, служители церкви); 3) создание алфавита для языка сахасвященниками.Вцерковно-приходскихшколахформировалиинтеллигенцию народа Саха [21, с.
20].В XVIII веке ссылка в Сибирь стала приобретать массовый характер,что явилось мощным толчком для развития образования в Якутии. В XIXвеке в Сибири отбывали ссылку декабристы: А. А. Бестужев-Марлинский, М.Муравьев-Апостол, Н. А. Чижов, А. Н.
Андреев и др. Они стали дляякутского народа первыми учителями-просветителями. Как бы власти нипытались препятствовать им, однако остановить начавшийся процессразвития светского образования в Якутии уже было невозможно. В27дальнейшем он только ширился благодаря деятельности следующихпоколений русских революционеров [21, с. 23].И все-таки до начала ХХ века общее образование в Якутии былоразвито слабо. Активно начали ликвидировать безграмотность в 1920–1930-егоды. Современная Республика Саха – достаточно развитый субъект РФ,имеющийвысокийпотенциал развития.Образовательныйпотенциалреспублики также имеет различные точки роста.Данныйаналитическийобзорпомог намувидеть уникальныеособенности освоения коренными народами Сибири новой для них культуры,образования, литературы и искусства, как за годы советской власти выросланациональная интеллигенция данных народов.
Естественно, изменилисьнекоторые элементы традиционной национальной культуры, особенноматериальной. Необходимо отметить, что переняв все лучшее от русскогонарода, данные народы в целом сохранили свою национальную идентичностьи культуру, которая по-прежнему передается от старшего поколения кмладшему, имея выражение в системе межнационального взаимодействия.Вместе с тем, обратившись к современности, мы можем отметить, что скаждымгодомвстране,какснежныйком,растетпроблемамежнациональных отношений в молодежной среде. Это является актуальнымдля многих многонациональных государств мирового сообщества, а нетолько для России.В российском обществе из года в год становится все больше и большепримеров межнациональной нетерпимости.
В качестве примера можноназвать: «массовые беспорядки в Бирюлево на юге Москвы, где былозадержано порядка 300 человек»; межэтнические столкновения молодёжи вЮжном округе; напряжённая межнациональная ситуация в районахСибирского региона (компактное проживание мигрантов с бывших советскихреспублик). Рост национального самосознания в национальных регионах РФчасто приобретает негативные оттенки, что также создаёт напряжение в28системе межнационального взаимодействия (Башкортостан, Татарстан, Тува,Якутия, др.).Данные этнические процессы «можно рассматривать как иллюстрацию квызовам глобализации, в условиях нерешенных вопросов межэтническихвзаимодействий»с.[192,23].Такимобразом,всемунаучно-образовательному сообществу, необходимо более тщательнофеноменкультурыпедагогическогоэффективностьмежнациональногоявления,процессовчто,общениябезусловно,формированиякаксоциально-существеннокультурыизучитьповыситмежнациональногообщения и взаимодействия студенческой молодёжи.Именнообщениедолжностать,какговорилБ.Ф.Ломов,самостоятельной категорией, которое имеет собственное содержание.
Вконечном итоге должна быть сформирована определенная социокультурнаясвязь, которая будет являться некой цепочкой, связующей разные нации,этносы и народности РФ (всего 193) в единый российский народ.ВсовременнойРоссиивсечащеподнимаетсявопросомежнациональном общении и взаимодействии, растет количество ученых,обращающихся к нему: З. Т. Гасанов [36], В.
Г. Крысько [87], А. М. Егорычев[49], И. Л. Набок [121], Н. Г. Маркова [114], Р. З. Хайруллин [188], др.Именно этническая коммуникация в современном мире, как указываютучёные, становится одним из важных факторов в жизни человека,построении социального государства (ст. 7, Конституция РФ). Общениевыполняет важнейшую роль в жизни человека, его развитии и становлении.Такие ученые, как Л. С.
Выготский [31], И. С. Кон [80], А. Н. Леонтьев [99],Ж. Пиаже [144] и др., подтверждают это в своих исследованиях.Естественно, любое общение связано с национальнойкультуройчеловека. По сути, каждый народ, даже самый малый, имел свою особуюкультуру социального взаимодействия и общения. У каждого народа былсвой этикет, определенный свод правил, которые нельзя было нарушать.Современное общество в большинстве своем от данных правил и обычаев29старается отказаться, заменив их на общечеловеческие (универсальные)нормы и требования.
Данный процесс ведёт к разрушению многовековыхнациональных традиций, обеднению народных культур и, как показываетевропейская практика просвещения, падению нравственности и духовности.Человечество постоянно обогащалось и развивалось за счет различныхкультур, что в конечном итоге вело к развитию новых социальныхотношений, пониманию особенностей многообразия культур и личности вкультуре.
В образовании стали выдвигаться на первый план вопросывсестороннего развития личности, поиске направлений её гармонизации вмногонациональном мире.В XX веке, после двух мировых войн, людское сообщество особо остростало нуждаться в развитии общекультурных ценностей, таких как доброта,сочувствие, человеколюбие, взаимопомощь, др. Возникло стремление ксоциальному объединению. Естественно, данные посылы и накопленныйпозитивный потенциал может активно раскрывать и использовать в системеотечественного образования. Как указывают современные российские изарубежные учёные, образование становится приоритетом человеческогобытия, жизнестроительства современного государства и общества (Л.В.Мардахаев, А.М. Егорычев, И.А. Федосеева, др.).Таким образом, только образование, в основе своей опирающееся напринципы гуманизма, культуроцентризма и духовности, позволит обществуформировать соответствующую систему социальных отношений, где будутприсутствоватьвзаимноеуважение кчеловеку любойкультуры ивероисповедания.
Образовательный процесс в такой системе образованиястроится через становление отношений взаимного уважения учащихся ипедагогов, на уважении прав каждого человека, что не мыслится безсохранения и укрепления их здоровья, укрепления чувства собственногонациональногодостоинстваиразвитияличностногопотенциала.Соответственно, реализация данного направления в системе образованияневозможнабезакцентанапроблемах30формированиякультурымежнационального общения и взаимодействия как одной из важнейшихгуманистических ценностей.
Именно гуманизм выступает основанием любойнациональнойкультурыиявляетсямеханизмом,которыйбудетспособствовать их сближению.Можно говорить о том, что сегодня накоплен достаточно высокийнаучный потенциал в отечественной культуре, науке и образовании порешению выше поставленных вопросов. Такие исследователи, как Ш. А.Амонашвили [4], В. А. Сухомлинский [172] и др. рассматривали подходы иидеи гуманистической педагогики; проблему идентичности изучали Л.
С.Выготский [31], Э. Эриксон, Г. У. Солдатова [165], Н. М. Лебедева [96], Т. Г.Стефаненко [168] и многие другие исследователи. Вопросы взаимодействияразличных культур и особенностей их развития рассматривали многие такиеученые, как Н. А. Бердяев [11], И. А. Ильин [56], Л. Н. Толстой [176], В. А.Тишков [175], Е. В. Бондаревская [19], Н. М. Лебедева [96], О. В. Лунева [96],Г. У. Солдатова [164], Т.
Г. Стефаненко [168] и т. д.; к педагогикесотрудничества обращались О. С. Гозман, И. П. Иванов, А. С Макаренко[106], и другие. Вопросы педагогики ненасилия освещались в работах А. Г.Козлова [76], В. Г. Маралова [112], В. А. Ситарова [158] и др. О понятиях«педагогика», «культура мира» писали в своих работах М. В. Кабатченко[62], З.
К. Шнекендорф [198] и др. В рамках психологии над этой проблемойработали Н. М. Лебедева [95], О. В. Лунева [96], др.После развала Советского Союза в конце ХХ века в обществе оживилсяинтерес народов нашей многонациональной страны к своим истокам,обычаям и традициям, стало возрождаться этническое самосознание, что, ксожалению, по разным причинам во многих случаях привело народы к«самолюбованию», к культивированию чувств национального превосходстваодногоэтносанаддругими,соответственно,кмежнациональнойнетерпимости, интолерантности и т.
д. В связи с данными тенденциямирешениемежэтническихсовременногопроблемроссийскогосталообщества.31однойизВозниклаглавныхзадачнеобходимостьформирования основ национального самосознания у всех народов РФ иодновременно, формирование культуры межнационального общения ивзаимодействияуподрастающегопоколения,прививкироссийскомуобществу идей уважения ценностей любой этнической группы, понимания ипринятия их уникальных культур. Эти идеи нашли свое воплощение висследованиях российских ученых: Г. М. Гогоберидзе [37], Б. И.