Диссертация (Формирование культуры межнационального общения у представителей коренных народов Сибири в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование культуры межнационального общения у представителей коренных народов Сибири в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе". PDF-файл из архива "Формирование культуры межнационального общения у представителей коренных народов Сибири в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Исмаилова[61], В. Г. Крысько [88], Е. В. Бондаревской [20], Г. У. Солдатовой [165], Т. Г.Стефаненко [167], В. А. Кан-Калика [63], А.М. Егорычева [48], мн. др.Возникла необходимость обращение внимания на судьбу будущихпедагогических работников, которые, по сути, является лакмусовойбумажкойсовременногообщества.
Ксожалению, почтиежедневнороссийское телевидение разрывается новыми сообщениями о молодежныхконфликтах, связанных с проблемами культуры межнационального общения.Современные аналитики утверждают, что именно от воспитания молодежизависит будущее нашей страны.Всё выше обозначенное резко актуализирует проблему формированиякультуры межнационального общения студентов в современном вузе.Студенческий возраст – это возраст активного личностного и социальногороста.В студенческие годы происходят значительные личные трансформации,которые характеризуются, прежде всего, формированием «Я-концепции», чтоспособствует формированию человека как личности и пересмотру системыличных отношений с окружающим миром (И.
С. Кон [80], Л. И. Божович[16], Л. С. Выготский [31], А. В. Мудрик [118], Э. Эриксон [205] и др.).Вхождение в систему межнационального взаимодействия для молодогочеловека – проблема высокой нравственности и многогранности. Такиеученые, как С. А. Арутюнов [6], Л. Н. Гумилев [40] и многие другие,выделяют в проблеме межнационального общения этнологический аспект,который позволяет выявить суть межэтнических отношений.32В формировании культуры межнационального общения очень важнуюроль, как утверждают психологи, играют психологические аспекты личности(А.
Леонтьев [100], А. Лурия [106] и т. д.). А. Асмолов [120] выделилисторико-эволюционный подход, который позволяет исследовать личность спозиции её адаптации, социализации и интеграции в общество.Анализнаучнойлитературыразличногонаправленияпозволяетутверждать, что проблема формирования культуры межнациональногообщения и взаимодействия по своей сути является междисциплинарной икомплексной.Необходимо отметить, что во многих науках ученые уделялидостаточное внимание культуре межнационального общения:- философия (Н. A. Бердяев [11], Н.
О. Лосский [105], B. C. Соловьев[167], И. А. Ильин [56], Г. Г. Шпет [199] и др.);-проблемамитолерантностиврамкахфилософскогоаспектазанимались такие ученые, как М. Уолцер [183], P. P. Валитова [25], Н. В.Круглова [86], В. М. Золотухин [53] и др.- история и этнография (Ю. В. Бромлей [22], Л.
H. Гумилев [40], С. А.Арутюнов [6], JI. M. Дробижева [47], К. Н. Хабибуллин [205], А. Ф.Дашдамиров [43] и др.);- психология (А. Леонтьев [100], Н. М. Лебедева [95], О. В. Лунева [96],Т. Г. Стефаненко [168], Г. У. Солдатова [165] и др.)- педагогика (Г. Н. Волков [29], К. Д. Ушинский [185], И. Л. Набок[121], Е. А. Покровский [145], В. П. Комаров [78], И.
И. Сенигов [154], К. А.Элиашевич [201] и др.)- социальная педагогика (А.М. Егорычев [48], А.А. Квитковская [70],др.).Такжеособоевниманиеуделялосьисследователямиэтнопедагогической подготовке учителей в рамках межнациональногообщения (Ш. М.-Х. Арсалиевым [5], Т. И. Березиной [12], Г. Н. Волковым[27], Д. А. Даниловым [42], К. Ж. Кожахметовой [74], В. И. Матисом [116],33О. Д. Мукаевой [119], В. А. Николаевым [130], Т. Н. Петровой [143], М. М.Тхуго [181], М. Г. Харитоновым [189], В.
К. Шаповаловой [195], др.).Этнической толерантностью в рамках психолого-педагогическогоаспекта занимались такие исследователи, как Г. У. Солдатова [165], Н. М.Лебедева [95], А. Г. Асмолов [120], Л. А. Шайгерова [166], Ф. М. Малхозова[110], Е. И. Шлягина [197] и др.Вопросами этнической идентичности занимались учёные (Т.
Г.Стефаненко [168], Н. М. Лебедева [95], В. Н. Павленко [139], В. П. Левкович[97], Е. М. Галкина [34], Л. И. Науменко [124], О. Л. Романова [150] и др.).Если коснуться истории педагогики (социальной педагогики), то там мытоже увидим обращение исследователей к народным смыслам и ценностям,воспитательным традициям. Вопросы, касающиеся воспитания будущегопоколения на опыте своего народа рассматривались многими известнымипросветителями и педагогами (Жан-Жак Руссо [152], Я. А. Коменский [79] идр.).
Особый интерес вызывали у мыслителей прошлого также проблемы,связанные с воспитанием молодых людей в духе уважения к национальномудостоинству представителей разных национальностей (В. Г. Белинский [10],П. П. Блонский [15] и др.).В советское время был накоплен огромный опыт интернациональноговоспитания молодёжи. В Советском Союзе очень активно работалимногонациональные студенческие коллективы в спортивных лагерях,трудовых оздоровительных лагерях как сезонных, так и круглогодичных,инструктивно-методическихлагеряхисборахпрофсоюзногоикомсомольского актива.
Данные коллективы позволяли увидеть особенностикультуры межнационального общения в многонациональном ученическомколлективе в условиях формирования нового типа межнациональныхотношений,раскрытьпедагогическиеусловияэффективностиинтернационального воспитания в этом коллективе (Н. Е. Иванюшкин [30],Б. Т. Лихачев [113], В. И. Буренко [30], Г. И.
Щукина [200] и др.).34Настоящаяпроблематребуеттщательногоанализанетолькосоциально-политической ситуации, но и базовых понятий комплекснойпроблемы формирования культуры межнационального общения.Культура межнационального общения может в полном объемераскрыться через такие базовые понятия, как «формирование», «культура»,«культура образования», «культура общения», «культура межнациональногообщенияпедагога»,культура»,«этнический«общение»,«культурастереотип»,«внутренняямежнационального«национальныйкультура»,«внешняяисследования»,«этнос»,характер»,«толерантность»,«конфликт», «коммуникация».ВкнигеВ.С.(энциклопедическийБезруковасловарь«Основыпедагога)»духовнойпонятиекультуры«формирование»раскрывается как «применение определенных приемов и способов (методов,средств) воздействия на личность учащегося с целью создания у негосистемы определенных ценностей и отношений, знаний и умений, складамышления и памяти.
Личность, развиваясь под влиянием родителей,учителей, среды, как бы принимает определенную форму – у нее начинаютприсутствовать и проявляться задуманные свойства» [136].Следующий важнейший термин нашего исследования – «культура».Только в научных трудах российскихученых понятие «культура»раскрывается в более чем в 800 определениях, что объясняется ёмкостьюданного понятия.Слово «культура» имеет латинское происхождение, появилось впротивовес понятию «натура» (т. е.
природа), и первоначально обозначало«возделанное», «обработанное» в противоположность «естественному»,«дикому». В дальнейшем термин «культура» распространяется на предметы,явления, свойства которых имели человекотворный характер. Человек сталпопадать в сферу культуры, рассматривался как творение себя самого, какплод совершенствования своих уникальных способностей, внутреннего мира[114, с. 31].35В связи с этим культура, как результат реального многообразия и формпроявлений, внедряется во все аспекты социальной жизни, что говорит овысокой степени её значимости для развития социума.Особое место в культуре занимает образование. Так К.
В.Маероваотмечает, что культура нема сама по себе, только образование позволяетобслуживать ту или иную культурную эпоху, она отражает ее признаки,актуализирует те или иные продукты человеческой деятельности. Врезультате появляется специальный вид деятельности – педагогическая,которая обеспечивает социальное наследование [107, с. 4]. Именнопосредством образования передаются следующим поколениям смыслы иценности, нормы и стереотипы поведения, навыки взаимодействия, которыехарактеризуют культуру данного общества.Е. В.
Бондаревская, в своей статье «Гуманистическая парадигмаличностноориентированногообразования»,рассматривает«культуруобразования» как «часть общечеловеческой культуры, в которой внаибольшей степени запечатлены духовные и материальные ценности, атакжеспособытворческойпедагогическойдеятельностилюдей,необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса сменыпоколений и социализации (взросления, становления) личности» [19, с. 17].Ориентируясь на диссертационное исследование Е.В.
Басаргиной«Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа(на примере политехнического колледжа Республики Алтай)», можновывести некоторые положения, касающиеся культуры и образования,которые определяют логику нашего исследования.Современная культура образования, как отмечает Е.В. Басаргина,ориентирована на: «гуманистические культурные ценности; процессыобщения,взаимодействия,разнообразнуюсовместнуюдеятельностьобучающихся и взрослых; развитие общей культуры обучающихся ивзрослых; педагогической культуры педагогов и родителей учащихся;культурныенормыидуховнуюсферу36общенияисотрудничестваобучающихся и взрослых; культурную среду образовательного учреждения,предполагающую творческую, продуктивную совместную деятельностьобучающихся и взрослых как стержень их взаимодействия, а такжесамоуправление как свободную форму самоорганизации гражданскогосообществаобразовательногоучреждения;культурныетрадицииобразовательного учреждения; разнообразную образовательную среду;культуру отдельных сообществ образовательного учреждения» [9, с.
32].В связи со сказанным, необходимо подчеркнуть, что: «каждая культура,несмотря на различные этапы её исторического развития, является яркиминдивидуальным феноменом, требующим самого пристального изучения»[52, с. 9].Следующий важный термин нашего исследования – «культурамежнационального общения педагога». Н. Г. Маркова пишет, что «культурамежнационального общения представляет собой сложное многоаспектноеинтегрированное (объединенное) понятие, которое вобрало в себя такиепонятия,как«культура»,«общение»,«межнациональноеобщение»,«культура общения» [114, с.