Диссертация (Целостное изучение литературы русского зарубежья в старших классах), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Целостное изучение литературы русского зарубежья в старших классах". PDF-файл из архива "Целостное изучение литературы русского зарубежья в старших классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Страну стали покидать деятели культуры и искусства, находившие пристанище в Берлине, Париже, Харбине и др.Обустраивая свою жизнь, эмигранты открывали школы, институты, православные церкви, издательства, газеты и журналы, активно печатались в них, атакже в местной прессе.В умах и сердцах эмигрантов по-прежнему сохранялись обычаи и привычки, традиции и образ жизни, характерные для русского менталитета. Однако прошлое, потеря близких людей, родины, рухнувшие надежды, как инастоящее – необходимость жить в чужой стране, быть невостребованным и25ненужным, воспринималось ими как подлинная трагедия [217; 209].Боль утраты, чувство ностальгии сопровождались зачастую насущнойнеобходимостью тяжелого физического труда, бытовой неустроенностью.Многие эмигранты были вынуждены устраиваться на заводы, уходить в сферу сервиса, заниматься совсем другими, непривычными для них видами деятельности.Эмиграция затронула почти всю русскую интеллигенцию.
За пределами страны оказались философы (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин,Н.О. Лосский, Л. Шестов и др.), художники (К.А. Коровин, И.Е. Репин,М. Шагал и др.), композиторы (С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский и др.).Эмигрировали многие писатели и поэты: А.А. Аверченко, Л.Н. Андреев,К.Д. Бальмонт,И.А. Бунин,З.Н.
Гиппиус,Б.К. Зайцев,Е.И. Замятин,Г.В. Иванов, А.И. Куприн, Д.С. Мережковский, В.В. Набоков, Н.А. Оцуп,А.М. Ремизов, И. Северянин, Тэффи, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева, Саша Черный, И.С. Шмелев и др. Благодаря своей вере, силе духа, настойчивости, таланту, любви к русскому художественному слову, писатели и поэтырусского зарубежья, как и художники, композиторы, режиссеры, музыканты,смогли ярко представить русскую культуру за рубежом.Положительным моментом в эмиграции, несомненно, являлась свободаслова и печати. Писатели русского зарубежья обрели возможность быть услышанными, не закованными в рамки политической цензуры, заниматьсятворчеством во всем его многообразии. В научной литературе одной из особенностей литературной эмиграции первой волны традиционно называют деление писателей и поэтов на старшее и младшее поколения [2; 98; 162].Старшее поколение первой волны русского зарубежья (лауреат Нобелевской премии И.А.
Бунин, З.Н. Гиппиус, А.И. Куприн, Д.С. Мережковский,А.М. Ремизов, И.С. Шмелев и др.) имело сформированную писательскую позицию и сложившуюся литературную репутацию (многие их вершинныепроизведения были написаны на родине, преимущественно в русле развитиятрадиций классической литературы ХIХ века или полемики с этой традици-26ей) и не пыталось изменять своим устоям, продолжая свой творческий путь ине меняя принципиально свои подходы к созданию художественных картин,сохраняя узнаваемые особенности поэтики.Ностальгия стала главным мотивом старшего поколения первой волнырусского зарубежья. Трагедия эмиграции во многом подтолкнула к тому, чтов своих идейных и художественных исканиях писатели вновь и вновь возвращались к устоявшимся традициям русской культуры. Одной из основныхтем творчества стала тема прошлого России, что было обусловлено чередойтрагических событий русской истории: революции и гражданской войны.Историческое прошлое и эмигрантское настоящее, воспоминания о детстве июности – всё это стало основой художественного мира произведений писателей старшего поколения первой волны русской эмиграции: романа «ЖизньАрсеньева» и сборника «Темные аллеи» И.А Бунина, эпопеи «Солнце мертвых», романа «Лето Господне» И.С.
Шмелева и др.Эти же мотивы и образы нашли отражение и в произведениях наиболееизвестных поэтов старшего поколения: К.Д. Бальмонта (сборники «Дар земле», «Марево» и др.), З.Н. Гиппиус (сборники «Литературный смотр. Стихи.Дневник 1911–1921», «Сияния» и др.), Г.В. Иванова (сборники «Розы», «Отплытие на остров Цитеру: Избранные стихи»), И.
Северянина (сборники«Вервэна», «Менестрель», «Миррэлия», «Соловей» и др.), В.Ф. Ходасевича(сборник «Европейская ночь»), М.И. Цветаевой (циклы «Гамлет», «Федра»,«Ариадна», «Мой Пушкин») и др.Совсем другой позиции придерживались представители младшего поколения литературы русского зарубежья первой волны. Эти писатели и поэтыспешили мыслить по-новому, отказавшись от традиций литературы ХIХ векаи создавая свое индивидуальное эмигрантское творчество. Они считали главной задачей автора писать вне зависимости от страны проживания, жизненных распорядков, уважать западную культуру и литературу, продолжатьжить и творить. Каждый представитель младшего поколения русского зарубежья первой волны четко понимал, что понятия «культура» и «литература»27едины для всего мира, а поэт или писатель несет миссию по их сохранению иулучшению.Если мотив ностальгии стал главным для старшего поколения первойволны русской эмиграции, то младшее поколение стремилось преимущественно к изображению жизни эмигрантов в новых для них условиях.
Картиныжизни эмигрантов представлены в романах Б.Ю. Поплавского «Аполлон Безобразов», «Домой с небес», М.Л. Агеева «Роман с кокаином», произведенияхИ.В. Одоевцевой «Ангел смерти», «Изольда», «Зеркало», Н.Н. Берберовой«Последние и первые. Роман из эмигрантской жизни».Одним из самых популярных романов в русской эмиграции, а потом и впостсоветской России стал роман В.В. Набокова «Машенька», в которомвоспоминания главного героя о России помогают ему вести полноценный,полный радостей образ жизни.Среди поэтов младшего поколения наиболее известны Г.В.
Адамович(сборник «На Западе»), И.В. Одоевцева (сборники «Ангел смерти», «Дворчудес» и др.), Н.А. Оцуп (сборник «В дыму»), Б.Ю. Поплавский (сборники«Флаги», «Снежный час» и др.), П.С. Ставров (сборники «Без последствий»,«Ночью» и др.) и др.Несмотря на различия во взглядах писателей и поэтов старшего имладшего поколений литературы русского зарубежья первой волны основнойтемой их произведений всегда оставалась тема России, рассматриваемая вразных контекстах и с разных точек зрения, но так или иначе затрагивающаявсе их литературное творчество [2]. Почти по общему признанию литературоведов, «наибольшее культурное и литературное значение имеет творчествопредставителей первой волны, создавших лучшие свои произведения в изгнании» [162, с. 909].Вторая волна русской эмиграции была своеобразным откликом на события 1939–1945 годов.
Она не была такой обширной, как первая, и затрагивала, как правило, военнопленных, тех, кто не соглашался принимать тоталитарный советский режим. Среди представителей литературы русского зару-28бежья второй волны нужно отметить И.В. Елагина, Ю.П. Иваска, Д.И. Кленовского, С.С. Максимова, Н.Н. Моршена, Н.В. Нарокова, В.Ф. Маркова,Б.А. Нарциссова, Л.Д. Ржевского, В.А.
Синкевич, И.В. Чиннова, Б.Н. Ширяева, В.И. Юрасова и др. [20; 98; 109].Вторая волна русского зарубежья была принципиально новой, ее представляли люди, прошедшие ГУЛАГ, тюрьмы, испытавшие аресты, пытки,унижения, что отразилось в их художественном творчестве, публицистике.Они были вынужденные писать в сложных условиях для них условиях, постепенно обустраивая свой быт, постоянно думая о сохранении и развитиитрадиций русской культуры. Самыми распространенными темами их творчества стали темы войны, сталинских репрессий. В поэзии второй волны русского зарубежья заметно преобладают политические темы (стихи И.В. Елагина, Н.Н. Моршена).
Основными темами стали также темы гражданственности, лагерной несправедливости и др. [181].Осознав ужасы пережитого, приняв мир, полный для них оптимизма игармонии, многие поэты второй волны эмиграции обратились к религиозныммотивам. Об этом можно говорить, анализируя поэтическое творчествоЮ.П. Иваска (сборники «Царская осень», «Хвала» и др.), В.А. Синкевич(сборники «Наступление дня», «Цветение трав» и др.), Д.И. Кленовского(книги «Палитра», «След жизни» и др.).Проза второй волны русского зарубежья еще более разнообразна посвоей тематике.
Так, герои многих произведений ведут борьбу с советскойдействительностью (романы В.И. Юрасова «Великий Страх» и «Параллакс»,роман С.С. Максимова «Денис Бушуев»). К лагерной теме обращаютсяБ.М. Филиппов (повесть «Счастье», рассказ «Человеки»), Л.Д. Ржевский (повесть «Девушка из бункера») и др.Таким образом, анализ самих произведений, критической и научнойлитературы, посвященной им, позволяет сделать вывод о том, что литературавторой волны русского зарубежья является более узкотематической и вбольшей части политически направленной против советской власти и совет-29ского образа жизни [2; 127; 162; 181].Третья волна русской эмиграции, заметно отличающаяся от двух других волн, берет свое начало уже в 1960-е годы. Выехавшие тогда за границубыли преимущественно деятелями культуры, науки, творческой интеллигенцией, что во многом было связано с гонениями, запретами.