Диссертация (Целостное изучение литературы русского зарубежья в старших классах), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Целостное изучение литературы русского зарубежья в старших классах". PDF-файл из архива "Целостное изучение литературы русского зарубежья в старших классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Зинина, В.А. Доманского и других ученых [72; 73; 88; 89;224; 258].Важным условием сохранения целостного взгляда не только на отдельные литературные произведения, но и на развитие литературы и на литературу как вид искусства становится и такой инструмент анализа, как систематеоретических и эстетических понятий, которые учитель использует на уроках литературы, о чем справедливо пишет, в частности, А.М. Антипова всвоей докторской диссертации [5].Методика использования внутрипредметных связей, представленная вработах С.А. Зинина, позволяет формировать целостное представление о развитии литературы, литературных связях и влияниях, традиции и новаторстве,специфике художественного мира конкретного литературного произведения,автора, направления [88].Другим важным и скрепляющим курс литературы в старших классахсредством, о котором пишут в последние годы методисты-словесники, сталасистема ключевых понятий, концептов, без которых невозможно понять художественный мир, идейное содержание и авторскую позицию в литератур-40ном произведении, войти в мир литературы, понять и принять этот мир.
Нанаш взгляд, такую задачу ставит перед собой рубрика «Мир в слове», включенная в учебники по литературе, подготовленные авторским коллективомпод руководством В.Ф. Чертова [138; 141; 143; 146; 149; 205].Утрате целостности во многом способствую современные средства передачи и распространения информации, в том числе художественной информации, а также отмеченные в философии и искусстве постмодернизма тенденции утраты устойчивости, доминирования множественности. ПедагогЕ.О. Галицких пишет о «разрушительных тенденциях, эстетике игры», которые, по ее мнению, приводят к разрушению устойчивых представлений о художественной литературе и литературной классике как непреходящей ценности, что выдвигает задачу «продвижения чтения», сохранения его ценности всознании современного школьника [60, с.
10].Работы отмеченных выше авторов стали методологической основойнашего исследования, позволили определить, что мы понимаем под целостным изучением литературы русского зарубежья, наметить направления работы, сформировать критерии отбора литературного материала и вывести изучение исследуемого нами явления за рамки уроков литературы, используявозможности элективных курсов, получивших распространение в профильных классах средней школы в начале XXI столетия и предоставивших учителю дополнительные ресурсы в приобщении школьников к классической исовременной литературе.В нашей работе мы опираемся на определение целостности изучениялитературного произведения как взаимодействия его художественного целого и отдельных частей, восприятия и анализа художественного текста, с учетом достижений культурологического подхода, идей диалога культур и синтеза искусств, а также как комплексного использования форм, методов иприемов обучения.Таким образом, данная категория рассматривается нами, как уже отмечалось выше, на двух уровнях: дидактическом (осуществление взаимосвязи41уроков литературы и внеклассных занятий); методическом (отбор литературного материала и направлений работы с ним, а также целостное изучениехудожественного произведения в историко-культурном контексте).1.3.
Анализ опыта изучения литературного наследиярусского зарубежья в средней школеВ предыдущих параграфах был проведен анализ литературоведческихисследований и публикаций в периодических изданиях, а также работ отечественных педагогов, которые стали своеобразным фундаментом, теоретической основой для разработки программы нашего обучающего эксперимента,представляющего пример целостного изучения литературы русского зарубежья в старших классах средней школы. Важным этапом исследования сталдля нас анализ методической литературы и педагогического опыта.Можно сразу отметить, что в методической науке проблема изучениялитературы русского зарубежья представлена до настоящего времени гораздоменее подробно, чем в литературоведении, что во многом подтверждаетсяданными, полученными в ходе анализа методических источников и что объясняется, прежде всего, слабой представленностью литературы русскойэмиграции в школьных программах.На протяжении многих лет, участвуя в разработке нормативных документов для средней и высшей школы, создавая учебные и методические пособия, последовательно выступала за включение в школьные программыпроизведения русского зарубежья известный ученый-методист О.Ю.
Богданова, которая в книге «Бунин в школе» [26] представила тщательно отобранные и систематизированные материалы к урокам по биографии и отдельнымпроизведениям писателя, другие материалы для использования на уроках поосновному курсу литературы и внеклассных занятиях.Большой вклад в методическое освоение эмигрантской литературывнесли работы В.В. Агеносова, в том числе его учебное пособие «Литература42русского зарубежья», которое помогает разобраться в феномене русского зарубежья и может стать началом литературоведческого осмысления этого феномена не только для студентов-филологов, аспирантов, но и для старшеклассников [2].Ряд публикаций Б.А. Ланина также связан в особенностями литературырусской эмиграции, в том числе пособие, посвященное творчеству писателейтретьей волны [117].
Мы использовали в своей работе монографию «Поэтический бум XX столетия», подготовленную Р.В. Якименко. В ней дана характеристика основных этапов развития эмигрантской поэзии XX века и предложена развернутая концепция изучения отечественной поэзии XX века[268].Абаканский педагогический институт выпустил учебное пособие «Литература русского зарубежья» (составитель В.П. Прищепа) [197]. Автор рассматривает литературу русского зарубежья как значимую часть отечественной литературы ХХ века.
Под редакцией А.И. Смирновой вышло учебное пособие, представляющее жизнь русской литературной эмиграции первой волны в общественном, культурном и литературном аспектах [125].Филологический факультет Казанского государственного университетавыпустил учебно-методическое пособие для студентов-филологов (составитель Л.Х. Насрутдинова), позволяющее осмыслить закономерности развитиялитературы эмиграции, включающее в себя обзор литературного процесса, атакже подробную характеристику всех трех волн литературы русского зарубежья [128].Нужно отметить, что в указанных выше и многих других публикацияхв педагогической периодике, посвященных избранной нами теме, основнымкритерием отбора произведений русского зарубежья для чтения и изученияявляется постановка в них темы родины и существования вне родины, чтобыло для нас важным показателем.Обратимся к нормативным документам.
Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования43прописаны требования к предметным результатам освоения курса русскогоязыка и литературы, в том числе: «знание сoдержания произведений русской,родной и мировой классической литературы, их историко-культурного инравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культур» [243, с. 12]; «сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный процесс в контексте творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; владение навыками анализахудожественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики»[243, с.
12].Данные требования являются основополагающими при создании примерных и рабочих программ, школьных учебников и учебных пособий по литературе. Мы также опирались в своей работе на эти требования, учитывалиих как при формировании системы заданий, тематики письменных работ, таки при определении критериев оценки работ учащихся.В настоящее время издается и рекомендовано для использования множество программ и учебников по литературе. Каждая линия учебников имеетсвои особенности, касающиеся как выбора литературного материала, так иметодики работы с ним.
Мы не ставили перед собой цель представить анализвсех действующих учебников, остановившись на основных, особенно частоиспользуемых на практике в общеобразовательных школах. Это учебникипод редакцией В.В. Агеносова, В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, В.А. Чалмаева и С.А. Зинина, В.Ф. Чертова [198; 139; 129; 40; 123;149].Анализируя программы и учебники, созданные авторскими коллективами под руководством названных выше педагогов, мы рассматривали преимущество принципы отбора авторов и произведений литературной эмиграции, что было необходимо для решения одной из поставленных задач диссертационного исследования – разработать методику целостного изучениялитературы русского зарубежья в 10–11 классах средней школы.Нами были проанализированы авторские программы и учебники по ли-44тературе для 5–7, 8–9 и 10–11 классов.
Особое внимание уделялось отборуавторов и произведений трех волн эмиграции, их соотнесенности с какимлибо разделом программы (если это присутствует), принадлежность к определенному жанру (для оценки жанрового разнообразия).I.Программа [205] и учебники по литературе для общеобразова-тельных учреждений под редакцией В.Ф. Чертова.5 класс [138]. Статья о жизни и творчестве И.А.