Диссертация (Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе". PDF-файл из архива "Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Камаловой, являются «нравственные нормы, синтезирующие духовнуюи практическую стороны морали, усвоение которой служит важнейшим показателем уровня индивидуальной культуры и воспитанности индивида» [85, с. 10].При этом исследователь приходит к выводу, что нравственные ценностные ориентации являются сложным интегральным образованием, где «представлены формаи разные уровни взаимодействия общественного и индивидуального в личности;форма осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего; система фиксированных установок; глубинное выражение сознания; побудитель активности личности в различных областях жизнедеятельности» [85, с.
10].Подводя итог, представляется необходимым обратить внимание на следующие положения:•ценностные ориентации зависят от жизненного опыта человека;•в ценностных ориентациях выражается общая направленность личности накакие-либо виды ценностей;•ценностные ориентации определяют направленность и содержание поведения человека, а также являются регулятором этого поведения;•ценностные ориентации включают в себя три компонента: когнитивный(смысловой), эмоциональный, поведенченский;•нравственные ценностные ориентации обладают теми же признакамии структурой, что и ценностные ориентации, являясь их частью.Нравственные ценностные ориентации — это не нечто устоявшееся и неиз-менное — они находятся в постоянном процессе формирования, модификации,трансформации и преобразования во времени, месте, в контексте тех или иныхусловий их проявления.40Учитывая вышеизложенное, попытаемся изложить собственное пониманиеданной категории: нравственные ценностные ориентации — это важныйэлемент сознания личности, являющийся одним из факторов ее развития,представляющий общую ее направленность в жизнедеятельности, а такжев ситуациях нравственного выбора и принятия тех или иных нравственныхценностей.Структуру нравственных ценностных ориентаций составляют следующиекомпоненты: мотивационно-аффективный, когнитивно-смысловой, рефлексивно-поведенческий.1.2.
Нравственно-ценностный потенциал музыкального искусстваи особенности его реализациина уроках музыки в общеобразовательной школеРассматривая музыкальное искусство с точки зрения философии как частьдуховной культуры человечества, можно сказать, что тем самым оно выражает«троичную сферу духовного мира человека» [94, с. 365]: чувств — воли — разума.Поэтому содержание музыки составляют «ценности человеческого духа» [94,с. 366]: философские (мировоззренческие), этические и эстетические.Так как музыка является носителем общечеловеческих ценностей, то согласно триаде высших ценностей (Красота, Добро, Истина), можно выделить трисоответствующие функции музыки: эстетическую (сверхфункцию музыки, как искусства), этическую, мировоззренческую.В данной работе рассматривается формирование нравственных ориентацийна уроке музыки, главным смыслообразующим элементом которого является, несомненно, музыкальное искусство, которое целесообразно будет рассмотреть с пози-41ции трех основных разделов философии: эстетики, аксиологии и этики и попытаться определить, носителем каких эстетических и нравственных ценностей оноявляется.По мнению Г.
Г. Коломиец, музыка содержит общечеловеческие ценности,но для их постижения необходимо наличие ценностного сознания воспринимающего. Слушая звуковой поток, воспринимающий повторяет путь композитора и исполнителя, создававших музыкальное произведение, и обнаруживает смыслы,находящиеся в музыке, при помощи ценностей, имеющих какую-либо значимость(не обязательно личностную).С этой позицией сопрягается концепция А. Ф. Лосева [112], который различал Смысл и смыслы. Смысл в музыке связан с божественным началом и не зависимот воспринимающего. Смыслы же обнаруживает сам человек, опираясь на смыслычеловеческого бытия.Следовательно, музыка имеет свой Смысл. Кроме этого, являясь частью духовной культуры, содержит идеи, музыкальную мысль, несет переживания, выраженные в знаково-звуковой форме с помощью средств музыкальной выразительности.
Тем самым, воспринимая музыкальное произведение, реципиент вступаетс ним в диалог. При этом важно отметить, что у музыкального восприятия, по мнению Г. Г. Коломиец, помимо психологической стороны, есть также эстетическая,которая в свою очередь включает суггестивное воздействие.Далее необходимо определить круг общечеловеческих ценностей, которыемогут выражаться в музыке.А. Кирьякова [90] определяет следующую систему ценностей: истина, познание, добро, красота, счастье, человек, труд, деятельность, творчество, свобода, Отечество. Причем каждая из категорий является смыслообразующей для своего собственного круга ценностей.Опираясь на данную концепцию, Г. Г.
Коломиец выделяет семь общечеловеческих ценностей, которые составляют «аксиологическое ядро музыки» [94,с. 474], а также приводит примеры из музыкального искусства, которые являются42носителями той или иной ценности. Так как на сегодняшний день, на наш взгляд,данная классификация является наиболее полной, то приводим ее без изменения:«БОГ, вера, божественное:•ранние мировоззренческие корни мифологии — оперная эстетика XVII-XVIIIвв., К. В.
Глюк, В. Р. Вагнер;•языческое мировоззрение, традиционный фольклор — обрядовость в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, архаика в музыке И. Ф. Стравинского и молодого С. С. Прокофьева;•религиозная тематика (Ветхий и Новый Заветы), становление профессионального искусства при средневековой церкви, григорианские хоралы,мессы, русский знаменный распев, русская церковная (хоровая) музыка,творчество И. С. Баха, Г. Ф. Генделя.
Духовные кантаты и оратории.ЧЕЛОВЕК, его личное, жизнь:•воспевание человека в Античности и в эпоху Возрождения — полифонистыстрогого стиля, мотеты, мадригалы, разнохарактерные пьесы;•возвышение идеальных героев в эпоху классицизма. Идея разума, чувстводолга, самопожертвование, столкновение человека с судьбой — творчествоК. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена (XVIII в.);•мотив судьбы, борьба, порыв к счастью, жизнь и смерть, социальный мотив — западноевропейское и русское искусство XIX века романтико-реалистического направления (Ф.
П. Шуберт, П. И. Чайковский и др.);•тема «Человек» в искусстве XX века в углубленно-психологическом и расширенно-философском планах: становление личности; человек и мир; человек и общество (Г. Малер, Д. Д. Шостакович, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, А. Онеггер, П. Хиндемит, Б.
Барток и др.).ИСТИНА, познание:•истина, познание в контексте космогонической концепции мира — творчество И. С. Баха, П. Хиндемита, симфония «Юпитер» и опера «Волшебнаяфлейта» В. А. Моцарта;•тема фаустианства — Г. Берлиоз, Ш. Ф. Гуно, Ф. Лист;43•проявление «рацио» в музыке через формообразование — полифоническиеи сонатно-симфонические циклы.КРАСОТА, прекрасное:•культ красоты человека, гармония души и тела — музыка Возрождения, барокко, классицизма;•сила искусства: тема Орфея — Я. Пери, К. В.
Глюк, Г. Берлиоз, Ф. Лист;•музыка в синтезе искусств;•любовь как одна из высших форм проявления прекрасного. Тема любви в романсах, операх, симфонических произведениях Ф. Шуберт, Р. Шуман,Ф. Шопен, Ф. Лист, Г. Берлиоз, Дж. Ф. Ф. Верди, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинови другие;•красота как высшая ценность импрессионизма;•гармония музыкальных форм, красота «музыкального» в музыке.ПРИРОДА:•подражание голосам природы, картины природы, чувства, вызванные образами природы: французские и английские клавесинисты, А.
Л. Вивальди,Ф. Й. Гайдн, Л. ван Бетховен, Г. Берлиоз и др.;•пантеистическое восприятие природы — Н. А. Римский-Корсаков, Г. Малер;•романтическое восприятие природы как отражение внутреннего мира человека;•отражение голосов природы в современной музыке, «новое подражание»электронными (техническими) средствами музыки.ОТЕЧЕСТВО:•свободолюбие: справедливость, национальное самосознание, отраженныев биографиях композиторов;•гражданская тема (композитор и эпоха, тема Родины): идея самопожертвования во имя свободы народа — оратории Г. Ф. Генделя; идея «братство–равенство–свобода» — Л. ван Бетховен; патриотизм — Ф. Шопен, Ф.
Лист,А. Дворжак,Б. Сметана,Э. Григ,Я. Сибелиус,М. И. Глинка,44Дж. Ф. Ф. Верди и др.; власть и народ — М. П. Мусоргский; революционнаятематика — Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов и др.;•фольклор, его претворение в творчестве композиторов.ТРУД, деятельность, созидание:•творческие пути композиторов как примеры самоотверженного труда — акцент на формирование, становление личности композитора;•композиторы — о ценности труда;•крестьянский и ремесленнический труд, идиллически воспетый в творчествекомпозиторов (И.
С. Бах «Крестьянская» кантата, Ф. Й. Гайдн оратория«Времена года», К. М. фон Вебер «Вольный стрелок», В. Р. Вагнер «Нюрнбергские мейстерзингеры»);•реалистическое отражение труда в русской советской музыке» [94].Проанализировав представленную классификацию, мы видим, что из семикрупных разделов, нравственные ценности наиболее полно раскрываются в первомразделе «Бог, вера, божественное».
Однако применительно к урокам, здесь следуетсоблюдать большую корректность, чтобы раскрытие нравственных смыслов небыло подменено религиозными ценностями, что представляется нежелательнымв рамках светского образования. Грань между этими двумя сферами достаточнотонка, и очень многое зависит от личности учителя и его глубинного философскогоосознания рассматриваемой на уроке проблемы. Также ярко тему нравственныхценностей можно проследить в разделах «Человек, его личное, жизнь» и «Истина,познание». При целенаправленной работе над формированием нравственных ориентаций, учитель, на наш взгляд, в любом музыкальном произведении может найтито зерно, которое прорастет в сознании подростка и приблизит его к пониманиюи принятию той или иной нравственной ценности.Подтверждение этому можно найти в позиции Л.