Диссертация (Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе". PDF-файл из архива "Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Теоретически и эмпирически подтверждена возможностьэффективного формирования нравственных ценностных ориентаций современныхмладших подростков средствами музыкального искусства. Уточнено содержаниепонятия «нравственные ценностные ориентации», рассматриваемое как важныйэлемент сознания личности, являющийся одним из факторов ее развития,представляющий общую ее направленность в жизнедеятельности, а такжев ситуациях нравственного выбора и принятия тех или иных нравственныхценностей.
Разработаны теоретические основы формирования нравственных ценностных ориентаций младших подростков (цель, задачи, принципы, содержание,педагогические условия, методы, технологии, диагностический инструментарий).Осуществлен теоретический анализ современных педагогических технологий,направленных на формирование нравственных ценностных ориентаций школьников в контексте их применения на уроках музыки.Практическая значимость исследования состоит в том, что концептуальные положения диссертации, методические материалы и рекомендации позволятповысить эффективность процесса формирования нравственных ценностных ориентаций школьников в общеобразовательных учреждениях. Разработанная модельформирования нравственных ценностных ориентаций младших подростков средствами музыкального искусства прошла успешную апробацию в современнойшколе.
Как следствие этого, методы диагностики нравственных ценностных ориентаций и методика их формирования, представленные в исследовании, могут бытьприменены в научно-методической и практической деятельности педагогов-музыкантов. Теоретико-методические материалы диссертации могут использоватьсяв рамках учебных дисциплин («Теория музыкального образования», «Методика14музыкального образования» и др.) в средних и высших музыкально-педагогических заведениях, на курсах повышения квалификации педагогических кадров.Апробация и внедрение результатов исследования отражены в 14 публикациях, из них 4 — опубликованы в журналах, входящих в перечень научных изданийВАК РФ; осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы с обучающимися ГБОУ СОШ № 403 Пушкинского района г.
Санкт-Петербурга, ГБОУ гимназии № 295 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, ГБОУ гимназии № 363Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, ГБОУ СОШ № 201 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга; в выступлениях на научно-практических конференциях:«Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (г.
Санкт-Петербург, 2009 г.), «Урок музыки в современной школе. Методологический и методические проблемы современного общего музыкального образования» (г. Санкт-Петербург, 2011 г., 2012 г., 2013 г., 2014 г., 2016 г., 2017 г.), «Актуальные проблемы теорииискусства и художественного образования» (Казань, 2011 г.), «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, 2013 г.);педагогических семинарах, круглых столах; в чтении курса «Методика обученияи воспитания» студентам института музыки, театра и хореографии РГПУим. А. И. Герцена; на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образованияРГПУ им.
А. И. Герцена.Положения, выносимые на защиту:1. Нравственные ценностные ориентации — важный элемент сознанияличности, являющийся одним из факторов ее развития, представляющий общую еенаправленность в жизнедеятельности, а также в ситуациях нравственного выбораи принятия тех или иных нравственных ценностей. Формирование нравственныхценностныхориентацийподростковкакспециальноорганизованныйпедагогический процесс является объективной необходимостью в сложившейсясовременной социокультурной ситуации. Осознание подростками ценности музыкального искусства, его духовно-нравственного потенциала через постижение высокохудожественных произведений, способствует их нравственному становлению,формированию ценностных ориентаций.152.
Реализация потенциальных возможностей музыкального искусства в формировании нравственных ценностных ориентаций младших подростков на уроке музыки предполагает определенную системность, предусматривающую: а) взаимодополнение в изучаемом репертуаре классических образцов отечественного, зарубежного музыкального искусства и образцов популярной в подростковой среде музыки;б) ориентацию на формирование базовых национальных ценностей: социальных, личностных и духовных; в) представленность в музыкальном материале вокальных и вокально-инструментальных образцов, поскольку вербальная составляющая значительно облегчает младшим подросткам проникновение в сущность художественнообразной сферы произведений, что имеет особое значение на начальном этапе работыв данном направлении.3. Педагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентаций младших подростков средствами музыкального искусства представляет собойединство целей, задач, концептуальных положений, основополагающих принципов(системности, художественно-педагогического диалога), содержания обучения, педагогических условий, методов (метод создания художественного контекста, метод эмоциональных контрастов, метод сравнения, метод интонационного анализа и вокализации основных тем музыкальных произведений, метод стиле-слухового анализа, метод размышления о музыке, метод создания проблемно-поисковых ситуаций и др.);технологий и диагностических методик.4.
Эффективное формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки возможно при выполнении следующих педагогических условий: выведение эстетических и нравственных ценностей музыкальногоискусства на личностно-значимый для подростков уровень, учет их возрастных особенностей; соотнесение ценностных смыслов, заложенных в музыке, с мироощущением и жизненным опытом, ценностными ориентациями подростков; изучение шедевров музыкального искусства, являющихся носителями эстетических и этическихценностей; создание особой эмоциональной атмосферы в процессе музыкальноговосприятия и как результат — достижение катарсиса; понимание обучающимися16определенных элементов музыкальной речи, ее семантики; формирование «интонационного словаря» младшего подростка; проблемность и диалогичность выстраивания образовательного процесса как необходимые условия коллективного обсуждениязаложенных в музыкальном материале нравственных ценностей; учитель музыки является носителем и транслятором нравственных норм и ценностей.5.
Диагностический инструментарий, разработанный в диссертационном исследовании, позволяет оценивать динамику процесса постижения подросткамиценностного смысла музыкальных произведений на вербальном и невербальномуровнях, содержит классификацию данных уровней, критерии, показатели, системуоценки, опросники, творческие задания.Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав,заключения, списка литературы и трех приложений.17ОСНОВНАЯ ЧАСТЬГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ1.1. Теоретические представления о сущности нравственных ценностныхориентаций: анализ философских и психолого-педагогических исследованийВпервые понятие «ценности» было разработано И.
Кантом [86]. Согласноего теории, ценности не имеют бытия, но имеют значимость, и представляют собой требования, которые обращены к воле человека.Обратный процесс наблюдается в концепции Г. Риккерта [158], которыйсчитал, что воля сверхиндивидуального субъекта является источником обязательных общезначимых ценностей. Затем ценность проникает в волю отдельно взятого индивида и становится для него долженствованием.
Познавать — значит занятьопределенную позицию по отношению к ценностям.В теории Г. Риккерта нами выделяются следующие области ценностей:ценность научного познания (логические ценности), где истина определяется как независимая от любых социальных факторов;ценности искусства, где субъект и объект переживают единство, в котороми сосредоточена ценность;ценности мистического характера, в основе которых лежит созерцательноепостижение мира в его целостности, при котором индивидуум не имеет никакого значения, так как находится «под» Единым Богом; такие ценностиносят пантеистический характер;ценности нравственной жизни (социально-этические ценности), где социальные действия человека приобретают вид долга;18•ценности личной жизни («ценности жизни»), где реальная жизнь человекаприобретает самостоятельное значение; это относится к таким отношениямкак любовь, доброта, дружба, общительность и т.