Диссертация (Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе". PDF-файл из архива "Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Именно этойпозиции, на наш взгляд, соответствует современное различение понятий моральи нравственность.В этической мысли XIX века выделяются две традиции:29•социологизм, в котором под моралью подразумевалось социальное явление,порождаемое общественными отношениями (немецкий философ К. Маркс);•иррационализм, концептуальным положением которого была мысль о том,что человеческий разум не в силах повлиять на стихию жизни, однако именноона лежит в основе бытия:− по мнению немецкого философа А. Шопенгауэра люди несчастны посвоей сути, а сострадание является основой нравственности;− немецкий философ Ф.
Ницше считал основной идеей «волю к власти»,т. к. мораль произошла от сильных, высших, благородных сословий.Огромный прорыв в науке и технике в XX веке, глобализация безусловно,отразились и на развитии этической мысли. Этика XX века содержит большое количество различных этических учений, появление которых вызвано реакцией насоциальные катастрофы века. Примерами могут служить:•этика экзистенциализма («философия существования»).
Представители данного философского направления в центр всего ставили существование, предшествующее сущности и являющееся неделимым, неразрывным процессом,оно либо есть, либо его нет; человек должен стремиться к осознанию собственного существования и обретению подлинной свободы (французские философы А. Камю, Ж.
Сартр);•«этика ненасилия» — в основе соединение теории и практики, а также стремление сделать из врагов друзей путем обращения к их совести и их лучшимморальным качествам, что представляется наиболее эффективным способом,чем жестокость (индийский лидер и философ М. Ганди, афроамериканскийлидер движения за гражданские права чернокожих в США М.
Л. Кинг). Наоснове этики ненасилия М. Ганди, Альберт Швейцер выдвинул принцип благоговения перед жизнью.Проследив основные этапы становления этической мысли можно сказать, чтоосновополагающие внутренние смыслы, заложенные в этике изначально, прослеживаются от античности до наших дней. Изменилась лишь их форма, субъективноепонимание и оценка, суть осталась неизменной. К сожалению, на современном30этапе обществом зачастую принимаются в качестве истинных несущественные положения тех или иных философских концепций, при этом главным идеям, заложенным еще в античности, не придается должного значения.Одна из основных задач этики — научить оценивать любую ситуацию, и темсамым сделать возможным совершение именно нравственных поступков.
Т. е. этическое поведение заключается в обладании, принятии личностью нравственныхценностей, а также в последующем руководстве ими в тех или иных жизненныхситуациях.В своей работе под этикой мы подразумеваем науку, изучающую нравственные и моральные нормы и постулаты. Под моралью — внешние установки, регулируемые требованиями общества, под нравственностью — внутренние установкичеловека, регулируемые его совестью.Далее будет подробнее рассмотрено понятие «нравственность», которое иногда употребляется как синоним этики, однако нами оно будет определяться какпредмет данной науки.Нравственность представляет собой форму общественного сознания, ориентирующуюся на общечеловеческие ценности и направленную на раскрытие каждого человека в отдельности и созидание общества в целом [142, с.
86]. Этот уровень качественно более высокий по сравнению с моралью. Нравственный человекдействует, руководствуясь разумом, личной ответственностью за свои поступки,свободной волей и совестью, не ограничиваясь только лишь принятыми обществом нормами.Совесть определяется в способности личности самостоятельно обозначатьсвои нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, реализовыватьнравственный самоконтроль и оценивать совершаемые поступки. Совесть являетсяодним из выражений нравственного самосознания личности, и может проявляетсякак в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний, например, угрызений совести[175].
Главной функцией совести является самоконтроль.31Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга,предъявляющий к себе высокие нравственные требования.«Голос» совести — это мощное орудие нравственности, он звучит в человекетогда, когда нет никакого внешнего контроля, и человек может действовать безограничений. Именно в таких случаях ограничителем выступает совесть, котораяявляется предостережением и укором со стороны собственного «Я».Совесть по своей природе эмоциональна, однако непосредственно связанас разумом, так как если человек не знает нравственных законов, то совесть в немзаговорить не может. Однако если разум пытается оправдать поступки, не соответствующие нравственным нормам, то совесть заставляет человека осознаватьправду и в результате направлять свои действия для исправления ситуации.Э. Фромм выделяет два вида совести:•авторитарная (подчиненность внешнему авторитету);•гуманистическая (голос самого человека, лучшего его начала, способностьк саморазвитию).Представляет интерес позиция Н.
Гартмана, который определяет совесть, каксамостоятельную и самодеятельную силу в человеке, лишающую его воли, так какона «не отзывается, когда ее зовут или пытливо ищут, говорит только незвано, пособственной закономерности там, где ее “голоса” не ожидают» [54, с. 188]. Нравственная сущность личности заключена именно в совести.Так, совесть является некоей точкой, на которой осуществляется связь реального мира человеческих чувств с идеальным миром ценностей. Совесть — «возвещение нравственных ценностей в реальном сознании» [54, с. 188].Нравственные ценности наравне с нравственными регулятивами, являютсясоставляющими понятия нравственной культуры личности. Если нравственныеценности — это некие ориентиры, то нравственные регулятивы представляют собой ориентированные на указанные ценности правила поведения. Эти два понятияподразумевают наличие друг друга. Если верность — это нравственная ценность,то «Будь верен» — регулятив.
И наоборот, если человек согласно своему внутреннему убеждению следует регулятиву: «Будь верен», то верность для него является32нравственной ценностью. Подобная взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов зачастую признает ненужность их раздельного рассмотрения. Говоряо верности, часто имеют в виду верность как ценность, но и как регулятив, требующий быть верным.Проблема классификации и определения нравственных ценностей являетсяодной из основных проблем этики. Сложность заключается в том, что зачастую понимание нравственных ценностей происходит на уровне определения материи ценностей, а их ценностный характер и ценностное качество остаются доступнымилишь нашему ценностному чувству.
Следовательно, в какой-то степени нравственные ценности не определимы.Н. Гартман [54] предлагает следующую классификацию нравственных ценностей:•основные нравственные ценности;•частные нравственные ценности:− первая группа: ценности античной морали;− вторая группа: ценности культурного круга христианства;− третья группа: ценности, не вошедшие в первые две.Рассмотрим каждую группу ценностей.В основе всех нравственных ценностей находится группа основных ценно-стей, в которой центральное место отводится ценности блага.
«Благо не присущечеловеку изначально, но должно быть создано с самого начала» [54, с. 375]. Оноявляется всеми частными нравственными ценностями и добродетелями, но каждаяиз этих ценностей кроме блага несет нечто большее. Объективным идеалом благаможно считать моральный порядок всей жизни согласно иерархии ценностей. Однако философское определение ценности блага во всей своей полноте невозможно,так же, как и всякое, что улавливается ценностным чувством.Также в группу основных нравственных ценностей входит благородство.Оно не имеет всеобщий характер, как ценность блага, но содержится в нем, приэтом имея совершенно обособленный смысл, характер и содержание.
Его можноопределить как великодушие, щедрость, душевное величие, нравственное величие.33Благородство присуще очень немногим и определяется в неком «аристократизмеобраза мыслей» [54, с. 382].К ценностной группе блага помимо благородства и него самого можно причислить такие ценности как полнота и чистота, где полнота — ценностный синтезвсей жизни человека, а чистота — изолированность от зла, незатронутость им.Представленная группа ценностей является основной, так как данные ценности характеризуют способы поведения в целом, а не какие-то частные его случаи,а также являются своеобразными критериями для всех остальных нравственныхценностей.Нравственные ценности, входящие в группу частных, можно назвать «ценностями добродетелей» [54, с.
368]. Они не требуют обобщенности или какой-либосвязи, в отличие от нравственных ценностей основной группы. Представить полную таблицу всех нравственных ценностей невозможно, так как это означало бы«исчерпать царство нравственного блага» [54, с. 401]. Можно лишь систематизировать то, что стало доступно ценностному сознанию.К первой группе частных нравственных ценностей относят ценности,сформулированные философами античности. Это четыре добродетели Платона:•справедливость (лежит в основе учения Платона как высшая добродетель;включает в себя принцип равенства: «не все для меня, но мне и другому однои то же» [54, с.