Диссертация (Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе". PDF-файл из архива "Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
А. Реана, Т. В. Скляровой, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина и др., а такжеработы О. Н. Бережницкой, Т. П. Грибоедовой, Г. П. Ивановой, Л. Г. Кирилюк,А. В. Кирьяковой, В. Г. Максимова, Л. П. Масловой, В. В. Щеголева и др., связанные с теорией и методиками диагностики ценностных ориентаций и нравственнойпозиции подростков.В педагогической науке проблема формирования нравственных ценностныхориентаций отражена в исследованиях К.
Р. Агаронян, М. Е. Айрапетовой, О. П. Апанасенко, М. Н. Аплетаева, Т. Ю. Артюгиной, Д. А. Бежевец, Г. П. Выжлецова,Т. В. Голиковой, Е. Ф. Григорьевой, А. А. Данилова, Г. П. Ивановой, М. Г. Казакиной,Л. В. Калининой,А. А. Мелик-Пашаева,Н. В. Космачевой,Э. М. Молчана,В. А. Кратиновой,Н.
Д. Никандрова,У. И. Махкамова,Р. А. Парошиной,Н. Н. Поздникиной, Р. М. Роговой, Г. П. Савкиной, Т. А. Сливинской, М. В. Сокольской, В. А. Сухомлинского, И. А. Фархшатовой, М. Г. Яновской и др.Не менее значимы исследования музыкознания и философии музыки о ролимузыкального искусства в становлении духовно-развитой личности, его закономерностях и средствах художественного воздействия, воспитательных функциях инравственно-ценностном потенциале (Б. В. Асафьев, М.
Г. Арановский, Л. Закс,В. Дж. Конен, Г. Г. Коломиец, А. Ф. Лосев, В. В. Медушевский, Ю. Н. Холопов,В. Н. Холопова и др.).Особое значение в рамках исследования имеют труды в области педагогики музыкального образования, посвященные духовно-нравственному воспитанию, формированию нравственных ценностных ориентаций личности и различным аспектам общего музыкального образования (Э. Б.
Абдуллин, О. А. Апраксина, Ю. Б. Алиев,Р. А. Ахмадеева, Е. С. Ванина, Н. Л. Гродзенская, Э. В. Зауторова, О. В. Зимина,Д. Б. Кабалевский, Д. М. Камалова, Ю. А. Левченко, Р. И. Лозовская, Л. С. Майковская, Е. В. Николаева, А. А. Пиличяускас, Е. С. Полякова, Л.
А. Рапацкая, Б. С. Рачина, А. В. Торопова, Б. М. Целковников, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова и др.).8Осуществив анализ научных трудов по изучаемой теме, можно констатировать,что в настоящее время проблема формирования нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе не нашладолжного освещения в музыкально-педагогических источниках и требует дальнейших исследований в данном направлении.Объект исследования — процесс музыкального обучения и воспитания обучающихся в общеобразовательных учреждениях.Предмет исследования — содержание и организация процесса формирования нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе.Цель исследования — методолого-теоретическое обоснование сущности, содержания процесса формирования нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки; разработка и апробация авторской педагогической модели.В соответствии с целью определены следующие задачи исследования.1.
Охарактеризоватьсущностьпонятия«нравственныеценностныеориентации» на основе методологического анализа научных исследованийданного феномена, уточнить его содержание.2. Выявить возможности реализации нравственно-ценностного потенциаламузыкального искусства в процессе музыкального образования младшихподростков.3. Определить педагогические условия, необходимые для эффективногоформирования нравственных ценностных ориентаций у младших подростковв процессе музыкальных занятий.4. Разработать диагностический инструментарий, позволяющий оцениватьдинамикупроцессапостиженияподросткамиценностногосмысламузыкальных произведений на вербальном и невербальном уровнях.5. Спроектировать педагогическую модель формирования нравственныхценностных ориентаций младших подростков средствами музыкального9искусства; провести опытно-экспериментальное исследование по выявлениюее эффективности.Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных ценностныхориентаций младших подростков на уроках музыки будет эффективен, если:•использовать нравственно-ценностный потенциал музыкального искусства,его возможности в качестве важнейшего воспитательного средства;•разработать педагогическую модель, основанную на принципах: системности, отвечающего за компетентное и логическое выстраивание всех компонентов процесса формирования нравственных ценностных ориентацийу младших подростков; художественно-педагогического диалога, заключающего в себе взаимодействие личностей учащегося и педагога и их совместноеценностное сопереживание художественного образа музыкального произведения; создать необходимые педагогические условия для успешной реализацииразработанной педагогической модели.Методологической основой исследования явились: концепции и идеифилософов, отражающие сущность, природу и содержание феномена «ценности»(С.
Ф. Анисимов,Л. М. Архангельский,О. Г. Дробницкий,В. В. Ефимов,А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, М. Рокич, В. Н. Сагатовский, Н. Г. Севостьянова,Э. Фромм); философские и музыковедческие воззрения о роли музыкальногоискусства в становлении и развитии духовно-развитой личности, его закономерностяхи средствах художественного воздействия, воспитательных функциях и высокомнравственно-ценностном потенциале (Б. В.
Асафьев, М. Г. Арановский, Л. Закс,В. Дж. Конен, Г. Г. Коломиец, А. Ф. Лосев, В. В. Медушевский, Ю. Н. Холопов,В. Н. Холопова).Теоретическую основу исследования составили:•труды в области психологии, рассматривающие ценности с деятельностьючеловека, его потребностями и мотивами (Б.
Г. Ананьев, Л. И. Божович,Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл); раскрывающие психологические аспекты нравственного воспитания личности, ее цен-10ностные ориентации (Л. И. Божович, Г. И. Веденеева, А. И. Донцов, А. Маслоу), в том числе в подростковом возрасте (А.
Гезелл, И. С. Кон, В. С. Мухина, А. А. Реан, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин), работы В. Г. Максимова, Л. П. Масловой, В. В. Щеголева, связанные с диагностикой ценностных ориентаций;•исследования по проблеме формирования нравственных ценностных ориентаций подростков (М. Е. Айрапетова, Т. Ю. Артюгина, А.
А. Данилов,Г. П. Иванова,В. А. Кратинова,А. А. Мелик-Пашаев,Э. М. Молчан,Н. Н. Поздникина, Г. П. Савкина, И. А. Фархшатова);•исследования в области педагогики музыкального образования, посвященные духовно-нравственному воспитанию, формированию нравственно-ценностных ориентаций личности и различным аспектам общего музыкальногообразования (Э. Б. Абдуллин, О. А.
Апраксина, Ю. Б. Алиев, Р. А. Ахмадеева, Е. С. Ванина, Н. Л. Гродзенская, Э. В. Зауторова, О. В. Зимина, Д. Б. Кабалевский, Д. М. Камалова, Ю. А. Левченко, Р. И. Лозовская, Л. С. Майковская, Е. В. Николаева, А. А. Пиличяускас, Е. С. Полякова, Б. С. Рачина,А. В. Торопова, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова).Методы исследования: теоретические — анализ, синтез, обобщение, моде-лирование, контент-анализ устных и письменных высказываний обучающихсяо прослушанной музыке; эмпирические — педагогическое наблюдение, педагогические беседы, анкетирование, тестирование, ранжирование, педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.Базы исследования: ГБОУ СОШ № 403 Пушкинского района г.
СанктПетербурга, ГБОУ гимназия № 295 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга,ГБОУ гимназия № 363 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, ГБОУ СОШ№ 201 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.Этапы исследования. Исследование проводилось с 2012 г. по 2017 г. и состояло из трех этапов.На первом этапе исследования (2012 г.–2013 г.) осуществлялся анализфилософских, музыковедческих, психолого-педагогических трудов по проблеме11исследования, разрабатывались его базовые методологические характеристики (цель,задачи, объект, предмет, гипотеза, методологическая основа, теоретическиеи эмпирические методы и др.), а также диагностический инструментарий дляпроведения пилотажного исследования и выявления уровней сформированностинравственных ценностных ориентаций младших подростков.Навторомэтапеисследования(2013 г.–2014 г.)формулировалиськонцептуальные положения диссертации, проектировалась педагогическая модельформирования нравственных ценностных ориентаций младших подростков средствами музыкального искусства; проводилось анкетирование учителей музыки, работающих в школах г.
Санкт-Петербурга и имеющих различный педагогический стаж(23 человека), тестирование школьников пятых классов (102 обучающихся) и шестых классов (132 обучающихся) — всего 234 младших подростков.На третьем этапе исследования (2014 г.–2016 г.) диагностировался исходныйуровень сформированности нравственных ценностных ориентаций младших подростков (в экспериментальной группе — 25 обучающихся, в контрольнойгруппе — 27); реализовывался формирующий эксперимент по выявлению эффективности авторской педагогической модели формирования нравственных ценностных ориентаций младших подростков средствами музыкального искусства; проводилась повторная диагностика уровней сформированности нравственных ценностных ориентаций обучающихся экспериментальной и контрольной групп.Начетвертомэтапеисследования(2016 г.–2017 г.)анализировалисьи обрабатывались результаты проделанной работы, формулировались выводы,намечались дальнейшие перспективы исследования в данном направлении.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспеченаметодологической обоснованностью концептуальных положений с опорой на всесторонний анализ проблемы и системный подход; корреляцией комплекса методовисследования с его целями и задачами; сопоставимостью результатов экспериментального исследования с ранее полученными научными данными в области педагогики и психологии.12Научная новизна исследования заключается в том, что:•выявлены, с учетом современной социокультурной ситуации, новыевозможности урока музыки по формированию нравственных ценностныхориентаций младших подростков;•разработан алгоритм реализации потенциальных возможностей музыкальногоискусства в формировании нравственных ценностных ориентаций младшихподростков на уроке музыки;•спроектирована педагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентаций младших подростков средствами музыкального искусства, основанная на принципах системности, художественно-педагогическогодиалога, составляющая интегративное единство концептуальных положений,целей, принципов, задач, содержания обучения, педагогических условий, технологий, методов и диагностических методик;•сформулированы и апробированы экспериментальным путем педагогическиеусловия, необходимые для реализации разработанной педагогической модели (выведение эстетических и нравственных ценностей музыкального искусства на личностно-значимый для подростков уровень, учет их возрастныхособенностей; соотнесение ценностных смыслов, заложенных в музыке, с мироощущением и жизненным опытом, ценностными ориентациями подростков;изучение шедевров музыкального искусства, являющихся носителями эстетических и этических ценностей; создание особой эмоциональной атмосферыв процессе музыкального восприятия и как результат — достижение катарсиса; понимание обучающимися определенных элементов музыкальной речи,ее семантики; формирование «интонационного словаря» младшего подростка;проблемность и диалогичность выстраивания образовательного процесса какнеобходимые условия коллективного обсуждения заложенных в музыкальномматериале нравственных ценностей; учитель музыки, являющийся транслятором нравственных норм и ценностей);13•разработан диагностический инструментарий, позволяющий оценивать динамику процесса постижения подростками ценностного смысла музыкальныхпроизведений на вербальном и невербальном уровнях.Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано методо-логическое обоснование феномена нравственных ценностных ориентаций в музыкальном образовании.