Диссертация (Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе". PDF-файл из архива "Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Так, известно высказывание Г. Ф. Генделя:«Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей:я стремился их сделать лучшими» [цит. по: 120]. Д. Б. Кабалевский считал основной задачей музыкального воспитания школьников «не столько обучение музыкесамо по себе, сколько воздействие через музыку на их нравственность» [79, с. 273].Безусловно, звучащая ткань сама по себе не может определять направленность развития личности, ее определяет идейное содержание музыкального произведения или, как говорил А. Ф. Лосев, Смысл, заложенный в нем. В.
В. Медушевский выделяет интонацию, как специфическое свойство музыки, которое «целостно вбирает в себя энергии, действующие в обществе и образующие атмосферужизни. В душе человека эти энергии рассвобождаются и придают ей тот или инойстрой, духовный или антидуховный» [цит.
по: 2, с. 270]. В. В. Задерацкий трактуетинтонацию как «оформленный смысл», который имеет «энергию развертывания»[70, с. 4]. Интонирование в музыке — это, по мнению Б. В. Асафьева, проявлениечеловеческой речи, сознания, мысли. Интонация — «музыкальная мысль», выраженная через звук, которая находится в основе музыкального образа произведения,стиля, жанра и определяет его содержание. В то же время человек с помощью интонации выражает свое отношение к миру, свои мысли и чувства. Таким образом,музыка оказывает непосредственное влияние на сознание человека. Поэтому важно51воспитывать такой музыкой, которая содержит в себе интонации, насыщенныеэнергиями, отражающими нравственные ценности и идеалы.Роль музыкального искусства в нравственном воспитании велика, так какв музыке, помимо вышесказанного, наиболее полно и ярко воплощается эмоционально-ценностное отношение к действительности, а это стимулирует эмоциональную активность человека, тем самым не позволяя ему оставаться равнодушнымк этическим проблемам, заложенным в конкретных музыкальных образах.
Искусство, в частности музыкальное искусство, представляет собой систему знаковосимволических форм, познавая их, подростки конструируют собственную картинумира, адекватную полученным в результате диалогичного «общения» с музыкойценностям. Для достижения вышеизложенного необходимо добиваться пониманияподростками ценности музыкального искусства, рассматриваемого как возможность познания бытия языком искусства, представляющим иной способ познания,а также выводить нравственный смысл, заложенный в музыкальном искусстве наличностно-значимый для подростков уровень.
Например, в ходе одного из уроков,проведенных в рамках опытно-экспериментальной работы по апробированию теоретических положений, высказанных в данном исследовании, обучающимся6 класса было предложено в рамках темы занятия «Музыка моей души» послушатьглубокое по содержанию, лирико-философское музыкальное произведениеС. В. Рахманинова «Вокализ». Для усиления эмоционального воздействия онобыло прослушано не в записи, а исполнено «вживую» на скрипке. Обучающимсябыл задан один единственный вопрос, направленный на выяснение их личностногоотношения: «Близка ли вам музыка этого произведения? И почему?».
Был дан практически единогласный ответ: «Да!, потому что «музыка светлая..., чистая..., искренняя..., трогательная..., возвышенная..., душевная..., одухотворенная...». Как оказалось, современным подросткам близко глубокое переживание эмоций, выраженных в музыке «Вокализа». Напряженное внимание и глубокую заинтересованность,погруженность в музыку наглядно демонстрировали невербальные проявления:тембр голоса отвечающих (более мягкий и глубокий, чем в обычной жизни), силазвучания голоса (более тихий), «горящие» глаза, желание ответить, высказаться.52Основываясь на этом примере можно сказать, что воздействие музыки былонастолько велико, что слушая ее, подростки общались не только с самой музыкой,с композитором и исполнителем, сколько посредством музыки со своим «Я».
Таким образом, музыка явилась способом познания себя и окружающего мира.Воздействие музыки не всегда может быть осмыслено с позиции науки. Иногда такое воздействие затрагивает бессознательные пласты психики и при этом этическое влияние музыки улавливается лишь нашим ценностным чувством. По мнению В. Н. Холоповой, в музыке особенно полно выражена основная этическаяфункция — приносить добро. А такие категории, как благо и счастье, особенноярко представленные в музыкальном искусстве, заполняют внутренний мир человека, тем самым «очеловечивая мир его существования» [198, с. 10].Одним из проявлений этического воздействия музыки на слушателя являетсяэмоциональное сопереживание или эмпатия.
Слушая музыкальное произведение,подросток как бы вступает в диалог, в «душевный резонанс» [157, с. 89] не толькос музыкальным произведением, но также с композитором и лирическим героемэтого произведения, при этом сочувствуя ему, сопереживая. В. Н. Холопова пишет,что такое сопереживание сродни состраданию, которое в свою очередь являетсяважной нравственной категорией.Чистота, как основная нравственная ценность, подразумевает «незатронутость», незапятнанность каким бы то ни было злом. Такая Чистота — это идеал,и как всякий идеал недостижима. Однако через очищение мы может приблизитьсяк этому идеалу.
Стремиться к нравственному очищению — значит приближаться кнравственным идеалам, так как Чистота является одной из основ всех нравственных ценностей. При восприятии какого-либо искусства, в частности музыки, такжеможет произойти духовное и нравственное очищение, называемое катарсисом.Если подросток хоть раз испытает это состояние внутреннего восторга, гармонии,просветления, то он будет стремиться испытывать его снова.
Поэтому одной из задачпедагога является эмоциональная подготовка процесса восприятия, в ходе которогоможет возникнуть это состояние, а также дальнейшее осмысление звучащего музыкального образа. Подросток может понять и пережить содержание музыки только в53том случае, если способен воспринять музыкальную ткань не как случайный и хаотический поток музыкальных звуков, а как организованный и осмысленный процесс.Поэтому необходимо добиваться не только эмоционального музыкального восприятия, но и научить обучающихся понимать музыкальную речь: выразительность интонации, лада, метро-ритмической структуры, темпа, тембра, динамики и другихсредств музыкальной выразительности.На уроках музыки звучит инструментальная и вокальная музыка. Синтез музыки и слова способствует осознанию нравственной идеи произведения.
Воздействие инструментальной музыки обычно связывается с переживанием нравственной стороны ее смысла и содержания, которые конкретизируются в названии, особенностях стиля и жанра, истории создания и т. д. Такое понимание опирается наодин из принципов музыкального воспитания: «музыка — это жизнь», сформулированный многими педагогами и музыкантами. Из него следует, что почти любое сочинение — как с текстом, так и без текста, может быть связано посредством ассоциаций с тем или иным чувством, мыслью человека, с тем или иным жизненным фактом.
Поэтому чем больше различных понятных и близких подростку связей музыкии бытийных ситуаций будет обнаружено на уроке, тем более прочно музыка войдетв сознание подростков как часть жизни, как сама жизнь и тем самым более реальными продуктивным станет нравственное воспитание.Музыкальная грамотность, включающая в себя знание музыки, знания о музыке: интонация, жанр, стиль, исполнители (составы оркестров, типы голосов,виды хоров), музыкально-теоретические, музыкально-исторические сведенияи т. д., безусловно является частью музыкальной культуры человека, однако этознание еще не говорит о высокой степени его нравственности. Напротив, низкийуровень развития музыкальности не позволяет в полной мере развивать духовнуюи нравственную сферы.
Носителем подлинных эстетических и этических эталоновявляется именно «профессиональное композиторское творчество европейской традиции» [97, с. 27], однако подростки как наиболее восприимчивая и внушаемаяаудитория, отдают предпочтение современной развлекательной музыке, интонаци-54онный язык которой зачастую не отличается богатством, выразительностью, глубиной содержания и наполненностью высокими эстетическими и этическими идеалами. Тем не менее, благодаря простоте и легкости восприятия этот пласт музыкизавоевывает молодого слушателя, а это, учитывая возрастные психологические особенности, становится важной проблемой нравственного воспитания. Представляется, что важно учить отличать «зерна от плевел» в музыке самых разных жанрови находить произведения, наполненные прекрасным, чистым и добрым.Факта существования нравственных ценностей в музыке недостаточно дляразвития ребенка.
Решающее значение приобретает воспитательная деятельностьвзрослых, в ходе которой происходит передача достижений человеческой культуры. В качестве примера В. В. Медушевский приводит мысль французского ученого А. Пьерона [148, с. 232], представившего ситуацию, при которой погибли всевзрослые, и которая повлекла за собой гибель всей цивилизации, так как, несмотряна существование всех достижений человечества (книг, техники и т.
д.), некомубыло раскрыть оставшемуся подрастающему поколению способы овладения ими.Поэтому результат нравственного воспитания будет напрямую зависеть от того,кто воспитывает. Большая роль в нравственном воспитании отводится «носителюнравственности» — учителю. Если педагог глубоко не понимает ценностныйсмысл музыки, то подростки, скорее всего, не поймут и не почувствуют его, и никакие вербальные объяснения, разъяснения не смогут изменить эту ситуацию.Крайне важным фактором является уровень нравственности самого учителя, поскольку эмоциональное, «энергийное» (В.
В. Медушевский), эмпатийное взаимодействие учителя и учеников, учеников и музыки не принесет положительный результат или даже не состоится вовсе, если учитель, выступающий для учеников как«транслятор», а иногда и «фильтр» ценностей, сам не будет ориентирован на истинно нравственные ценности и идеалы.Понимая всю важность поднятой проблемы, мы считаем, что ее решение зависит не только от вышеназванных факторов, но также определяется современными социокультурными условиями.