Диссертация (Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе". PDF-файл из архива "Формирование нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
В частности, многое зависит от окончатель-55ного становления нравственной доктрины нашего общества, от выявления истинных нравственных ценностей, имеющих основополагающее значение для отечественной культуры.Также большую роль играет уровень сформированности у подростков «интонационного словаря» и степень овладения обучающимися музыкальной речью. Все этоопределяет возможность использования в дальнейшем высокого нравственного потенциала музыки в целях этического воспитания будущих поколений.Реализация потенциальных возможностей музыкального искусства в формировании нравственных ценностных ориентаций младших подростков на уроке музыкипредполагает определенную системность, предусматривающую: а) взаимодополнение в изучаемом репертуаре классических образцов отечественного, зарубежного музыкального искусства и образцов популярной в подростковой среде музыки; б) ориентацию на формирование базовых национальных ценностей: социальных, личностных и духовных; в) представленность в музыкальном материале вокальных и вокально-инструментальных, поскольку вербальная составляющая значительно облегчает младшим подросткам проникновение в сущность художественно-образнойсферы произведений, что имеет особое значение на начальном этапе формированиянравственных ценностных ориентаций.Однако для воплощения всех заявленных требований, необходимо пересмотреть основные формы, технологии и методы обучения, тем самым обеспечить наиболее благоприятные условия для восприятия современными подростками необходимойинформации.
В качестве возможного пути решения нам представляется внедрениев учебный процесс педагогической модели формирования нравственных ценностныхориентаций младших подростков средствами музыкального искусства, теоретическиеосновы которой раскрываются в следующем параграфе первой главы.561.3. Педагогическая модель формирования нравственных ценностныхориентаций младших подростков средствами музыкального искусстваПедагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентаций младших подростков средствами музыкального искусства представляет собойинтегративное единство следующих ее компонентов: цели, задач, принципов, концептуальных положений, содержательной основы, педагогических условий, технологий, методов, диагностического инструментария.Цель, входящая в структуру педагогической модели, заключается в формировании нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыкив общеобразовательной школе в процессе постижения ценностных смыслов музыки.Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:1.
Формирование мотивационно-ценностного отношения к познанию высокохудожественных образцов классической музыки и потребности в ее изучении;умений распознавать эмоциональные состояния и настроения, в том числе, проявляемые в музыке; формирование позитивного эмоционального отношения к общепринятым нравственным нормам и ценностям; развитие эмоциональной отзывчивостив процессе восприятия музыки.2. Приобретение подростками ценностного опыта в процессе восприятия музыки и освоения знаний о музыке, ее семантики; знаний о нравственных ценностяхи этических нормах; формирование готовности к познанию художественных образов,заключенных в музыкальных произведениях, освоению нравственного ценностногопотенциала музыкального искусства.3. Формирование умений подростков соотносить ценностные смыслы, заложенные в музыке, с собственным мироощущением и жизненным опытом; уменийаргументировать и отстаивать собственную ценностную позицию; умений анализировать и переосмысливать собственное поведение на основе анализа совершенныхнравственных / безнравственных поступков в процессе их сопоставления с художественными образами предлагаемых для прослушивания музыкальных произведений.57В основе разработанной педагогической модели лежат следующие принципы:•принцип системности, отвечающий за компетентное и логическое выстраивание всех компонентов процесса формирования нравственных ценностных ориентаций у младших подростков.•принцип художественно-педагогического диалога, заключающего в себе обогащающее взаимодействие учителя и музыкального произведения, обучающихсяи учителя музыки, обучающихся и музыкального произведения.Содержательная характеристика педагогической моделиРассматриваемая педагогическая модель опирается на основные норматив-ные документы (ФГОС) и концепции нравственного воспитания детей подросткового возраста.Модель предусматривает освоение младшими подростками классической музыкальной культуры, как выражения высоты духовного бытия, человеческой души,стремящейся к красоте, добру, состраданию, истине.В предлагаемом обучающимся музыкальном материале широкого жанровогостилевого диапазона воплощены как принятые обществом гуманистические ценности, так и ценности самих подростков, которые они находят в музыке, бытующей в ихсреде.Проблемность и диалогичность выстраивания образовательного процесса выступают как необходимые условия для коллективного обсуждения заложенных в музыкальном материале нравственных ценностей и выявления их значимости для обучающихся в процессе выстраивания диалога между музыкой «европейской композиторской профессиональной традиции», к которой подростки приобщаются на уроках музыки во всем многообразии ее стилей и жанров, формируя на ее материалеценностные эталоны, и рок и поп музыкой, часто являющейся эталонной для подросткового социума.В образовательном процессе происходит формирование способностей аргументации и отстаивания обучающимися своей ценностной позиции, открытие возможностей для совершения нравственных поступков.58Освоение нравственных ценностей, а затем и формирование нравственныхориентаций у младших подростков предполагает несколько этапов:•формирование нравственных понятий и представлений в результате общениясо сверстниками;•осмысление подростком той или иной нравственной ценности в соответствиис личностной значимостью;•появление собственной нравственной оценки ситуаций (для младших подростков, в силу ограниченных знаний о нравственных нормах и ценностях,характерна повышенная критичность к другим);•возникновение собственных нравственных мотивов поведения.На становление нравственных ориентаций подростков влияют следующиефакторы, находящиеся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии:•внешние (педагогическое воздействие, семья, сверстники, социальная среда);•внутренние (процесс самовоспитания, протекающий по следующей схеме:нравственная потребность → мотив → цель → исполнение → самоконтроль).Эффективность формирование нравственных ценностных ориентаций зави-сит от создания следующих педагогических условий: выведение эстетическихи нравственных ценностей музыкального искусства на личностно-значимый дляподростков уровень, учет их возрастных особенностей; соотнесение ценностныхсмыслов, заложенных в музыке, с мироощущением и жизненным опытом, ценностными ориентациями подростков; изучение шедевров музыкального искусства, являющихся носителями эстетических и этических ценностей; создание особой эмоциональной атмосферы в процессе музыкального восприятия и как результат — достижение катарсиса; понимание обучающимися определенных элементов музыкальнойречи, ее семантики; формирование «интонационного словаря» младшего подростка;проблемность и диалогичность выстраивания образовательного процесса как необходимые условия коллективного обсуждения заложенных в музыкальном материаленравственных ценностей; учитель музыки, являющийся транслятором нравственных норм и ценностей.59Содержание педагогической модели реализуется с учетом психофизиологических особенностей подросткового возраста.Подростковый возраст — это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, определяемая следующими границами: от 11-ти до 17-ти лет.Этот возраст также называется переходным, так как в психофизиологической сфереон связан с половым созреванием, а в социальной — с окончанием периода детстваи вступлением во взрослый мир.Д.
Б. Эльконин [211] классифицирует подростковый возраст на основе критерия изменения ведущих форм деятельности и подразделяет его на два периода:средний (с 11-ти до 15-ти лет) и старший (с 15-ти до 17-ти лет) школьный возраст.По мнению Л. И. Божович [27], подростковый возраст так же состоит из двух этапов: 12–15 лет и 15–17 лет, при этом рассматривается как кризисный возраст. В исследованиях Т. В.
Скляровой подростковый возраст делится на младший (10–12лет) и старший (13–15 лет) [173]. А. Е. Личко [109] выделяет пять фаз, относящихсяк подростковому возрасту: предподростковая (10–11 лет), младшая подростковая(12–13 лет), средняя подростковая (14–15 лет), старшая подростковая (16–17 лет) ипослеподростковая (18–19 лет).А. Гезелл классифицировал подростковый возраст, дав характеристику каждому году. Для нашего исследования важен период младшего подросткового возраста (11–13 лет).11 лет — перестройка организма, импульсивность, негативизм, частая сменанастроение, ссоры со сверстниками и с родителями.12 лет — отношение к миру характеризуется как более позитивное, возрастает отграничение от семьи и влияние сверстников, появляется интерес к противоположному полу, а также забота о внешности.13 лет — интровертность, самокритичность, избирательность в дружбе, интерес к собственному внутреннему миру, резкие перепады в смене настроения.Данный возраст характеризуется как повышенной активностью, так и повышенной утомляемостью, которая зачастую выражается в беспокойстве движений,60повышенной возбудимости.