Диссертация (Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе". PDF-файл из архива "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
56].Таким образом, чтобы не допустить искажения внутреннего нравственногозакона в дополнение к нему, в качестве ориентира был дан, так называемый,Божественный откровенный нравственный закон. Этот закон был сообщенлюдям в разное время через избранных людей (патриархов и пророков) в ВетхомЗавете (Декалог Моисея) и через Иисуса Христа и Его апостолов в Новом Завете(Нагорная проповедь), и зафиксирован письменно в Священном Писании.Кроме закона нравственной жизни в лице богочеловека Иисуса Христачеловеку дан живой образец нравственно-совершенной жизни, который Онвоплотил в Своей жизни.
Поэтому нравственная задача каждого человека состоитв приближении к этому конкретному Первообразу человеческой жизни, анравственное определение человека состоит в том, как пишет Святитель ИоаннЗлатоуст, что «Бог дал нам власть избирать худое и доброе, чтобы мы были добрысвободно» [256, с.51].Дальнейшемуразвитиюхристианскоговероученияспособствовалипредставители средневековой философии (блаженный Августин, Тертуллиан,Ориген, Фома Аквинский). Согласно Августину, нравственное совершенствочеловека создается, прежде всего, любовью к Богу, направленностью воли к Богу30и согласованием с ней всех сил и желаний души.
Из опыта своей внутреннейборьбы Августин вынес глубокое убеждение: человеку не дано творитьподлинное добро своими лишь собственными силами, неуклонно, не ошибаясь ибез помощи свыше. Твердость воли к добру и ясное различение добра и зла даеттолько Бог, поэтому естественный человек, не примирённый с Богом, не способенстать по-настоящему добродетельным. По Августину зло - это отсутствие добра.Добра нет тогда, когда возникает гордыня, вожделенность или уход от высшихцелей [131, с. 137-144].Фома Аквинский утверждал, что моральный образ действий гарантируетчеловеку спасение, достижение высшего блага. Все сущее есть благо, так какпричиной всего является Бог. Зло существует, но оно существует лишь какотклонение от блага.
В своем труде «Сумма теологии» Фома подчеркивал, чточеловеческий разум не может гарантировать добродетель. Для добродетели,достойного образа жизни нужна божественная помощь, которая предстает вформе закона и в форме благодати [131, с. 183-186].Учения Августина и Фомы Аквинского о теологических добродетеляхподвергает критике философия Сигера Брабантского, Бернара Клервоского, ПьераАбеляра.
По мнению Сигера Брабантского «добродетель, естественный навык,сообразный с требованиями разума, который возникает у человека в деятельностии исчезает, оставаясь без изменения» [6, с. 17].Для более полной картины генезиса понятия «нравственность» обратимся кэпохе Возрождения, для которой характерно фривольное отношение к жизни,морали, религии.
Общий уклон к эстетизации жизни, признание католическойдисциплиныидогматическойопределенностиверычрезмернымиинежелательными для свободной личности. Мыслители этой эпохи представляличеловека личностью обладающей безграничными возможностями, единойдуховно и телесно. Эти идеи воплощены в трудах великих представителей эпохиВозрождения (Леонардо да Винчи, Франческо Петрарка, Томас Мор, ТоммазоКампанелла,НиколайКузанский),длякоторыххарактернопониманиедобродетелей как общего знаменателя античной и христианской культуры.31Философско-этическаяРенессансаЛоренцоВаллыконцепцияещепроникнутаодногоидеямипредставителяпантеизмаиэпохиотмеченазначительным влиянием эпикурейства.
В ее основе лежат учения о наслаждении,как высшем благе. В полемическом сочинении «Об истинном и ложном благе»Валла осуждает аскетическую мораль. Он утверждает, что достижениенравственного идеала возможно лишь в полнокровной земной жизни [131, с. 196197].Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский утверждал, что успех внравственном совершенствовании заключается в возвращении к Новому Завету иОтцам церкви. Человек, по мнению Эразма (а точнее, по мнению Оригена иапостола Павла), состоит из тела души и духа. Тело является низшей частьючеловека, дух осеняет человека: светом истины, добра и спасения, а душасвязывает дух и тело.
Через преобладание тела или духа в человеке, он можетстать нравственным или безнравственным. Чтобы выбрать нравственноенаправление усилий своей души человеку нужно познать истину, затем черезненависть к злу преодолеть свою плоть и немощность для борьбы со своимистрастями. В своем произведении «Оружие христианского воина» Эразмописывает способы реализации этого метода [131, с. 205-207].Таким образом, анализируя достижения философской мысли в пониманиифеномена «нравственность» в эпоху Возрождения, можно сделать вывод о том,что в отличие от средневекового теоцентризма, это понимание было представленодвумя основными направлениями:- осуждение аскетизма и провозглашение наслаждения, как главного благачеловека;- возвращение к Новому Завету и Отцам церкви.В эпоху Просвещения основной тенденцией научной философии быламеханистическая концепция.
На ее основе, Спиноза, ограничивая функциивысшей нервной деятельности человека, насчитывал всего 4 вида аффектов:- влечение, как стремление к поддержанию существования;- желание, когда человек осознает свое влечение;32- радость и печаль, когда человек достигает или не достигает своеговлечения.Все аффекты он основывал на инстинкте самосохранения, это давало емуправо утверждать, что человек в своем поведении направляется не этическимизаконами, а лишь стремлением к собственной выгоде [132, с. 24-29].В противовес светлому образу человека, воспетого в эпоху Возрождения,БлезПаскальиспользовалирониюи«логикупарадоксов»,показываяантиномичного человека, психологию его страданий, трагизм его жизни, гденравственное и безнравственное может быть осознано каждым индивидуальнокак личностно значимая ценность (ложь во благо, предательство во имясохранения жизни и т.д.) [132, с. 23-24].Знаменитый принцип Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую»,присваивает человеку способность познания всех тайн морали.
«Добро - это то,что истинно, а зло - то, что ложно. Человеку, для того чтобы правильно поступать,следует изучать самого себя, воспитывать волю так, чтобы она могла очищатьстрасти, направлять поступки человека согласно велениям разума» [190, с. 108109].Приравнивая учение о нравственности к «точным наукам» Френсиса Бэконсчитал, что над деяниями человека можно производить такие же «операциивычисления» как и над числами [132, с.
7-11].В философии Французского Просвещения проблема нравственностичеловека занимала также одно из центральных мест. Бейль выдвинул идею,состоящую в том, что общество атеистов может быть нравственным (до Бейлялюди всегда считали, что отрицание Бога ведет к отрицанию нравственности)[132, с. 50].Французские материалисты Дидро, Ламетри также критиковали учение обожественном происхождении морали, так как признавали существованиенекоего нравственного закона, который есть даже у животных, а человек, по ихмнению, есть высшая форма развития животных. Они утверждали, что33нравственность является вымышленным понятием, а совесть вообще бесполезнаякатегория [132, с.
56-59].Анализируя работы И. Канта, в рассуждениях о морали мы находимутверждение о том, что надежда достигнуть счастья появляется лишь тогда, когдак ней присоединяется вера в Бога, на которой держится наше убеждение всуществовании нравственного порядка в мире. Потому что, по Канту, конечнойцелью Бога является высшее благо [132, с. 59-71].Серьезным оппонентом кантовским подходам к бытию и нравственностиявляется Георг Гегель. В работе «Философия духа», Гегель истолковываетнравственность как движущую силу правовых, материальных и политическихотношений. Формы развития нравственности по Гегелю, это в первую очередьсемья, затем гражданское общество и государство.Резкой критике подвергал религиозную мораль Л.
Фейербах. Он считал, чтодля того чтобы быть нравственным и праведным, люди не нуждаются в вере вбога. Более того, религия является «источником безнравственных действий» [132,с. 106-113].Подытоживая обзор направлений философских мыслей в Новое время,нельзя не заметить, что начавшееся еще в эпоху Возрождения расслоение мненийна две диаметрально противоположные точки зрения приводит к появлению двухнепримиримых и кардинально отличающихся учений: от полного отрицаниярелигиозной нравственности, до признания Бога источником этических законов.Следующим этапом и новым учением о нравственности стал марксизм, с егорадикальным вольнодумством, с желанием выйти за рамки, установленныерелигией. Карл Маркс и Фридрих Энгельс мораль относили к революционномуфактору, способному мобилизовать народ на борьбу за улучшение как условийсвоей жизни, так и самих себя (помыслов, чувств, идеалов) [153, с.
63].Во второй половине XIX в. начавшаяся тенденция возврата к различнымклассическимфилософскимсистемамвызвалауФ.Ницшекритикупредшествующей философии и культуры. Провозглашая декаданс, нигилизм и,призывая к переоценке ценностей, он писал, что за моралью скрыты три силы:34инстинкт стада против сильных и независимых, инстинкт неудачников противсчастливых и инстинкт посредственности против исключения.