Диссертация (Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе". PDF-файл из архива "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Метлик [161] (методология духовно-нравственного воспитания в российскойшколе), Т.Н. Молевой [165] (духовно-нравственное воспитание в школьномсемейном клубе), А.В. Нестеренко [171] (воспитание на основе русскойтрадиционной культуры), Н.А. Пархоменко [193] (воспитание на традицияхнародной культуры), С.В.Пашкова [194] (основные тенденции современногодуховно-нравственного воспитания), В.А.
Плешакова [200] (проблема духовнонравственного воспитания в контексте киберсоциализации), Н.Н. Поздникиной[202] (духовно-нравственное воспитание подростков), А.С. Романовой [217](духовно-нравственное воспитание в современных условиях), С.С. Салиш [223]51(педагогическое содействие воспитанию), Р.М. Сафиной [225] (организационнопедагогические условия воспитания) и др.Такое разнообразие направлений показывает, что в понимании содержаниядуховно-нравственного воспитания нет единообразия, и современный этапразвития теории и практики отечественного воспитания характеризуется активнымпоиском путей и средств развития духовности и нравственности подрастающегопоколения. Это подтверждает в своем исследовании Е.С.
Гальцова, онаконстатирует,чтопроблемадуховно-нравственноговоспитанияличностизаключается в отсутствии четко сформулированной цели духовно-нравственноговоспитания, «которая признавалась бы на всех уровнях (государственном иличностном) и стала бы ведущей в процессах духовно-нравственного становленияи развития современной личности» [43, с.30].Повышенный интерес наблюдается к исследованию религиозной педагогики(А.В. Агеева [4], Л.Н. Беленчук [19, 20], С.Ю. Дивногорцева [53, 56], Е.Л.Завгородняя [62], Н.В. Константинова [110], А.А. Корзинкин [111], А.Н.Кудряшова [122], С.С.
Куломзина [123, 124], Т.В. Лодкина [141], Л.А. Марченко[154], Т.Н. Мельников [156, 198], В.М. Меньшиков [158, 159], Н.Ю. Налетова[171], Е.А. Никитская [174, 175, 176], А.И. Осипов [185], И.Ф. Парамонов [189],Т.И. Петракова [195, 196], Т.И. Склярова Т.И. [230, 231, 232, 233, 234], Л.В. Сурова[244, 245], А.Б. Хохлова [266], О.А. Шабалин [272], игумен Киприан Ященко [99,100, 101], архимандрит Георгий Шестун [279], протоиерей Глеб Каледа [93],протоиерей Борис Ничипоров [177, 178], протоиерей Константин Островский [187,188] и др.).Таким образом, обзор развития Российской педагогики позволил выявитьопределенную преемственность национальных традиций воспитания в жизнирусскогонарода.Такойпреемственностьюобладаетрелигиозно-церковныйкомпонент в воспитании, который встречается во всех рассмотренных историческихпериодах то, как основное направление воспитания, то, как дополнительное, этоткомпонент до сих пор не потерял своего значения, так как обращает нас кнезыблемым духовно-нравственным ценностям.
Именно на этом основании был52воспитан великий народ, образовавший Святую Русь, с богатой культурой и особымукладом жизни, имеющий главным ориентиром учение Православной Церкви, аглавной целью – стяжание благодати Святого Духа и через это спасение от смерти.Л.А. Марченко по этому поводу пишет «обращение к православнымценностям, прошедшим апробацию в системе российского воспитания напротяжении тысячелетия, позволяет говорить об их постоянстве, устойчивости итрадиционализме» [154, с.
84].Значение религиозно-церковного компонента в воспитании заключается вглубинной интуиции обретения человеком смысла бытия. Ведь созданный поБожьему образу и подобию человек, все силы своей души устремляет навыявление этого образа, но ни в чем материальном и вещественном он не находитудовлетворения, так как неосознанно жаждет и ищет возвращения к своемунебесному Отечеству.Светскаяпедагогическаянаука,рассматриваяличностьтолькосбиологической и социальной стороны, не может проникнуть в тайну человека иудовлетворить его онтологическую потребность. В исследовании В.Н.
Беляевойчитае: «Смысл жизни в православном учении четко определен - спасение души, ав светской философии, педагогике и науке смысл жизни выводится измировоззрения, как системы обобщенных взглядов на мир и место человека внем» [21, с. 27]. В этом контексте следует заметить, что жизнь довольно частопоказывает нам примеры людей с «потерянным» смыслом жизни в силу ихстремления к ложным идеалам.Рассматривая человека лишь как биосоциальное существо, светскаяпедагогика ограничивает жизнь человека рамками земного существования,законченного и самоценного. Такое понимание человеческой природы лишаетсмысла существование его как разумного человека, приводит к нравственнойдеградации и культу смерти как естественному исходу бессмысленной жизни, чемобъясняется рост числа суицидов не только среди взрослых, но и средиподростков.53Рассматривая бытие человека в категориях «вечности» и «бессмертия»,православная педагогика процесс воспитания понимает, как содействие спасению иобретает свой смысл в подготовке к жизни в вечности.Так как светская педагогика в основе своей полагается на эволюционнуютеорию и рациональное миропонимание, то она не признает факт грехопадениячеловека и считает любое его состояние естественным.
Это приводит к тому, чтосознание большинства современных школьников, сформированное под влияниемматериалистических теорий и идеалов массовой культуры, носит прагматичныйхарактер. «Они, как правило, мыслят земными категориями и не способныразобраться в жизненных ситуациях с духовно-нравственных позиций» [116, с.85].На смену бинарному мышлению, в котором ясно присутствуют два полюса – доброи зло, приходит медиальное мышление, в котором эти грани размыты, а самипонятия совмещаются.
Соответственно понятия добра и зла в безрелигиознойпедагогике носят относительный характер.«Именно нарушение системы ценностей привело к нынешнему глобальномукризисному состоянию… Если люди не способны распознавать объективные законыкак подлинные ценности, любая их деятельность приводит к тупику. Снятие цензури запретов, вал извращенных программ приводит к тому, что патология становитсянормой, а норма – патологией» [259, с. 3].Что мы сейчас и наблюдаем, видя, как с помощью медиаресурсов, СМИидет устойчивое формирование людей с пониженным уровнем терпимости кнасилию, смерти, то есть к злу.
Это проявляется в понижении порогачувствительности к порочному поведению: люди «осуетились в умствованияхсвоих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели.… Они изменили истину Божию ложью и поклонялись, и служили твари вместоТворца. … Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства,корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства… Они знают праведный судБожий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только ихделают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:21-32).54Смысл православной педагогики заключается в помощи индивиду восвобождении от власти греха через благодатное восполнение дарами Церкви, чтоспособствует воспитанию личности, связанной ответственностью перед Богом нетолько за свою жизнь, но и за сохранение и развитие традиций народа, частьюкоторого эта личность является. Такая воспитательная система способствуетвосстановлению бинарного типа мышления, которое выражено в том, что понятиядобра и зла носят в ней абсолютный характер.
«Она утверждает понятия святости,добра, справедливости не путем внешних запретов, а путем выработки внутреннеймотивации и потребности коренных изменений своего миропонимания и образажизни» [116, с.86]. Об этом же говориться в статье С.Ю. Дивногорцевой: «Еслиобразовательное учреждение, а в большинстве случаев и семья в зависимости от техили иных изменений в обществе могут кардинально поменять цель, задачи ипринципысвоейвоспитательнойдеятельности,токонцепция воспитания,предлагаемая Православной Церковью, является целостной и неизменной» [54, c.55].
Такая концепция является гарантом жизнеспособности и духовного здоровьяцивилизации.Опираясьнавышесказанное,становитсяпонятнойсовременнаягосударственно-педагогическая ориентация именно на духовно-нравственноевоспитание, которая обозначена в «Концепции духовно-нравственного развития ивоспитания гражданина России» [51]. Эта концепция «разработана в соответствиис Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Обобразовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральномусобранию Российской Федерации» [51, c.