Диссертация (Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе". PDF-файл из архива "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Также большое значение для формирования принциповрелигиозно-нравственноговоспитанияимеладеятельностьтакихвидныхцерковных авторитетов как митрополиты Димитрий Ростовский (1651-1709) иМитрофан Воронежский (1623-1703). В творениях родоначальника новойбогословской мысли в области русского православного нравоучения епископаТихона Задонского (1724-1783) были определены основные нравственныепостулаты христианина и пути следования им, применительно к жизни простыхмирян [248].ВXIXвекенадформулированиемпедагогическихпринциповправославного воспитания человека трудились такие духовные мыслителиРоссии, как митрополит Филарет (Дроздов) (1782-1867), епископ Игнатий(Брянчанинов) (1807-1867), епископ Феофан Затворник (1815-1884).
На основесвятоотеческих учений они выработали фундаментальные идеи православногонравоучения, заключающееся в единстве духовной и телесной жизни человека.Таким образом, можно утверждать, что, начиная с XVII века, разработкойтеоретических основ духовно-нравственного воспитания занимались толькоцерковные деятели, тогда как государство на первый план поставило задачуобразования народа в ущерб его духовному воспитанию.45В разработку светской педагогики второй половины XIX века, которая поправу стала русской педагогической классикой, наибольший вклад внесливиднейшие идеологи национально-ориентированного пути развития российскогообразования - К.Д.
Ушинский (1824–1870), Н.И. Пирогов (1810–1891), С.И.Миропольский (1842–1907), К.П. Победоносцев (1827–1907), С.А. Рачинский(1833–1902), А.А. Тихомиров (1850–1931).Заслуга К.Д. Ушинского состояла в том, что, предложив единую системувоспитания и образования, он начал её с семейного воспитания и закончилуниверситетским образованием.
В основу своей системы Ушинский положилпринципы народности и православия. Для К.Д. Ушинского значимым являлосьвоспитание именно в религиозном духе. Он говорил, что «источник духовногоразвития и нравственных убеждений – высшая цель всякой народной школы:школа учит человека не многому и не долго, - церковь поддерживает и наставляетего от колыбели до могилы» [253, с. 70].Основоположником воскресных школ в России был Н.И.
Пирогов.Рассмотрев в своем главном труде «Вопросы жизни» фундаментальные проблемыроссийского воспитания, он показал разлад между школой и жизнью и указалглавную цель воспитания - формирование высоконравственной личности.«УчениеСпасителя,нарушивхаоснравственногопроизвола,указалочеловечеству прямой путь, определило и цель, и средоточие житейскихстремлений» [198, c. 30].С.А. Рачинский народному образованию посвятил большую часть своейжизни. Он являлся автором научных исследований по организации обучения внародной школе, став в России главным идеологом церковно-приходской школы.«Заметки о сельских школах», публикуемые им в «Русском вестнике», «Руси»,«Церковных ведомостях» способствовали развитию национальной педагогики.Рачинский пришёл к выводу, что главной потребностью русского народа являетсярелигиозное общение, «не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а кцеркви, не к газете, а к Божественной книге» [96].46К.П.
Победоносцев, являясь активным проводником реформы церковноприходского образования, ввел обязательное усвоение не только полезныхзнаний, но и начал веры и нравственности, а также верности царю и отечеству.Один из видных теоретиков и деятелей церковно-приходской школы С.И.Миропольский также считал, что образование неотделимо от воспитания в духеправославной веры.Известный ученый и педагог А.А. Тихомиров, исполняя обязанностипопечителяМосковскогоучебногоокруга,обосновывалведущуюрольправославной церкви в духовно-нравственном воспитании. Он считал, что именноЦерковь есть та среда, в которой воспитывается миросозерцание, указывающеечеловеку абсолютное господство в мире верховного нравственного начала.«При заботах об умственном развитии детей, школа главное вниманиеобращала на их религиозно-нравственное воспитание, прививая добрые навыки,отучая от брани, воровства, обманов и прочее, приучая посещать храм Божий,почтительно относиться к старшим, уважать друг друга, любить Бога» [173, с.
63].Как видим, мысль о важной роли православной церкви в деле духовнонравственноговоспитаниярусскогочеловекастановитсясноваосновополагающей, что обосновано представленным педагогическим наследиемведущих педагогов XIX века.Исключение составляли сторонники идеи «свободного воспитания» К.Н.Вентцель (1857-1947), А.У. Зеленко (1871-1953), Л.Н.
Толстой (1828-1910), С.Т.Шацкий (1878-1934), которые воплощали эту идею в созданных ими школах.Целью нравственного воспитания они считали «пробуждение в ребенкесамостоятельной свободной нравственной воли, самобытного нравственноготворчества» [35, с. 119].Исследование состояния педагогики в предреволюционное время показало,что этот период отличается от предыдущих широким спектром педагогическихидей, воплощенных в различных образовательных учреждениях. Одновременносуществовали школы как церковно-приходские, так и государственные, ичастные, и общественные. «Во всех этих школах была своя специфика, но при47отсутствии государственной координации и взаимного обмена опытом многиеположительные инновации так и оставались на уровне одной школы ипредавались забвению, как только школа переставала существовать» [118, с.155].Таким образом, характеристические особенности каждого периода (по П.Ф.Каптереву), получили свое подтверждение.После свершившейся Великой Октябрьской социалистической революции1917 года воспитание подрастающего поколения в стране Советов сталорассматриваться с классовых позиций.
В советской педагогике много вниманиявопросамвоспитанияразрабатывалауделялатеориюкоммунистическогоН.К.Крупскаякоммунистическогомировоззрения,(1869-1939).воспитания,коммунистическойОнаактивноформированиянравственности,патриотизма и интернационализма.А.С. Макаренко (1888–1939), как один из значительных в советскойпедагогике фигур, в своей научно-педагогической и практической работе сподростками раскрыл «возможности коллектива в формировании нравственногосознания учащихся.
Он разработал организацию, содержание, формы и методыжизнедеятельности коллектива» [118, с.155].Также большое значение в нравственном воспитании учащихся в советскоевремя имели труды В.А. Сухомлинского (1918–1970). С нашей точки зрения,среди его принципов можно выделить основной: «каждый в воспитании долженбыть живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но исамого себя» [246, c.
17].Следовательно, прослеживается изменение принципов воспитания вСоветском Союзе, которое заключается в том, что при полном отрицаниирелигиозных потребностей человеческого сознания на первое место выдвигаютсякоммунистические взгляды на нравственные ценности (добро, человеколюбие,честность, любовь к отечеству и т.д.). Ценности, которые должны вырабатыватьсяв процессе социализации человека, сохранились, но их источник (Творец,Создатель) утратил свою первоначальность. Это постепенно приводило к тому,48что вечные нравственные ценности, не имея первоисточника, стали терять своюактуальность и пересматриваться в угоду эпохе, политике, состоянию общества.Период 70-80-х гг.
XX века характеризуется повышенным интересом кисследованию проблем воспитания. В цели воспитания включаются такиеаспекты, как нравственность ребенка, его индивидуальность. На этой основеразрабатываются концепции развивающего и проблемного обучения (Б.Г.Ананьев, В.В. Давыдов, П.В. Занков, B.C.
Ильин, В.С. Леднев, Б.Т. Лихачев, И.С.Марьенко, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, С. Соловейчик, Д.Б. Эльконин, Г.И.Щукина и др.)Анализируя особенности педагогических инноваций в советский период,можно резюмировать, что этот период характеризовался широко развитойсистемой педагогических исследований, положительными достижениями ввоспитании гражданственности и интеллектуальности. Но цель воспитательногопроцесса, выраженная в воспитании гармонично развитой личности, в принципене могла быть достигнута, так как упускалось из виду воспитание одной изсоставляющих человека – его духовность, как смысложизненная основа, чтонеизбежно приводило к деформации духовной жизни и потери многих духовныхи нравственных ориентиров.Далее обратимся к способам и средствам воспитания, получившимраспространение в постсоветский период.
Следует отметить, что на новом этапесоциального развития общества российская педагогика претерпела значительныеизменения. В прошедшую четверть века практиковались как традиционныеметоды воспитания (в том числе религиозные), так и современные педагогическиетехнологии (проектные, интерактивные технологии, технологии групповойдеятельности, концентрированного обучения, частнопредметные педагогическиетехнологии и другие), а также заимствованные в зарубежной школе системывоспитания, такие как, вальдорфская школа (Р. Штейнера), педагогическаясистема саморазвития М. Монтессори, система свободного труда (С.Френе),скаутские отряды, психотренинговые методы и другие.49Насинтересуют,преждевсего,исследованиявобластидуховно-нравственного воспитания.Е.И. Артамонова в своей работе выделяет несколько научных направлений,исследовавших духовный потенциал и этические ценности личности, таких, какнапример:- формирование духовных потребностей личности (Ю.В.
Шаров);- развитие познавательной активности личности (Л.И. Новикова, П.И.Пидкасистый и др.);- формирование научного мировоззрения и ценностных ориентацийличности (Н.И. Болдырев, П.Г. Якобсон, И.Ф. Харламов и др.);- воспитание как «питание духовной оси» личности и духовнойиндивидуальности (Ш.А. Амонашвили, В.Н. Колесников и др.) [13, с.148-149].Изучив исследования, посвященные проблемам духовного и нравственноговоспитания, нами были выявлено, что в соответствии с разным мировоззренческимподходом в понимании феноменов «духовность» и «нравственность», существуютразличные педагогические концепции в самом процессе духовно-нравственноговоспитания.Так,например,воспитаниюдуховности,какважногофакторастановления человека посвящены исследовательские работы M.B. Аникеева[10], Е.И.
Артамоновой [13], Е.В. Веселовой [36], Т.И. Власовой [37, 38], В.В.Игнатовой [77], Е.В. Михайлик [164], Н.М. Романенко [216], С.Ю. Рыбакова[222], Ю.В. Самойловой [224], О.А. Смагиной [238], Е.Ю. Смирновой [239],С.Л. Тарасовой [247], Л.М. Федоровой [255], Н.П. Шабалкиной [273],С.М.
Яковлюк [287] и др.В исследовании А.Н. Сергеева [226], выделено семь основных направлений,«в русле которых рассматриваются методы и средства педагогическойдеятельности по воспитанию духовности:- воспитание в процессе обучения;-формированиемировоззренческихжизнедеятельности человека;ориентацийипоискасмысла50- самопознание и развитие самооценки;- религиозное воспитание;- формирование национального самосознания молодежи;- воспитание посредством всех видов искусства и литературы;- педагогика общей заботы» [118, с.155].Аналогичные направления можно выделить при анализе педагогическихисследований, посвященных нравственному воспитанию (Т.Н. Дегтярева [52],А.В. Елисеева [61], В.Н.
Кондратюк [108], B.C. Леднев [134], Т.А. Монастырева[166], И.В. Москаленко [167] В.И. Рублик [220] и др.)Проблемам духовно-нравственного воспитания посвящены исследованияС.И. Абрамова [1] (воспитание в системе дополнительного образования), С.П.Акутиной [7] (духовно-нравственное воспитание во взаимодействии семьи ишколы), Е.А Александровой [8] (формирование духовно-нравственной культурыребенка), С.В. Артёмова [15] (проблема духовно-нравственного воспитания втрудах отечественных ученых середины ХIХ - первой половины ХХ вв.), О.А.Вороновой [39] (воспитание на принципах гуманного подхода), Е.С. Гальцовой[43] (проблемы духовно-нравственного воспитания личности), Т.П. Днепрова[58] (духовно-нравственное воспитание как процесс культурной трансмиссии),А.Г. Козлова [105] (освоение нравственных и духовных ценностей), В.М.Меньшикова [157] (предмет и содержание духовно-нравственного воспитания),И.В.