Диссертация (Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе". PDF-файл из архива "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Сергеев [226], О.А. Смагина [238], С.Л. Тарасова [247], Л.М. Федорова [250],Н.П. Шабалкина [273], А.Г. Яковлева [286], С.М. Яковлюк [287]).Аналогичные исследования ведутся в среде православных педагогов (С.Ю.Дивногорцева [53, 56], С.С. Куломзина [123, 124], А.В. Кураев [125, 126], В.П.Лега [133], Л.А. Марченко [141, 154], Е.А.
Никитская [174, 175, 176], А.И. Осипов25[185], Т.И. Петракова [195], Т.И. Склярова Т.И. [230, 231, 232], Л.В. Сурова [244,245], игумен Киприан Ященко [99, 100, 101], архимандрит Георгий Шестун [279],протоиерей Константин Островский [187, 188], протоиерей Борис Ничипоров[177, 178]). В этих исследованиях акцент делается на понимание феномена«духовность» в религиозном контексте.Но,таккакнетединообразногопониманиясущностифеномена«духовность», то одно и то же понятие трактуется каждым автором всоответствиисисторико-философскимипредпочтениямиилиличнымотношением к проблеме, это приводит к тому, что у исследователей нередковстречаются не только противоположные точки зрения, но и взаимоисключающиедруг друга.Так, например, В.А.
Лекторский ссылаясь в своей работе на традициизападной философии и культуры пишетследующее: «...для пониманиядействительного смысла науки, искусства и морали нет никакой необходимостиприбегать к понятию духовности, что это понятие не проясняет, а толькозатрудняет понимание реального положения вещей» [135, c.
32]. К сожалению,автор не аргументирует свою позицию.Еще одно интересное заключение о духовности встретилось в исследованииА.А. Гуляева, где он утверждает, что «повышение духовности может приводить ккрайним формам одержимости, фанатизма, либо идеализма и спиритуализма.Духовность - это опасность для человека, а не безопасность» [46, c. 130].В статье А.И. Леонтьевой из книги «Учитель и общество» имеетсяследующее утверждение: «Что такое духовность? Главный аспект – чувствованиечеловекоминой,духовнойреальности…бесчисленныеостроваматериипогружены в континиум духа, и вырастают из этого континиума, и черпают изнего информацию, превращая ее в энергию – основу своего существования» [цит.по А.
Кураеву, 120, с.55].Мы полагаем, что такие научные недоразумения возникают тогда, когдафеномен «духовность» начинают рассматривать без исторической ретроспективыи пренебрегая религиозным аспектом.26Но, несмотря на разноплановость изученных научных работ было выявлено,что большинство исследователей (Е.А.
Артамонова, М.Н. Баскова, Н.К. Бородина,Т.И. Власова, О.А. Воронова, С.Ю. Дивногорцева, Н.М. Изместьева, О.А. Лапина,B.C. Леднев, А.Я. Канапацкий, дьякон Андрей Кураев, Н.В. Марьясова, Е.В.Михайлик, А.В. Нестеренко, Т.О Новикова, А.И. Осипов, М.А. Остапенко, Н.А.Пархоменко, Т.И. Петракова, Н.Н. Поздникина, Н.М.
Романенко, Ю.В.Самойлова, А.И. Семенов, А.Н. Сергеев, П.В. Симонов, О.А. Смагина, С.Л.Тарасова, Л.И. Трофимова, Л.М. Федорова, З.М. Хацетуков, С.В. Хомутцов, Н.П.Шабалкина, В.Д. Шадриков, С.П. Штумпф, С.М. Яковлюк) рассматриваютдуховностькакисточникценностно-смысловогонаполненияжизни(онтологический аспект), как отдельно взятой личности, так и целого общества.В этом, по-нашему мнению, и состоит сущность этого феномена. И здесьважным является выявление первоисточника.
Так как данное исследованиепосвященопрактикедуховно-нравственноговоспитанияврелигиозномучреждении, то для нас предпочтительным является понимание этого феномена втрадиции христианской теологии, где источником духовности является действиеособой силы, ориентирующей человека к служению высшим ценностям инаполняющей смыслом мирскую жизнь. Этой силой является Святой Дух, данныйТворцом человеку для восстановления своего богоподобия. Профессор ГлебКаледа (1921-1994г.г.) так пишет об этом: «Разговоры о духовности, по меньшеймере, беспредметны, если не признается существование Духа Божия, ДухаСвятого, вдунутого Творцом в человека» [93, c.
34].Следовательно, с точки зрения христианской религии духовность человека это степень приближения человека к Божиему образу и подобию, «актуализациячеловеком данного образа Божия в заданное Божие подобие» [5, c. 37]. Такоепонимание духовности подтверждено двухтысячелетней историей существованияхристианства. Это дает основание при решении проблемы изучения духовнойсферы, в контексте данного исследования, рассматривать ее через обращение ктеологии, как науке, объясняющей духовные явления в земном мире.27Далее,рассмотримсущностьфеномена«нравственность»,каксоставляющую педагогической проблемы духовно-нравственного воспитанияличности.Нравственность трактуется как термин, употребляющийся обычно вкачестве синонима термину «мораль» или «этика», то есть по происхождению иэтимологическому содержанию все эти три термина обозначают одно и то же.Так, слово этика образовано от греческого «ήθος» и означает нрав, характер,обычай.
Это понятие было впервые употреблено Аристотелем.В русском языке оно обозначается словом нрав (характер).Слово «moralis» (моральный) появилось при переводе греческого «ήθος» налатинский язык и было введено в гуманитарную культуру Цицероном, когда онцитировал Аристотеля.Первые философские обобщения моральных процессов предпринялипифагорейцы (конец VI в.- середина IV в. до н.э.), продолжатели этическихразмышлений практической мудрости Семи Мудрецов и героического эпосаГомера и Гесиода.Демокрит в этику ввел понятия о таких внутренних регуляторах поведениякак стыд и долг: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться отдурных поступков» [155, с.
158].Сократ, исследуя природу добродетелей, пришел к выводу о том, чтокаждая добродетель, это определенное знание. Например, мудрость, это знание отом, как соблюдать законы, воздержанность, это знание о том, как обуздыватьстрасти, а мужество, это знание о том, как преодолеть опасность. Этика Сократарационалистична. Они утверждал, что дурные поступки порождаются тольконезнанием и никто не бывает злым по доброй воле [155, с.
119].У Платона в его учении о душе наблюдается аналогичное пониманиедобродетелей. Платон различал три части души (разумная, чувственная, волевая)и с каждой связывал присущую ей нравственную добродетель (мудрость,воздержанность, мужество). При гармоничном сочетании этих основныхдобродетелей образуется четвертая – справедливость [16, с. 184-198].28Более подробно теоретический анализ нравственности представлен вучении Аристотеля. Создав классификацию добродетелей и пороков Аристотель кдобродетелямотнесмудрость,мужество,умеренностьвнаслаждениях,справедливость, кротость, правдивость, а к порокам гневность, трусость,хвастовство, скупость, малодушие и др.
Также значимо его учение «О золотойсередине» - «ничего слишком...»:- великодушие является серединой между тщеславием и малодушием;- щедрость является серединой между расточительностью и скупостью;- мужество является серединой между безрассудной отвагой и трусостью ит.д. [15, с. 360-374].Этика эпикуреизма опирается на положение о том, что первым иприрожденнымблагомдлячеловекаявляетсяудовольствие,ноподудовольствием Эпикур понимал не наслаждения, а свободу от телесныхстраданий и душевных тревог. Он утверждал, что счастье человека заключается вапонии (отсутствии телесного страдания), в атараксии (невозмутимости души) и вдружбе, как альтернативе политическим отношениям [16, с.
434-436].Стоики высшей целью всякого человеческого стремления считали счастье.Основатель стоической школы Зенон учил, что счастье заключается в«согласованной» жизни, которая представляет собой логическую согласованностьчеловеческих мыслей внутри себя и согласованность этих мыслей с нашимичувствами и хотениями [16, с. 469-471].Последнийвсплескантичнойфилософиипроизошелвучениинеоплатоников. По утверждению Плотина избежать зла человек может лишьнастолько, насколько ему удастся подняться вверх, к Единому-Благу (Плотининогда называл его Богом) [16, с. 521-525].Таким образом, еще античными философами было интуитивно определено,что внутри каждого человека есть некий нравственный ориентир: закон или долг.Созвучноеопределениенравственностипоявилосьсразвитиемхристианского вероучения и было названо внутренним нравственным законом,который «…получен от Творца всего мира, вдунувшего в первого человека вместе29с жизнью душу бессмертную, имеющую образ и подобие Божие, и в числе другихспособностей и свойств имеющую нравственное чувство, которое звучит как«голос», обличающий или одобряющий наши поступки, чувства и мысли» [281, с.53].
И этот голос Божий в душе человека называется совестью. Следовательно,совесть (от глагола «ведать», «знать») служит внутренним органом откровенияволи Божией человеку, а в Священном Писании Ветхого завета она названа «окомБожиим, положенным на сердцах людей» (Сир. 17:7).Но «когда вследствие падения помрачилось или как покрывалом какимзакрылось внутреннее законоположение и в нас образовался сверх того ин закон,противовоюющий закону Божию, Господь послал закон писаный (СвященноеПисание), чтобы восстановить, очистить от примеси и уяснить в сознании людейвнутренний закон и доставить им надежнейшее руководство к благочестию ибогоугождению» [256, с.