Диссертация (Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе". PDF-файл из архива "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Иркутска (на курсах по ОПКв ИПКРО, в МОУ СОШ №46, в ОГБУСО ИДДИ №1 для умственно отсталыхдетей, в ОГООУ Санаторный детский дом №5, в воскресной школе АлександроНевского Прихода), участием в составе жюри на ежегодных школьных научно-14практических конференциях в МОУ СОШ №46 (2008-2014гг.), участием вкачестве эксперта в составе комиссии регионального этапа Всероссийскогоконкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «Занравственныйобразованияподвигиучителя»,наукиежегодноРоссийскойпроводимогоФедерациииМинистерствомСинодальнымотделомрелигиозного образования и катехизации при поддержке аппарата Полномочногопредставителя Президента в Центральном федеральном округе (2014-2016гг.).Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процессцерковно-приходской воскресной школы православного Прихода храма СвятогоблаговерногокнязяАлександра Невскогог.
Иркутска, используютсявдеятельности других воскресных школ Иркутской митрополии (МихайлоАрхангельский Харлампиевский, Крестовоздвиженский, Никольский и УспенскийПриходы г. Иркутска, Никольский Приход г. Тулун, Воскресенский приход пос.Жигалово и др.), в МОУ СОШ № 46 г. Иркутска. Рекомендации по организацииработывоскреснойшколызафиксированыврезолюцииРегиональныхобразовательных чтений (2014 г.).Основные положения, выносимые на защиту:1.Духовно-нравственноевоспитание,обогащенноерелигиознойсоставляющей, определяется как специально организованный на основе ученияправославной церкви процесс сопровождения индивида на пути онтологическогои аксиологического становления, ориентирующего его в деятельно-волевомприложении своих поступков.2.Духовно-нравственное воспитание в церковно-приходской воскреснойшколе опирается на следующие основные принципы:-антропоцентричность(воспитаниечеловека,призванномуквосстановлению богоподобия);- сотериоцентричность на базе христоцентричности (спасение человека отгреха и смерти, через приведение его к Спасителю, Иисусу Христу);- экклезиоцентричность (введение человека в жизнь Церкви посредствомизучения вероучения и участия в богослужении).153.
Модель воспитательной системы церковно-приходской воскресной школысостоит из следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных структурнофункциональныхтеоретическиеэлементов:положениятеоретико-методологическогоиорганизационно-содержательногопринципы(цель,воспитательной(компоненты,задачи,системы),системообразующиевидыдеятельности и педагогические условия) и результативного блоков (критерии иожидаемые результаты).4.Эффективностьвоспитательнойсистемыцерковно-приходскойвоскресной школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся зависит отследующих, специально разработанных и обоснованных педагогических условий:- соблюдение добровольности и доступности получения религиозногообразования для всех категорий граждан, невзирая на возраст (и дети, и взрослые)и материальное обеспечение (безвозмездно);-организациясистемнойвоспитательнойработысучащимися,базирующейся на принципах православной педагогики;-созданиеучебно-методическогокомплексапорасширяющемусяконцентрическому принципу и в соответствии с годовым богослужебным кругомдля обучения всех возрастных категорий учащихся;- взаимодействие всех участников педагогического процесса в различныхсферах жизнедеятельности (познавательной, духовной и социальной) черезвовлечение родителей в образовательный процесс воскресной школы.5.
Специфика воспитательной системы церковно-приходской воскреснойшколы заключается в следующем:- духовно-нравственное воспитание осуществляется при участии всейсемьи;- в основе системы лежит религиозно-церковный компонент, который задаетиерархическую направленность всему воспитательному процессу (духовное →душевное → телесное) и определяет содержание компонентов воспитательнойсистемы и системообразующих направлений деятельности.16Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,заключения, списка литературы, включающего 296 научных источников, трехсхем, одной таблицы, 27 гистограмм и 9 приложений.Во введении обоснованы актуальность выбранной темы, проблема, цель,объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, определены его теоретикометодологическая и экспериментальная база, раскрыты научная новизна,теоретическаяипрактическаязначимостьрезультатовисследования,представлены этапы экспериментальной работы и их содержание, апробация ивнедрение результатов, положения, выносимые на защиту.Впервойглаве«Теоретико-методологическиеосновыдуховно-нравственного воспитания» отражен генезис анализа сущности феноменов«духовность», «нравственность», содержания духовно-нравственного воспитаниявРоссийскойпедагогикеипоследовательностьформированиятеоретико-методологических основ духовно-нравственного воспитания в церковно-приходскихвоскресных школах.Вовторойглаве«Опытнаяработапоорганизациидуховно-нравственного воспитания в церковно-приходской воскресной школе»представлена разработанная модель воспитательной системы, описывается ееапробация и проводится диагностика эффективности духовно-нравственноговоспитания в церковно-приходской воскресной школе.В заключении обобщены результаты исследования, изложены егоосновные выводы, подтверждающие обоснованность положений, выносимых назащиту, определены дальнейшие перспективы исследования.Вприложениидиссертациисодержатсяматериалыопытно-экспериментальной работы, диагностический инструментарий и результатыисследования.17ОСНОВНАЯ ЧАСТЬГЛАВА 1.
Исследование теоретико-методологических основ духовнонравственного воспитания1.1.Исследование сущности феноменов «духовность» и«нравственность»Духовно-нравственное воспитание является сложным педагогическимпонятием. Сложность этого понятия заключается в том, что оно объединяет в себенесколько категорий: «духовность», «нравственность», «воспитание», из которыхможно рассматривать как каждую в отдельности, так и в обобщенном виде. Вданном диссертационном исследовании важным является выявление сущностикаждого феномена и на основе этого формулирование основного определениядуховно-нравственного воспитания как педагогического понятия.Обращаясь к философско-историческому аспекту рассмотрения феномена«духовность» для выявления его сущности, нужно заметить, что «духовность»,как однокоренное со словом «дух», обозначает противоположное материальномуи соотносится с понятием «душа».В исторической ретроспективе все многообразие мнений по выявлениюсущности понятий «дух», «душа» и «духовность» различаются в соответствии сдвумя типами мировоззрений выражающих их представителей.
Это такназываемые идеалистический и материалистический взгляды. В подтверждениеданной точки зрения, рассмотрим суждения философов, представителей основныхисторических периодов.Вантичныевременанесуществовалотермина«духовность».Древнегреческие мыслители изучали душу человека как его сущностную часть,18характеризующуюсяпредставлялсяв«разумностью»,образемудреца,соответственнофилософа.Так,духовнойнапример,человекДемокритпроповедовал материалистическую позицию в учении о природе души ипознания, как на соединение шаровидных огненных атомов (атомистическийматериализм) [16, с. 140-165].Идеалисты Сократ и Платон говорили о душе как о той части человека,которая находится в Высшем мире (духовном и вечном).
Разделяя понятия дух идуша, Платон считал дух сверхразумным вселенским началом, а душу индивидуальным началом, которое стремится к освобождению от тела и слияниюс духом [16, с. 109-113, 184-197].Энциклопедически образованный Аристотель (ученик Платона) развиваетучение дальше, несколько видоизменяя его, утверждает, что так как разумчеловека имеет способность к восприятию понятий добра и зла, то,следовательно, у него есть определенное предрасположение к соблюдениюнравственных норм [16, с. 273-288].Как видим, античные философы воспринимали дух во взаимосвязи с душой,и он ассоциировался с идеей, космической мыслью, законом, устанавливающим вмире порядок и гармонию.
В их рассуждениях видны основные началаматериалистического и идеалистического осмысления понятия «дух» и «душа»как условия высших форм деятельности, как вечной идеи, как сверхразумногоначала, стремления к благу. Но в античной философии не было АбсолютнойЛичности – Бога.С развитием христианского вероучения утверждается точка зрения,согласно которой, в каждом из людей существует духовное начало, как образ иподобие Божие. Такое определение духовности следует из самого акта сотворениячеловека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобиюНашему…» (Быт.
1.26), «…и создал Господь Бог человека из праха земного, ивдунул в лице его дыхание жизни…» (Быт.2.7). Бог «своими руками» творитчеловека, сначала создает тело, затем дает ему дыхание жизни, и только послечего человек становится Человеком.19Следовательно, человек изначально создан многосоставным. У него естьтело, которое имеет земное происхождение, и исходящий от Бога Дух,оживотворивший тело и сделавший его Человеком.
От степени сочетания этихдвух миров (земного и духовного) зависит духовность человека, выполняющейфункцию укрепления связи с миром духовным и одухотворения мира земногочерез приумножение в самом себе Духа Божия.Христианские мыслители средневековой Европы (блаженный Августин,Боэций, Франциск Ассизский и др.) при рассматривании феномена «духовность»также опираются на качества, связанные с Божественным Началом. Один изпредставителейэтойэпохиБлаженныйАвгустинвсвоейфилософиирассматривает человека в единстве уже трех измерений - духа, души и тела,уподобляя это сочетание Божественной Троице, считая, что индивид реализуетсяв полной мере лишь тогда, когда в нем сочетается три лика Троицы.
Такимобразом, характерным для данного периода пониманием феномена «духовность»являетсяпревалированиерелигиозного(идеалистического)взгляданадматериальным [131, с. 127-137].Новый этап в осмыслении духовности открывает эпоха Возрождения (XIVXVII вв.). Ее отличительной чертой является деперсонализация Бога и ориентацияна человека «земного», который рассматривается как свободный творецокружающего мира и самого себя.Переворотвобластисоциально-философскоймыслиобусловленследующими причинами:- обращение мыслителей Ренессанса к обширному наследию античностииспользовалосьимидляотрицания«отживающего»теологическогомировоззрения;- великие географические открытия и успехи в науке и технике, приведшиек качественным изменениям в структуре и динамике развития производительныхсил, позволили поставить под сомнение устоявшуюся систему духовныхценностей и способствовали утверждению новых духовных ориентиров.20Одним из новых направлений ренессансной философии стал гуманизм,представители этого направления (Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, МишельМонтень и др.) вместо веры в Бога провозглашали веру в человека и его развитие.Ренессансный гуманизм, возрождая античность, выбрал гедонизм с егопрославлением удовольствия и наслаждений, поэтому и понимание духовностиограничивалось проявлением душевных свойств человека.