Диссертация (Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе". PDF-файл из архива "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Так, Н. Кузанский всвоих трудах духовность представлял исходя из концепции человека какмикрокосма и рассматривал человека как Бога. Поэтому для Кузанского главнымявлялось «познание человеком его собственной природы» [94, с. 78].Поэтому можно констатировать, что философская традицияэпохиВозрождения выражается, прежде всего, в переходе от теоцентрического кантропоцентрическому пониманию мира, и соответственно Божественноеперестает быть диктующей силой и остается бездеятельным образцом-идеалом.Но превалирование индивидуального, культивируемого в эту эпоху, привело кразладу личного и социального, деформации духовно–нравственных ценностей.Философия Нового времени (XVIII- XIX вв.) продолжая рассматривать духкак общечеловеческое личностное начало, утверждает рационалистическоепонимание духа, как производного от матери. Немецкий философ И. Кант в своихработах представлял человека существом, наделенным материальными идуховными качествами.
Особое место он отводил внутреннему велению(моральному закону), в созидании которого проявляется суть духовногостановления личности [95, с. 27, 29, 189, 191].Английский философ Т. Гоббс принадлежал к плеяде философов, которыесомневались в гармонии духовного и материального, рационального иэмоционального, общественного и индивидуально-личностного. Различая вчеловеке физические и духовные способности, Гоббс к духовным относилвоображение и способность к познанию [132, с.
31-33].Г. Лейбниц души людей причислял к особым первоэлементам (монадам),которые обладают ощущениями и желаниями. Эти первоэлементы Лейбницпредставлял в виде неделимых духовных субстанций, создающих видимость21материальности. Причем развитие каждой монады, то есть человеческой душидолжно быть в согласии с другими монадами и окружающим миром в целом [149,с.
19].Для Г. В. Гегеля понимание духа представлялось в единстве сознания исамосознания. Он различал три стадии развития человеческого духа:- «субъективный дух», который разворачивается в индивидуальномразвитии человека на уровне тела, души и интеллекта;- «объективный дух», объемля сферу социальной жизни человека,представляется сверхиндивидуальной целостностью;- «абсолютный дух», как высшая форма развития человеческого духа врезультате объединённой духовной деятельности человечества.Человеческийдухсаморазвиваетсявмыслительнойдеятельности(«самосознание Бога в человеке») и в практически созидательной деятельности(возвышение в ходе мировой истории конечной сущности человека кбесконечному) [45, с. 397].Л.
Фейербах рассматривал человека как высшее существо природы,духовная суть которого может обособляться от него в самостоятельномсуществовании, принимая божественное значение [132, с. 106-114].Марксизм,продолжаятрадициюдиалектическогоматериализма,переместил источник духовности с человека на отношения в социуме. К.
Маркс иФ. Энгельс в своих работах рассматривали дух в оппозиции к материи ипредставляли его производным от материи продуктом. Духовность они понимали,как предназначение высокоорганизованной материи в процессе развитияобщественно-историческойжизнедеятельностилюдей(ввидепродуктовкультуры, форм искусства, норм общежития и т. п.) [132, с. 122-127].В работах русских религиозных философов тема «русской духовности»возникла как реакция на кризисное для русской культуры и России время Первоймировой войны и Октябрьской революции. Под впечатлением от духовногосостояния общества переломного для страны времени в среде отечественных22мыслителей появляются идеи возрождения общества после крушения всехкумиров, которыми была соблазнена душа русского интеллигента XIX века.В своей книге «О назначении человека» Н.А.
Бердяев писал так: «Этическинужно признать, что духовная жизнь и ее ценности стоят иерархически вышесоциальной жизни. И сама социальная проблема разрешима только на почведуховного возрождения. Разрешение социальной проблемы, которая ведет засобой угнетение и порабощение духа, призрачно и ведет к социальномуразложению» [23, с. 383]. С такой точки зрения жизнь человека приобретаетподлинный смысл только в том случае, когда вся его социальная деятельностьподчиняется служению духовным ценностям.
Такое ощущение необходимостислужения - устойчивый мотив русской философии.Аналогичные размышления имеются у С. Франка, который считал, чтодуховная составляющая ориентирует человека к служению «абсолютному добру иподлинной жизни… и тогда каждое мнимое человеческое благо - любовь кженщине, богатство, власть, семья, родина - теряет свою суетность и приобретаетвечный, подлинный смысл» [262, с. 207-208]. В работе «Реальность и человек» С.Франк утверждает, что глубокие корни революции в России кроются в духовнойнеудовлетворенности людей, в искании целостной и осмысленной жизни, так какдуховность - это основа человеческого бытия, а внутренний мир человека, взятыйв его целостности, не меньшая реальность, чем явления материального мира [262].И.А.
Ильин объяснял причины духовного кризиса тем, что человечество«ослепленное успехами естествознания и техники, охладевшее к религиознымглубинам… доверилось чувственным ощущениям и вырастающей из них теории ипрактике. Вследствие этого люди нового времени изощрились в изученииматериальной природы и в технических изобретениях и незаметно оказались всостоянии детской беспомощности в вопросах духовного опыта.
В практическойжизни человек очень уверенно чувствует себя телом, не всегда уверен, что у негоесть душа, и слишком часто не подозревает о том, что он есть дух и что дух естьглавное» [83, с. 66].23Таковы представления русских религиозных философов XIX и начала XXвека о духовности человека. Эти представления показывают, что русскиерелигиозные мыслители при понимании феномена «духовность» подразумевалидействие особой силы, оживляющей индивидуальный дух человека, именноналичие этого духа ориентирует человека к служению высшим ценностям,наполняем смыслом мирскую жизнь.В советском обществоведении термин духовность рассматривался поразному: профессиональные идеологи использовали этот термин в связи скритикой идеализма, тогда как многие педагоги отмечали важность воспитаниядуховной культуры советского человека.Итак,проведенный«духовность»вфилософско-историческийпредшествующихсовременностианализэпохах,феноменаподтвердилвысказанную в самом начале параграфа точку зрения о том, что в историичеловечества главным различием в понимании феномена «духовность» былогосподствующеевтуилиинуюэпохумировоззрение:религиозное(идеалистическое), признающее наличие Духа, как высшего состояния человекаудовлетворяющегоегопредназначению,илиматериалистическое,рассматривающего дух в подчинении к материи.После начала перестройки в нашей стране изучение феномена «духовность»получило широкое распространение, которое продолжается до сих пор.Причинами такого активного исследования этого феномена являются следующие:Во-первых, отказ от прежней государственной идеологии и временноеотсутствие новой объединяющей страну национальной идеи, способствовалообращениюкмировоззренческойсистеме,подтвердившейсвоюжизнеспособность и востребованность в ходе истории Российского государства –к православной религии, что нашло широкое отражение в педагогическихисследованиях, в нормативных правовых актах и практике образования.Во-вторых, после того, как в области социально-гуманитарных наукперестала быть довлеющей методология экономического детерминизма, то24исследования стали ориентироваться на изучение способности личности ксамоопределению, самообразованию, самоуправлению на духовном уровне.Анализ исследований современных авторов показывает, что проблемафеномена «духовность» является междисциплинарной и рассматривается, какправило, в соответствии с целями, задачами и направлениями решения той илиинойконкретнойузкопрофессиональнойпроблемы(философской,психологической, педагогической и т.п.).Так, в работах философов содержание данного понятия раскрывается черезвыявление соотношения духовности и души, духовного мира личности,обосновывается значение духовных ценностей для человека (А.А.
Гуляев [46],М.С. Каган [90], В.А. Лекторский [135], Т.О. Новикова [180], М.А. Остапенко[186], Л.И. Трофимова [244], З.М. Хацетуков [264], С.В. Хомутцов [265], B.Н.Шердаков [277, 278], С.П. Штумпф [284]).В психологических исследованиях изучаются механизмы воспитаниядуховности (Б.С. Братусь [29, 31], В.П. Зинченко [74, 75], В.В. Знаков [76], Л.П.Илларионова [80], И.М. Ильичева [86], Д.А.
Леонтьев [138], В.А. Пономаренко[206], В.Д. Шадриков [274]).Педагогические исследования посвящены разработке способов воспитаниядуховностивобразовательныхучрежденияхиформированиюнаучногопредставления о понятии «духовность», (С.И. Абрамов [1], С.П. Акутина [7],М.В.
Аникеев [10], Л.А. Байкова [17], В.Н. Беляева [21], Н.К. Бородина [28], С.С.Быкова [33], Т.И. Власова [38], О.А. Воронова [39], В.В. Игнатова [78],О.А. Лапина [127], Е.А. Леванова [129], В.С. Леднев [134], Е.В. Михайлик [164],А.В. Нестеренко [172], Н.А. Пархоменко [193], Н.Н. Поздникина [199], Н.М.Романенко [216], А.С. Романова [212], В.И. Рублик [220], Ю.В. Самойлова [224],А.Н.