Диссертация (Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе". PDF-файл из архива "Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Это не только абсурд, но и катастрофа. Ведьименно они должны быть носителями и выразителями нравственности, однако,страх толкает человека любого статуса к вере в Бога» [189, № 182].«Истинная нравственность приходит из житейского опыта» [189, № 122].А вот диаметрально противоположные мнения: «Попытки на практикедоказать наличие независимой от религии нравственности, мягко скажем, будут39неубедительными. Нравственность не может быть оторванной от религии, какголова не существует без остального тела. И это на сегодняшний день уже аксиома –утверждение, не требующее доказательств» [189, № 22].«Именно в наше время, когда нравственность вытесняется политическимиинтересами, идеологическими догмами, рыночными отношениями, инстинктамиифизиологическимипотребностямилюдей,необходиморелигиозноевозрождение и использование религиозного потенциала» [189, № 111].«Представленияонравственномидеале,небудучидогматическизакреплены религией, становятся производными от текущего состояния общества,меняются вместе с ним» [189, № 158].Таким образом, анализ современных исследований показал, что впонимании природы возникновения категории нравственность существует двепринципиально разные точки зрения:- светская - объясняет происхождение нравственности в процессе развитиячеловеческого общества;- религиозная - утверждает божественное установление нравственных норм.Соответственно, с разным пониманием природы возникновения морали этинормы воспринимаются или как изменяющиеся (в светском понимании), или какнеизменновечные(вхристианскойтеологии).Нравственныепроблемысовременного общества наводят на мысль о том, что все-таки нравственность –это категория абсолютная, которая помогает человеку отличить добро и зло влюбой ситуации, а когда нравственность относительна, то она служитоправданием любого зла.Опираясь на выше названные доводы, диссертант предлагает рассматриватьфеномен «нравственность» в точки зрения религиозного мировоззрения,определяющего божественное установление нравственных норм и действующегов каждом человеке как внутренний нравственный закон (совесть), полученный отТворца, письменно зафиксированный в Священном Писании и подтвержденныйдвухтысячелетней практикой христианства.
Следовательно, в контексте данногоисследования, сущность феномена «нравственность» состоит в познании и40стремлении к исполнению человеком абсолютных нравственных ценностей(аксиологический аспект), вечных и неизменных.После того, как в ходе анализа научных исследований была выявленасущность феноменов «духовность» (заключается в обретении человеком смыслажизни (онтологический аспект), с помощью духовной силы) и «нравственность»(познание и стремление к исполнению человеком абсолютных нравственныхценностей(аксиологическийаспект)),можноперейтикисследованиюсодержания следующей категории - духовно-нравственному воспитанию, чтобудет сделано в следующем параграфе.1.2.
Содержание духовно-нравственного воспитанияв Российской педагогикеИсследование содержания духовно-нравственного воспитания начнем систорического анализа развития процесса воспитания в России.В книге «История русской педагогии» [96] известный российский педагогП.Ф.Каптерев(1849–1921)делитисториюформированиярусскогопедагогического самосознания на три основных периода:церковная педагогия (от принятия христианства до Петра I);государственная педагогия (от Петра I до 60-х годов ХIХ века);общественная педагогия (с 60 годов ХIХ века до советского времени).Каждый период характеризуется следующими особенностями:- «церковная педагогия характеризуется преобладающим положениемцеркви и ее мировоззрения в жизни русского народа и в его образовании» [96];- в государственной педагогии в деле народного образования преобладаетгосударственность.
«В этот период заведование делом народного образованиявзяло в свои руки государство, оттеснив церковь не только что на второй, но даже41и на третий план» [96]. Первоочередной задачей образования считалось служениегосударственным интересам, и, следовательно, «оно должно быть практично,профессионально, а для этого сословно» [96];- период общественной педагогии не имеет такого выраженного характеракак у двух первых периодов. П.Ф. Капререв утверждает, «что третий периодистории русской педагогии следует признавать общественным, нисколько незакрывая при этом глаза на влиятельность и силу государства» [96].Такое условное деление важно для того, что оно помогает выявить в каждомпериоде преобладание того или иного начала.Более детальное изучение этих периодов подтвердило точку зрения этогоученого.Христианская религия, которую в X веке Русь приняла от Византии,воспринялась не только как обряд, а проникла во все стороны внутренней ивнешней жизни, став и идеологией, и педагогикой, и мировоззрением.
Важнойособенностью христианства, в отличие от язычества, являлось общее требованиеграмотности, так как православие, это религия, изучаемая через чтениеСвященного Писания и других религиозных текстов. Поэтому, неудивительно,что после крещения Руси ведущим видом воспитания во всем обществе сталорелигиозно-христианскоевоспитание, котороечерпалосвоиобразцыизразличных письменных источников, таких как:- Древнерусские проповеди, несущие в себе уникальное и до сих поржизненное педагогическое значение, как например, «Слово о Законе иБлагодати». Утверждая новозаветную идеологию жизни русского народа игосударства митрополит Илларион в этом произведении возводит приоритетнравственного, а не юридического начала;- «Жития святых, включающие большое число литературных произведений,начиная с «Жития Феодосия Печерского» и «Сказания о святых мученикахБорисе и Глебе».
В 20-е гг. XIII века создается Киево-Печерский патерик, а затеми другие патерики. В XVI веке Митрополит Макарий (1541-1552) составляет42«Великие Минеи Четьи» (сборник житий святых)» [118, с.154]. Агиографическиепроизведения давали пример праведной жизни;-Летописи,начинаяс«Повестивременныхлет»изаканчивая«Хронографами», несли нравственно-воспитательное содержание;- Художественная литература («Слово о полку Игореве», «Повесть оКуликовской битве» и др.), воспитывала патриотические чувства;-Дидактическиесборники(«Изборник»,«Пчела»,«Златоструй»,«Измарагды») содержали нравственные наставления;- Поучения, которые и по содержанию, и по форме представляли собойпедагогические творения.
В поучениях Владимира Мономаха приводитсяосновной свод правил жизни: «любить свою Родину, заботиться о народе, творитьдобро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым» [205];- «Книга глаголемая Домострой», написанная в XVI веке священникомСильвестром, явилась первой энциклопедией семейной жизни и традиций русскогохозяйствования. Это книга «о том, как жить православным христианам в миру сженами и с детьми, и с домочадцами, как наставлять их и поучать, и страхом спасать изапрещать строго и во всех их делах сохранять их в чистоте, душевной и телесной, и оних заботиться…» [103, с.87];- Буквари (Василия Бурцева, Федора Поликарпова, Симеона Полоцкого,Кариона Истомина), которые благодаря книгопечатанию появились в XVII веке.Их отличительной чертой было то, что они не только учили читать, но исодержали нравственные наставления.В этот период формировались традиции религиозного воспитания,характеризующиеся взаимодействием семьи и церкви.Глобальные преобразования в жизни русских людей и, соответственно, втенденциях воспитания наметились в начале XVIII века в период реформ Петра I.«Осмысливая сегодня произошедшее в эпоху Петра, надо прежде всегосказать, что в этот период Россия стала светской страной.
Для России этоозначало, что была разрушена симфония государственной и духовной властей,мирской и духовной (религиозной) жизни, науки и богословия (теологии)» [158].43Начиная с этого периода начинается процесс обмирщения науки, культуры,искусства и т.п., который отразился в педагогическом сознании и внес перемены ввоспитании и в образовании русского человека.На первом месте в педагогике стала цель подготовки русского человека кжизни земной, а не вечной, не спасение, а благополучное устройство в этойжизни.Реформы Петра I в образовании были противоречивы. Издревле на Русицентрами развития культуры и науки были монастыри.
Запретив монахам (кроменастоятелей монастырей и епископов) под страхом жестоких телесных наказанийдержать у себя перо, чернила и бумагу, Петр I, таким образом, подорвалкультурную и образовательную роль монастырей: «светски-протестантскомугосударству была страшна монастырская православная наука» [93, с. 36]. Афорсированноеразвитиеобразованиянагосударственномуровненеспособствовало развитию осознанной обществом и людьми необходимости вполучении образования и приводило к применению насилия при наборе учениковв школы.Зависимость русского образования после реформ Петра от государства быланастолько сильна, что до середины XIX века русский человек связывал своеобразование исключительно с чиновничьей или военной службой. Такоеотношение к образованию было сформировано в силу следующих причин:- казенный характер школы порождал жесткий характер отношений вшколах;- схоластические методы обучения не способствовали заинтересованностиучеников в получении знаний;- интернатный тип ряда учебно-воспитательных учреждений лишал детейсемейного воспитания;- жесткий государственный характер образования исключал участиеобщественности в делах образования.ПолитикуусиленногообразованиярусскогочеловекапродолжилаЕкатерина II, разбиравшаяся в вопросах образования и воспитания.
Так, что даже44у таких известных мыслителей того времени, как Д.С. Аничков (1733—1788),Я.П. Козельский (1728-1794), М.В. Ломоносов (1711-1765), В.Н. Татищев (16861750), Д.И. Фонвизин (1745-792), «представление о человеке были ограниченытребованиями того времени: их идеал - не свободная, всесторонне развитаяличность, а достойный слуга государства» [6, с. 26].Невзирая на жесткую государственность в деле образования, процессстановления христианской педагогики продолжался в церковной среде, «сохраняяверность православным принципам воспитания и развивая их богословскоесодержание» [118, с.154].Основы христианского нравоучения в форме катехизиса «ПравославноеИсповедание» митрополита Киевского Петра Могилы (1596-1647) были изложеныеще в XVII веке.