О.К. Тихомиров - Психология мышления, страница 64
Описание файла
PDF-файл из архива "О.К. Тихомиров - Психология мышления", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "искусственный интеллект" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 64 страницы из PDF
Быливыделены три типа оперирования пространственными образами: 1) изменение положения воображаемогообъекта на плоскости, в пространстве по отношению к другим объектам или их элементам, 2) изменение егоструктуры, 3) комбинация этих преобразований. Меняется широта оперирования образами, под которойпонимается степень свободы манипулирования образом, с учетом той графической основы, на которой образпервоначально создавался. И. С. Якиманская выявила следующие критические точки развитияпространственного мышления: переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно, переход отнаглядных изображений к условно-символическим и обратно, переход от фиксированной в себе точки отсчета(координат) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета.З. И.
Калмыкова [75] выявила некоторые линии онтогенетического развития продуктивного мышленияшкольников. Развитие собственно продуктивного мышления начинается с его интуитивно-практическогокомпонента. На первом уровне учащимся оказывается доступным абстрагирование и обобщение существенныхпризнаков воспринимаемых ситуаций без адекватного отражения этих процессов в слове. Постепенноповышается глубина, гибкость, устойчивость интуитивно-практического мышления. На втором уровнепроисходит сближение между интуитивно-практическими и словесно-логическими компонентами мышления:«Повышаются степень существенности отражаемых в слове признаков, уровень их обобщенности, становитсявыше осознанность мыслительной деятельности» [75, с.
190]. На третьем уровне развития повышаются степеньсущественности абстрагируемых я словесно формулируемых признаков и уровень их обобщенности.Постепенно формируются такие качества продуктивного мышления, как самостоятельность, глубина, гибкость,устойчивость, осознанность. Не всякое Обучение является развивающим: «Если в обучении перед школьниками ставятся слишком легкие или очень трудные задачи, не стимулирующие их продуктивное мышление, тообучение не будет развивающим» [75, с.
193].Онтогенетический аспект развития мышления человека не сводится, конечно, к тем изменениям,которые можно обнаружить в мышлении дошкольника и школьника, он включает в себя изучение развитиямышления человека на протяжении всего жизненного пути. Важным направлением исследований являетсясоотнесение исторического и онтогенетического (индивидуального) развития мышления. Это направлениепредставлено в работах М. Г. Ярошевского [212].
Изучая историю развития психологической мысли, М. Г.Ярошевский выделил основные инвариантные категории науки (образ, действие, мотив, психологическоеотношение, личность) и стадии развития детерминистской, т. е. направленной на научное объяснение мысли(предмеханический детерминизм, механодетерминизм, биодетерминизм, психодетерминизм). С этой широкойисторической картиной М. Г. Ярошевский соотнес проведенный им детальный анализ развития творчества И.М. Сеченова—основоположника научной психологии.
Анализируя отношения между историческим путемнаучного познания и индивидуальным творчеством исследователя, автор обнаружил факт прохожденияотдельным субъектом общечеловеческих стадий духовной эволюции. Эти явления были названы«идеографическим феноменом». В творческом пути И. М. Сеченова М. Г. Ярошевский выделил определенныестадии в развитии его детерминистического 'мышления: «картезианская настроенность мысли», «увлечениеиндетерминистсвой психологией», «переход на позиции механоцентризма», «усвоение биодетерминистскихпринципов», «обращение к психическим переменным», «новое детерминистское объяснение высших формпсихической активности». Идеографические феномены в психологических исканиях И.
М. Сеченова (т. е. в егомышлении) были выявлены М. Г. Ярошевским в результате тщательного анализа соотношения мыслей самогоСеченова и его предшественников и современников.«Великим обобщением» назвал М. Г. Ярошевский положение И. М. Сеченова о том, что «не сознаниекак мир явлений, простирающихся перед внутренним взором субъекта, а объективно наблюдаемое, нопознаваемое наукой только опосредствованно, психически регулируемое поведение выступило в качестве еепредмета» [212, с.
6]. Значение творчества И. М. Сеченова сопоставимо с вкладом в науку Коперника:«Иллюзии интроспекционизма сходны с иллюзией движения Солнца вокруг Земли. В этом смысле делоСеченова подобно коперниковскому перевороту. Оно переориентировало исследовательскую мысль свнутреннего «пространства» сознания, открытого для наблюдающего за ним субъекта, на психическирегулируемое поведение, открытое для опытной объективной науки» [212, с. 7]. Формирование «великихобобщений», обогащающих знания человечества, разрушающих привычные представления (иллюзии) — этовысший итог развития мышления в онтогенезе, составляющий новый этап и в ходе исторического развитиямышления.111Глава 10 ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ§ 1.
МЫШЛЕНИЕ КАК АССОЦИАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙПознакомимся теперь с теми трактовками мышления, которые складывались в контексте основныхшкол и направлений психологической науки за рубежом, обращая внимание прежде всего на вопрос оструктурных единицах мыслительной деятельности, о специфическом аспекте изучения мышленияпредставителями той или иной школы.Первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека связывались спринципом ассоциаций, т.
е. образованием и актуализацией связей между представления» ми («идеями»). Этотпринцип послужил основанием для обозначения целого направления в психологии — ассоциационизма. Учение об ассоциациях, подготовленное еще трудами древних философов, получает развитие и широкоераспространение в XVII— XVIII веках. Основной закон ассоциаций формулировался так: ассоциация темпрочнее и вернее, чем чаще она повторяется. Выделялось 'четыре вида ассоциаций: 1) по сходству, 2) поконтрасту, 3) по близости во времени или в пространстве, 4) по отношению (причинность, присущность).Закономерности ассоциаций исследовались в работах Д.
Гартли, Дж. Пристли, Дж. С. Милля, Д. Милля, А..Бэна, Т. Цигена и др. Представители данного направления различались между собой как в трактовке вопроса озависимости ассоциаций от связей в предметном мире и их отношения к деятельности мозга, так и в трактовкеотдельных видов ассоциаций. Однако их объединяло главное; ассоциация признавалась в качестве основнойструктурной единицы психического, ассоциация использовалась и как объяснительный принцип. Рациональноесводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности.Психология мышления в этот период еще не выделилась в качестве самостоятельного разделапсихологической науки. На этом этапе развития научных знаний еще не было представления о мышлении какособой форме деятельности субъекта.
Непроизвольное следование образов-представлений принималось за типвсякого умственного процесса: мышление — всегда образное мышление, процесс — всегда непроизвольнаясмена образов. Развитие мышления — это процесс накопления ассоциаций. Ассоциационистический подход кмышлению сосуществовал с формально-логической характеристикой мышления. Например, Т. Цигенрассматривал понятие как «ассоциацию представлений», суждение как «ассоциацию понятий», аумозаключение как «ассоциацию суждений». Хотя всякая ассоциация может рассматриваться в двух аспектах— образования и актуализации уже образованной ассоциации, экспериментальные исследования умственнойдеятельности в рамках ассоциационизма касались только актуализации ассоциаций и измерения скоростипоследовательных словесных ассоциаций. Считалось, что мыслительные процессы вообще не могутподвергаться экспериментальному изучению: мышление предлагалось изучать только по продуктамчеловеческой культуры.
Поскольку вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросовассоциативной теории умственной деятельности, ее часто называют теорией репродуктивного мышления.Особую роль в мышлении играют ассоциации по сходству.Принцип ассоциаций как всеобщий объяснительный принцип вызвал позднее серьезные возражения,но сама ассоциация как факт интерпретируется как бесспорная психологическая реальность, [98].
Л. С.Выготский, возражая против ассоциационистической трактовки понятия, более простые формы обобщения(комплексы) прямо связывал с образованием ассоциаций (по сходству и по контрасту). В отечественнойлитературе ассоциационистический подход развивался Ю. А. Самариным и П. А. Шеваревым [164; 203].Значение ассоциаций как механизма мышления подчеркивается А. Ф. Эсауловьш [206; 207].§ 2. МЫШЛЕНИЕ КАК ДЕЙСТВИЕРаздел «психология мышления», отличный от более широко понимаемого учения об умственной,деятельности, впервые выделяется психологами, относящимися к так называемой Вюрцбургской школе (О.Кюльпе, Н. Ах, К.
Марбе и др.), которые в противоположность ассоциационизму рассматривали мышление каквнутреннее действие (акт). Начинаются экспериментальные исследования мышления, которые, однако, былиочень ограниченными, так как заключались исключительно в использовании метода систематическогосамонаблюдения. Испытуемые, обычно квалифицированные психологи, должны были сообщить о процессахсобственного мышления при выполнении заданий типа толкования сложных v текстов и выражений (например,нужно было передать смысл такого выражения: «Мышление так необычайно трудно, что многие предпочитаютпросто делать заключения»), установления отношений («часть—целое», «род—вид»), выяснения соотношенийя усмотрения отношений между объектами и восприятия конкретных членов этого отношения и др.