О.К. Тихомиров - Психология мышления, страница 61
Описание файла
PDF-файл из архива "О.К. Тихомиров - Психология мышления", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "искусственный интеллект" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 61 страницы из PDF
Крайним выражением этой позиции является положение отом, что человек— это высшее существо, наделенное божественным разумом, волей. Согласно второй позицииабсолютизируется сходство между человеком и животным. Эта позиция представлена обычно работамиестествоиспытателей, которые иногда рассуждают примерно так: если поведение животных, их ориентировканастолько сложны, включают в себя так много внутренних регуляторных механизмов, то зачем ещепредполагать существование каких-то дополнительных процессов, которые усложняют и без того сложнуюкартину. Таким образом, необходимо понять диалектику сходства и различия, понять те качественныеновообразования, которые возникают в ходе развития психики и поведения на уровне человека.Одна из важнейших особенностей деятельности человека заключается в том, что она носитпродуктивный и преобразующий внешнюю среду характер.
Продуктивный — значит заканчивающийсясозданием некоторого продукта: это особенно рельефно выступает, когда мы анализируем даже простейшиеформы человеческого труда, который первоначально возникает как труд физический. Преобразующий характердеятельности означает, что посредством деятельности осуществляется изменение предметов, ихпреобразование, изменение внешних условий под влиянием потребностей человека. Поведение животногохарактеризуется прежде всего тем, что оно направлено на решение задачи приспособления к окружающейсреде, оно носит адаптивный характер.
В этом биологическая сущность поведения, для этого оно развилось. Вотличие от этой адаптационно-приспособительной природы поведения животных деятельность человека носитпреобразующий, созидательный характер. Изготовление орудия из грубого камня может служить 'нагляднымобразцом этой особенности человеческого действия. Сказанное не означает, конечно, что процессы адаптации,приспособления полностью исчезают у человека (например, адаптация к изменению климата, к невесомости),но они как бы отступают на второй план.Преобразующей и созидательной деятельность человека становится возможной потому, что человек входе деятельности, до того как создал некоторый продукт, ставит перед собой сознательную цель.
Постановкацели, как мы уже знаем, есть одна из функций мышления. В структуре деятельности выделяются самостоятельные образующие—действия. Итак, в структуре физического , труда мышление возникает как аппаратподготовки последующих целенаправленных действий.При дифференциации деятельности человека и поведения животных нельзя ограничиватьсяуказаниями на роль действия, необходимо учитывать различия между потребностями животного организма исобственно человеческими потребностями, ради удовлетворения которых развертываются поведение идеятельность.
Потребности человека (например, пищевые) удовлетворяются с помощью тех предметов,которые выступают как продукты производства, т. е. некоторой социальной активности других людей, в этихпродуктах объективирована и мыслительная работа. У человека качественно преобразуются потребности,имеющие аналоги в животном мире (так называемые естественные потребности), возникают новыепотребности и новые иерархические отношения между ними. В человеческой деятельности потребности нетолько к направляют и регулируют деятельность, но являются объектом познания.
«Разумная потребность» —это познанная потребность, оцененная, вызывающая определенное отношение. Общественные, групповые ииндивидуальные оценки разумности потребности могут естественно, не совпадать. Потребность перестаетпрямо определять последующее поведение, которое становится опосредствованным целями. В деятельностьчеловека включается общества венный, социальный опыт. Простейшая форма его передачи — это орудия106труда, но орудия не случайно называют «первой абстракцией человечества» [99, с. 39]: практическивоздействуя на природу, а затем и с исследовательской целью человек выявляет скрытые or непосредственногочувственного восприятия свойства.
Это выявление опосредствовано социальным опытом, объективированнымв орудии. Еще более мощным средством накопления социального опыта является язык. Именно язык делаетвозможным появление сознания, самосознания, высших форм саморегуляции. Словесное формулированиетребований и описание условий образуют задачу, на разрешение которой направлено мышление.Неосознаваемая форма психического отражения также качественно отличается от психики животных:например, неосознаваемые словесные обобщения складываются в совместной деятельности, в структуре'речевого общения, т.
е. по законам формирования человеческой психики, но тем не менее не осознаются.Двигательные ИР навыки могут усваиваться в ходе повседневной практической деятельности без осознания ихсостава (подражание).В историческом плане человеческая деятельность возникает как деятельность коллективная,совместная, из которой лишь позднее выделяется деятельность индивидуальная.
Соотношениеиндивидуального и социального (надындивидуального) — одна из центральных проблем психологиимышления. Групповой характер трудовой деятельности означает, что участники должны взаимодействоватьмежду собой для достижения общего результата, координировать свои усилия в конкретной ситуации.Происходит дифференциация функций внутри общности, которая включает в себя не только одновременноевыполнение отдельных актов разными индивидами, но и разделение последовательно выполняемых функций:подготовка и исполнение действия. Например, один изготавливает орудие, а другой применяет изготовленноеим орудие.
Из логики разделения функций между людьми в совместном трудовом процессе вытекаетнеобходимость выполнения таких промежуточных актов, которые сами по себе не имеют биологическойзначимости. Эти акты и называют действиями — Процессами достижения сознательной цели. Кроме действий,направленных на предметную среду, выделяются особые действия, связанные с процессами коммуникациимежду индивидами в ходе совместной трудовой деятельности. В свое время известный зоопсихолог В. А.Вагнер писал: «Коммуникация у животных односторонняя, а у человека двусторонняя». Это означает, что,передавая с помощью речи некоторое сообщение другому человеку, мы не только ориентируем его вобъективной ситуации, но и ставим цель это сделать.Согласно теории Л. С. Выготского [46], высшие психические функции, а к ним он относил и словеснологическое мышление, возникают в процессе общения, совместной деятельности как функции, «разделенныемежду людьми», и лишь позднее становятся индивидуальными функциями.
Если трудовые процессыопосредствованы орудием, то высшие психические процессы опосредствованы знаками («психологическимиорудиями»), важнейшую роль среди которых играет язык. Процесс порождения новых целей, т. е. действий всовместной практической деятельности, гипотетически можно представить себе так. Координация совместныхусилий должна включать оценку, обозначение с помощью слова некоторых объективных результатов,достигаемых другими участниками. Логика совместного трудового процесса требует, чтобы один человек называл некоторые результаты действий другого человека до выполнения этих действий. Словесное обозначениерезультатов действий другого человека и есть сознательная цель; целеобразование первоначально возникает вформе требования, предъявляемого к другому человеку и принимаемого им.
Позднее это же требование можетбыть адресовано новому члену коллектива и, наконец, обращено на самого себя. Цель возникает какобразование в структуре индивидуальной деятельности. Целеобразование в историческом плане возникает посхеме формирования высших психических функций. Историческое развитие самой деятельности шло понескольким линиям. Прежде всего — это развитие и усложнение самих орудий труда. Появляются машины,которые опосредствуют деятельность больших групп людей и делают необходимой появление особого типадеятельности, связанной с их обслуживанием.
Далее необходимо отметить линию на все большуюдифференциацию творческих и исполнительских функций внутри самой чувственно-практическойдеятельности (сравни мастер и подмастерье), зачатки которой представлены уже в первоначальных формахтруда.Для психологии мышления решающим событием является такая стадия общественного разделениятруда, когда труд умственный отделяется от труда физического. Мышление впервые принимает формусамостоятельной деятельности, со своими мотивами, целями, операциями. Дальнейшее развитие умственноготруда связано с дифференциацией самих функций (типичных задач) в сфере умственного труда,дифференциацией видов умственной деятельности.
Появляется орудийное опосредствование самой умственнойдеятельности (счеты, ЭВМ и др.). Устанавливаются новые отношения между физическим и умственнымтрудом, новые формы совместной умственной деятельности. Индивидуальная деятельность, выделившаяся изсовместной, в том числе и умственная, всегда остается общественно обусловленной, (и в этом смысле«совместной»). Это выражается в использовании знаний, выработанных другими людьми (как предметных, таки процедурных, относящихся к методам решения задач), в получении уже сформулированных (но еще нерешенных) задач, в объективной необходимости сформулировать, а затем и решить некоторый класс задач.Общество на каждом этапе своего развития как бы задает диапазон возможного развития индивидуальноймыслительной деятельности (нельзя заниматься умственным трудом до появления общественного разделениятруда на умственный и физический, нельзя стать космонавтом, исследователем до начала освоениякосмического пространства)..