Диссертация (Образы взаимного восприятия русских и китайцев в русской и китайской литературе и публицистике первой половины ХХ в), страница 6

PDF-файл Диссертация (Образы взаимного восприятия русских и китайцев в русской и китайской литературе и публицистике первой половины ХХ в), страница 6 Филология (52269): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Образы взаимного восприятия русских и китайцев в русской и китайской литературе и публицистике первой половины ХХ в) - PDF, страница 6 (52019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образы взаимного восприятия русских и китайцев в русской и китайской литературе и публицистике первой половины ХХ в". PDF-файл из архива "Образы взаимного восприятия русских и китайцев в русской и китайской литературе и публицистике первой половины ХХ в", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

В процессе этнической идентификацииустанавливаются признаки различия и признаки сходства, выражаемые вкатегориях «свое» – «чужое»70. При этом категория «чужие», отличительныепризнаки «чужих групп» выступают исходным критерием для сравнения ввоспринимающем сознании 71.Закономерности функционирования этнического сознания сходны сзакономерностями деятельности сознания в целом. В процессе восприятияЗабияко А.П. Образ // Культурология.

ХХ век. Энциклопедия. СПб, 1998. Т. 2. С. 102.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003. С. 93, Бодалев А.А. Восприятие ипонимание человека человеком. М., 1982. С. 5.68Забияко А.П. Категории «свой» – «чужой» в этническом сознании // Россия и Китай надальневосточных рубежах. Указ. изд. С. 224.69Забияко А.П. Этническое сознание и этнокультурные константы как фактор русскокитайских отношений // Русские и китайцы: этномиграционные процессы на ДальнемВостоке.

Указ. изд. С. 124.70О когнитивных механизмах этнического сознания: См.: Забияко А.П. Категории «свой» –«чужой» в этническом сознании // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Указ. изд.С. 224–227; Забияко А.П. Этническое сознание и этнокультурные константы как факторрусско-китайских отношений // Русские и китайцы: этномиграционные процессы на ДальнемВостоке. Указ.

изд. С. 127.71Забияко А.П. Этническое сознание и этнокультурные константы как фактор русскокитайских отношений // Русские и китайцы: этномиграционные процессы на ДальнемВостоке. Указ. изд. С. 124.666723этническое сознание пересотворяет реальность в специфическом «модусесхватывания»72.Говоря о работе этнического сознания, мы обращаемся к образамвосприятия культурами и народами друг друга. При этом «культура в своемпроисхождении и содержании есть претворенное первичное бытие–природное, человеческое или божественное; в этом смысле культура сама –образ, явленная метаморфоза первичной реальности» 73.

Важнейшим факторомформирования образов взаимного восприятия при взаимодействии культурявляется этническая картина мира. Под этнической картиной мира понимаетсясформировавшиеся на основании этнических констант, с одной стороны, иценностных доминант, с другой, представления человека о мире – отчастиосознаваемые,отчасти,бессознательные74.Факторамиформированияэтнической картины мира являются этнический опыт, этнические категории,диспозиции, установки и данности, функционирующие на базисном уровнеэтнокультурных констант или возникающие под влиянием сложившихсяобстоятельств75.Этнокультурныеконстантыпонимаютсякакбазисныемоделикультурной жизни, выражающие и закрепляющие основополагающие свойстваэтноса как культурной целостности в исторической ретроспективе – этоважнейший элемент традиции, обеспечивающий ее целостность и трансляциюот поколения к поколению76.

В этнокультурных константах в сгущенном видепредставлен коллективный опыт народа. В каждой национальной культуре«Модус схватывания – это специфический синтез признаков в определенную идеальнуюцелостность, способ комбинирования единиц восприятия в композицию смыслов». См.:Забияко А.П. Категории «свой» – «чужой» в этническом сознании // Россия и Китай надальневосточных рубежах. Указ. изд. С. 226; Забияко А.П. Этническое сознание иэтнокультурные константы как фактор русско-китайских отношений // Русские и китайцы:этномиграционные процессы на Дальнем Востоке.

Указ. изд. С. 125–126.73Забияко А.П. Образ // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. СПб, 1998. Т. 2. С. 102.74Там же. С. 125.75Забияко А.П., Кобызов Р.А., Понкратова Л.А. Русские и китайцы: этномиграционныепроцессы на Дальнем Востоке. Указ. изд. С. 141.76Забияко А.П. Этническое сознание и этнокультурные константы как фактор русскокитайских отношений // Русские и китайцы: этномиграционные процессы на ДальнемВостоке. Указ. изд. С. 133.7224доминируют свои этнокультурные константы, определяющие особенностимировоззрения, религиозности, этнической психологии, художественноготворчества, исторической судьбы народа. Константы этнической культурыформируютпредставлениянародачеловеческого существованияоб(времени,основополагающихпространстве,святом,сторонахотчизне,чужбине, отношении к предкам, отношении к труду и т.д.).Итак, на глубинном уровне этническое взаимодействие – это встречаэтнокультурных констант.

Этнокультурные константы накладывают отпечатокна характер межэтнических отношений и сильнее проявляются в техгеополитических пределах, где этносы сосуществуютсознаниерусскихнаДальнемВостоке77. Так, этническоеисторическиактуализированососедством с Китаем и присутствием китайцев, и, наоборот, этническоесознание северо-восточных китайцев во многом определяется взаимодействиемс русскими и их присутствием в Китае с XVII в. по наши дни.Этнокультурные константы как базовые модели этнического сознанияопределяют механизмы межэтнических отношений, механизмы восприятияэтносами друг друга. Так как этническое сознание интенционально направленона познание «другого» и самопознание в конечном счете, то логично было быопределить важнейшие механизмы взаимовосприятия этносов. Ими являютсямеханизмы стереотипизации78и рефлексии. Т.

Г. Стефаненко определяетэтнический (этнокультурный) стереотип как образ социального объекта, а неЗабияко А.П. Этническое сознание и этнокультурные константы как фактор русскокитайских отношений // Русские и китайцы: этномиграционные процессы на ДальнемВостоке. Указ. изд.

С. 133.78Стереотипизация – мощное средство формирования представлений о «чужом». Многиестереотипы, действующие сегодня в культурах древнего происхождения в отношении «свое»/ «чужое», восходят к ранним периодам формирования этносов, этнического сознания.См: Королева С.Б.

Миф о России в британской литературе (1790-е – 1920-е годы): дис. …д.филол. наук. 10.01.03. Нижний Новгород. 2014. 461 с.Термин социальной психологии «стереотип» впервые был обозначен американскимписателем и политическим обозревателем Уолтером Липпманом в 1922 году. В егопонимании, стереотипы – это «упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой“картинки” мира в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложныхсоциальных объектов и защищают его ценности, позиции и права».

См: Lippman Walter.Public opinion. New York, 1922. P. 79.7725просто как мнение об этом объекте, никак не обусловленное объективнымихарактеристиками последнего и всецело зависящее от воспринимающегосубъекта79. Это проявляется в создании «зеркального образа», соответственно –в построении «образов взаимного восприятия».В структуре этнокультурного стереотипа выделяются два компонента –автостереотип и гетеростереотип.

Автостереотип – совокупность атрибутивныхпризнаков, к действительным или воображаемым специфическим чертамсобственной этнической группы. При формировании автостереотипов важнуюроль играют факты истории своей этнической группы. Как правило,автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотип –совокупность атрибутивных признаков о других этнических группах 80 . Онимогутбытьисторическогоположительнымиопытаиотрицательнымивзаимодействиянародов,авзависимоститакжеототстепениэтноцентризма81, присущего тому или иному этносу.Этноцентризм – это восприятие и интерпретация поведения другихсквозь призму своей культуры.

Т. Г. Стефаненко определяет китайцев ирусских как этноцентричные группы, в сознании которых «родина – “пупЗемли”»82. Добавим, что этноцентризм русских определяется уверенностью вСтефаненко Т.Г. Социальная психология этнической идентичности / дис…д-ра. психол.наук. М., 1999.Этнокультурному стереотипу присущи согласованность, т.е. высокая степень единствапредставлений среди членов стереотипизирующей (этнической) группы; схематичность иупрощенность (Г. Тэшфел); эмоционально-оценочный характер; устойчивость /стабильность; 5) неточность (Липпман).

Об том: Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальныестереотипы: вчера, сегодня, завтра / Социальная психология в современном мире. М., 2002.С. 78–83; Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Образы американца и советского человека ввосприятии московских студентов и на страницах молодежной прессы // Вестник МГУ. Вер.14.

Психология. 1991. № 3. С. 3–11; Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2004. С. 289.80Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 75.81Понятие «этноцентризм» было дано У. Самнером в 1906 г. и определялось как «видениевещей, при котором своя группа стоит в центре всего».

В понимании И.С. Кона, – этосвойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций иценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве эталона». См:Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2004. С. 272; Кон И.С. Этноцентризм // Философскийэнциклопедический словарь. М., 1983, С.812.82Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2004. С. 275. Мандель Б.Р. Этнопсихология.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее