Диссертация (Коллективная языковая личность автора интернет-комментария на сайте глянцевого журнала (гендерный аспект)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Коллективная языковая личность автора интернет-комментария на сайте глянцевого журнала (гендерный аспект)". PDF-файл из архива "Коллективная языковая личность автора интернет-комментария на сайте глянцевого журнала (гендерный аспект)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Поэтому основнаянагрузка лежит на рекламных статьях и на активно используемой скрыто втекстах статьи рекламе;– необходимо отметить и меньшее количество креализованных текстов.Так, Интернет-версия, конечно, предлагает читателям статьи-обзоры, вкоторых текст представляет собой только комментарий к фотографии, но приэтом отсутствуют многочисленные рубрики обзоров новинок и т.д.;– Интернет-версия предоставляет более широкие возможности попоиску необходимой информации.
Так, архив сайта содержит статьидесятилетней давности, которые рассортированы по темам и датампубликации. При этом после прочтения статьи (или даже в самом текстестатьи) читателю предлагается ссылка на другие статьи данного автора и т.д.Также было введено понятие «тегг» для обозначения ключевых понятийстатьи, что облегчает поиск необходимой читателю статьи. Возможноознакомлениесостарымивыпускамипечатнойверсиижурнала,переведенными в цифровой формат;– хотелось бы отметить наличие многочисленных приложений(например, счетчик калорий или дневник питания/спортивных нагрузок),которые используются читателем каждый день и, соответственно, делают егоеще более зависимым от Интернет-версии журнала.401.4.3.
Диалогичность как основная характеристика глянцевогожурналаКак уже отмечалось, диалогизация общения и ориентация на равенствос адресатом является одним из самых эффективных способов воздействия нааудиторию. Также этот подход позволяет создать доверительные отношения,положительный и авторитетный имидж редакции журнала.Отличительной чертой современных российских СМИ, в частностипрессы, можно назвать ее диалогичность.
Так, Л. Е. Кройчик говорит о том,что «она (пресса) работает в режиме диалога с аудиторией» [Кройчик 2000,125], то есть можно говорить не только об активной диалогизации самоготекста статьи, но и об ответной реакции аудитории, вступлении ее в диалог.Происходит не только изменение в речевых жанрах, свойственных средстваммассовой коммуникации, но и появление новых жанров, что связано срастущей демократизацией коммуникации, увеличением коммуникативногопространства СМИ (во многом за счет использования рассматриваемого намиИнтернет-пространства), а также, что немаловажно, с появлением новыхсредств передачи информации и способов обратной коммуникации читателя савтором.Несмотря на интерес исследователей (изучается диалогизациямонологический речи (С. П.
Хорошилова, Юн Со Х), диалогизация общения(Л. В. Шаймиева), с данной точки зрения изучаются политические (Н. Г.Бабич), религиозные (И. А. Истомина), художественные (Н. В. МоисееваПронь, К. В. Скорик) и публицистические (Н. Н. Савлюкова) тексты и т.д.),данная тема остается еще не разработанной. В частности, вопрос одиалогизациитекстовИнтернет-пространстваостаетсяпрактическинеизученным.Вотечественнойлингвистикесуществуетдватермина–«диалогичность» и «диалогизация» речи – которые следует разграничивать.Диалогичность речи трактуется как «общение равноправных собеседников,41имеющих общий духовный опыт», а диалогизация – как «превращениемонологической речи в диалог путем различных приемов» [Александрова,Славкин 2015, 7].
При этом следует отметить, что диалогизированные текстыне обязательно содержат в себе диалог, то есть не обязательно являютсядиалогичными (С. А. Светана использует понятие псевдодиалогизированнойречи) (Светана цит: [Александрова, Славкин 2015, 7]). Отмечается, чтодиалогичность является «основополагающим признаком художественноготекста», то есть задача автора состоит в донесении информации до читателя,который, в свою очередь, пытается декодировать ее согласно авторскомузамыслу, то есть между автором и его читателем неизбежно «завязываютсякоммуникативные отношения» [Федотова 2015, 500].Диалогичность текста выражается языковыми средствами диалогизации[Скорик 2010, 8], которая определяется как «динамическая, иерархическиорганизованная система языковых средств, репрезентирующих факт наличиядиалогичности как категории текста» [Скорик 2008, 98].Анализируя современную журналистику, И.
В. Зиновьев приходит квыводу об изначальной диалогичностиИнтернет-текстов СМИ, чтообуславливается не только «таким специфическим сетевым явлением, какгипертекст» [Зиновьев 2012, 28], но и участием читателя (благодаря своимпоисковым действиям) в диалоге с автором. Исследователь также отмечает,что современный «журналистский текст нацеливает автора на точноепрогнозирование действий читателя, но также ориентирует читателя на поискдополнительной информации» [Там же, 29].Диалогизация общения, активно используемая авторами статей иредакцией журнала, а также ориентация на равенство с адресатом, разговор«на языке потенциального получателя информации» [Чубай 2012, 200–202]являются одним из наиболее эффективных способов воздействия нааудиторию.Мыможемговоритьодиалогизациитекстовстатей,опубликованных на сайте глянцевого гендерно-чувствительного журнала,реализуемой с помощью многочисленных риторических вопросов, а также42ответов на вопросы, которые могли бы задать читатели, использованияобращения на «ты», инклюзивного местоимения «мы», служащего дляэмоциональногосближения(солидаризации)ведущегорубрикиичитательской аудитории [Лалетина 2007, 19].
С помощью местоимения мыавтор включает читателя в отдельную группу, которая имеет определеннуюпроблему, переживает общий для всех опыт и т.д. Используется также переходк разделению автора и читателя (мы – автор (мы рекомендуем) и ты – читатель(рекомендуем тебе)), что позволяет превратить автора из человека,переживающего данную проблему, в авторитетного советчика.
Текстам статьисвойственны постоянные попытки завязать разговор с читателем, к которомуавтор обращается индивидуально, напрямую, используя обращение ты,постоянно задавая вопросы и апеллируя к опыту, общему для автора ичитателя.Мы можем говорить также о том, что участие читателя неограничиваетсятолькопоисковымдействиями.Так,споявлениемвозможности комментировать текст статьи у пользователя появился еще одинспособ вступить в диалог с автором.
Мы не можем говорить о том, влияет лиэтот факт на тексты статей, так как изучение данного вопроса не входило взадачи нашего исследования. Однако это дает нам право рассматривать текстстатьи и комментарии к нему как диалогическое единство, в котороминициатором диалога является автор статьи, ему же принадлежит и начальнаяреплика, задающая тон ответной реплики читателя.Так, согласно Т. Г. Винокур, вступление в коммуникацию предполагаетдва варианта коммуникативного намерения: сообщение информации (мыможем говорить об информативной речи) или общение (фатическая речь)[Винокур 1993, 15], а «фатика» и «информатика» являются основнымиинвариантами речевого поведения, в данном исследовании было решеноразделить рассматриваемый материал на две части: текст комментария –реакции на текст информативной статьи и текст комментария – реакции натекст фатической статьи.
Дальнейший анализ материала подтвердил наличие43вданныхгруппахязыковыхотличий,обусловленныхименноинформативностью или фатикой текста, реакцией на который являютсякомментарии.1.5 . Интернет-комментарий в глянцевых журналах1.5.1. Интернет-комментарий как коммуникативное событиеИнтернет-комментарий появился сравнительно недавно, но, в связи с всебольшимраспространениемИнтернетаисрастущимколичествомпользователей, начал оформляться как отдельный жанр.
До этого термин«комментарий»использовалсядляобозначенияодногоизжанровжурналистики.В данном исследовании мы рассматриваем Интернет-комментарий какотдельно взятое сообщение, которое расположено непосредственно послетекста статьи, автором которого являются посетители сайта, сообщение,посредством которого посетитель может выразить свое мнение о прочитанномматериале, поделиться информацией, задать вопрос автору или другимпосетителям, дать эмоциональную оценку, уточнить непонятные ему моментыи т.д. Интернет-комментарий является основным/одним из основныхспособов общения с автором статьи или с другими посетителями сайта.Интернет-комментарий как явление Интернет-пространства может бытьописан как коммуникативное событие.
Существуют различные схемыописания Интернет-жанра как факта коммуникации (Е. И. Горошко,И. Н. Борисова, В.В. Дементьев и др.). Среди всего многообразияпредлагаемых вариантов нами был выбрана схема, предложенная в работеС. Херринг. Исследователь предложила двухкластерную систему описанияпроизвольного Интернет жанра: описание среды (технологические факторы) иописание ситуации (социальные факторы) [Herring 2007 по Горошко 2009].Руководствуясь предложенной схемой, мы можем описать Интернет-44комментарий к статьям, опубликованным на сайте глянцевого журнала,следующим образом: является асинхронным общением (то есть для написаниятекста комментария не требуется одновременное подключение к системеразных пользователей) с односторонним типом передачи сообщений(сообщения идут одно за другим, пользователи не видят сам процесснаписания текста).
Данный тип передачи сообщений влияет, в том числе, и науровень кооперации пользователей: так, для женского сайта характерно частоеневнимание к предыдущему комментарию, нежелание ответить на заданныйвопрос и т.д. Степень постоянства комментариев на сайтах высока (обычносообщения не удаляются администрацией, так как наличие большого числакомментариев является показателем популярности сайта).Несмотря на то, что само сообщение может состоять из разногоколичества знаков (от одного знака до целого текста), сам жанр Интернеткомментария подразумевает небольшой размер сообщения (обычно это от 10до 300 знаков), так как объемную информацию удобнее представитьИнтернет-ссылкой на интересующий пользователя материал (при условиивозможности публикации ссылок).
Анонимность или открытость общениязависит в первую очередь от политики сайта. Так, на рассматриваемых намисайтахглянцевыхжурналовоставитькомментарийможеттолькозарегистрировавшийся пользователь (необходимо указать свои личныеданные, электронный адрес или телефон). При регистрации пользовательможет создать собственный профайл с указанием личных данных,возможностью публиковать фотографии и обмениваться сообщениями сдругими зарегистрировавшимися пользователями. Некоторую иллюзиюанонимности создает возможность использовать ник-нейм и аватар. Естьвозможность цитировать предыдущее сообщение или отвечать на него (в этомслучае ответ располагается прямо под комментарием, вызвавшем реакцию).Часто цитируется только имя автора, на чье сообщение пишется ответ.