Диссертация (Объекты чужой культуры и их речевое представление в блогах носителей русского языка, живущих в Китае), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Объекты чужой культуры и их речевое представление в блогах носителей русского языка, живущих в Китае". PDF-файл из архива "Объекты чужой культуры и их речевое представление в блогах носителей русского языка, живущих в Китае", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
п. своим соотечественникам, используя разныеязыковые средства. Поэтому эта информация носит яркий субъективный 22 характер;– тип «свой – чужой», читатель блога воспринимает информации очужой культуре.Мы будем учитывать все три типа, но больше внимания мы будемуделять второму типу, т. е.
типу «свой – свой».1.1.2. Объект как философское понятие и его субъективностьПонятие объекта чужой культуры – это, прежде всего, особоеабстрактное понятие, которое представляет собой одну из основных темфилософского знания со времен античности до наших дней. В «Толковомсловаре русского языка» Д.Н. Ушакова дается следующее определение словаобъект: «Объект, объекта, муж. (лат.
objectum – предмет) (книжн.). 1. То, чтосуществует вне нас и независимо от нас, внешний мир (филос.). 2. Предмет,то внешнее, на что направлена деятельность человека.» [Толковый словарьрусского языка, том 2, 2001: 170]. Как видим, во втором значении объектпонимается как предмет, на который направлена деятельность человека, тоесть объект – это деятельность субъекта.В словаре «Философия: Энциклопедический словарь» (2004) даетсяследующее определение понятия объект: «Объект (от лат. objectum – предмет)– в самом широком смысле то, на что направлено индивидуальное иликоллективное сознание. Когнитивным, или эпистемологическим, объектомявляется все, что воспринимается, воображается, представляется илимыслится; объект может быть реальным, вымышленным или дажегаллюцинаторным.
После И. Канта объектом часто называют то, чтопротивостоит субъекту, его сознанию как часть внешнего мира, т.е. реальныйобъект. Волевым объектом является все желаемое, избегаемое илипритягивающее» [Философия: Энциклопедический словарь, 2004].С философской точки зрения, «объект (позднелат. objectum – предмет,от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, на что направленаактивность (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождествен 23 объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступилав отношение к субъекту, не является объектом; во-вторых, объектами могутбыть и состояния сознания» [Лекторский 2010: 6].
В данных определенияхдля нас важно указание на активность субъекта по отношению к объекту.Объектом предмет становится лишь тогда, когда он стал частью сознаниясубъекта.На активную роль субъекта обращает внимание и Э. Ф. Звездкина всвоей книге «Теория философии» (2004): «Объект познания обычноопределяется путем выделения части объективной реальности, вовлеченной вчеловеческую производственную и познавательную деятельность. Однакопонятия «объект» и «объективная реальность» не вполне правомернорассматривать на основе включения одного в другое.
Категория объектачасто рассматривается как соотносительная категории субъекта. Этасоотносительность не обозначает зависимости существования объективнойреальности от существования субъекта. Но от существования и деятельностисубъекта зависит вовлеченность части объективной реальности в качествеобъекта в его практику и познание» [Звездкина 2004: 294]. В этой книге авторподчеркивает, что без субъекта нет объекта. Человек изобрел, сформировалязык и письменность и с их помощью описал то, что видел. Человек вкачестве основного субъекта человеческого поведения играет решающуюроль.Важное философское понимание объекта представлено в книге И. Н.Смирнова «Философия» (1998).
«Объект познания – это то, что противостоитсубъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектомпознания могут быть как материальные образования (химические элементы,физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество,взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания(итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут статьобъектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие 24 независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либов ходе практической деятельности, либо в ходе познания» [Смирнов 1998:52]. Т.
е. объектами могут быть вещи, явления, процессы. Явления включаютв себя общество, взаимоотношения людей, их поведение и деятельность.Известный современный философ и лингвист М. М. Бахтин пишет обэтомпознавательномвзаимодействиитак:«Точныенауки–этомонологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается оней. Здесь только один субъект – познающий (созерцающий) и говорящий(высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любойобъект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан каквещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь,ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным,следовательно, познание его может быть только диалогическим» [Бахтин1979: 5].Итак,знаниеобобъекте,какивообщелюбойпредметдействительности, представляет собой диалектическое единство субъекта иобъекта.
Сущность изучаемого объекта мы представляем себе, каквзаимодействие совокупности «субъективного» и «объективного».В.А.Лекторскийпишет:«Активностьсубъектанеобходимопредполагает внеположный ей объект. В противном случае она невозможна,какневозможнымвстречающеесястановитсявисамотечественнойсубъект.Поэтомуфилософскойнередколитературепротивопоставление двух типов отношений – субъектно-объектных исубъектно-субъектных – в действительности лишено оснований. Оноосновано на неправомерном отождествлении объекта с физической вещью.
Вдействительности объектом может стать все, что существует. Вместе с темдля понимания основных характеристик сознания, познания и деятельностиважно иметь в виду тот принципиальный факт, что объект всегда внеположенсубъекту, не сливается с ним. Эта внеположность имеет место и тогда, когдасубъект имеет дело с состояниями собственного сознания, своим Я, и тогда, 25 когда он вступает в отношения с другими субъектами. Так, напр., пониманиедругого человека, предполагающее умение встать на точку зрения этогодругого, как бы пережить его состояние изнутри (то, что обычно считаетсяклассическим случаем субъектно-субъектных отношений), может бытьуспешным только в том случае, если субъект не сливается с состояниямичужого сознания (с ними не может полностью слиться даже тот субъект,которому принадлежат эти состояния) и не перестает воспринимать другогоизвне, обладая «избытком видения» (М.М.
Бахтин). Вместе с тем важноподчеркнуть, что отношение субъекта и объекта – это не отношение двухразных миров, а лишь двух полюсов в составе некоторого единства. Снятиепротивостояния субъективного и объективного как двух самостоятельныхмиров не означает снятия субъектно-объектных отношений» [Лекторский2010: 6-7].Такимобразом,вовсехфилософскихопределенияхобъектаподчеркивается, что объективная реальность становится объектом, когда нанее направлена деятельность субъекта – познавательная или практическая.Нас в первую очередь интересует познавательная деятельность человека.
Вданной деятельности объектами могут становиться вещь, явление и процессы.1.1.3. Механизмы адаптации к чужой культуреЧеловек воспитывается в определенной культурной среде, она сильновлияет на формирование мировоззрения человека. Если кто-то не обучентрадициям и нормам поведения в данной культуре, он, как правило,проявляет естественный этноцентризм, это сказывается на пониманииобъектов чужой культуры, особенно на позиции «чужой – свой».Этноцентризм означает «психологическую установку воспринимать иоценивать другие культуры и поведение их представителей через призмусвоей культуры» [Тангалычева 2006: 149].
Этноцентризм относительно ктолерантности обычно показывает процесс понимания чужой культуры,особенно для тех, кто не имеют опыта проживания в инокультурной среде. В 26 нашем исследовании носители русского языка, живущие в Китае, проходятпроцесс адаптации – от этноцетризма до толерантности.Когда человек сталкивается с новой культурной средой и не можетизменить среду, у него нет иного выбора кроме адаптации. Адаптацияпонимается как сложный процесс, с помощью которого человек достигаетсоответствия с новым объектом новой культурной среды.Многие ученые занимаются изучением проблемы адаптации к инойкультуре.
В данной работе самыми важными понятиями для нас являютсяпсихологическая и межкультурная адаптация. С точки зрения психологии,«Адаптация – это процесс внутренних изменений, самоизменения иактивноговнешнегосуществования,приспособлениярелевантныйсубъектапотенциалуксубъекта,новымсилеиусловиямкачествувоздействия окружающей среды и приводящий к субъективно и объективноположительно оцениваемым результатам в широком классе аналогичныхситуаций» [Симаева 2005: 14]. В данном определении автор подчеркиваетактивную роль субъекта в адаптации. Это субъект может приспособиться кновой среде, новой культуре и объекту чужой культуры.