Диссертация (Трансформация телеологии в неклассической философии), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация телеологии в неклассической философии". PDF-файл из архива "Трансформация телеологии в неклассической философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Например, М. Джонсон пишет: «Телеологические понятиябыли широко распространены среди его предшественников, но Аристотель отвергих концепцию внешних причин – таких как разум, бог, понятые как первыеПоппер К. Открытое общество и его враги. Т. I.
Чары Платона. М.: Международный фонд «Культурнаяинициатива», 1992. С. 64.85Gomperz T. The Greek Thinkers: A history of ancient philosophy. Vol. 4: Aristotle and his Successors, trans.C. G. Berry. London, 1912. P. 171.86Allan D. J. The Philosophy of Aristotle. Oxford. 1952. P. 33.84Chroust A. H. A cosmological (teleological) proof for the existence of god in Aristotle’s On Philosophy // Aristotle: Newlight on his life and on some of his lost works. Vol. 2. P.
159–74. London. 1973.8788Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 4. С. 389.34причины природных вещей. Радикальная аристотелевская альтернатива состоит втом, чтобы понять природу в качестве внутреннего принципа изменения и как цель,а его телеологические объяснения фокусируются на внутренних целях природныхсубстанций – таких целях, которые приносят пользу самой природе»89. Ноподчеркнем, что эта позиция не является доминирующей среди исследователейфилософии Аристотеля и оказывается верной лишь отчасти, поскольку любая вещьв рамках аристотелевском философии имеет основание, прежде всего, в космосекак органическом целом.Выше уже цитировались слова Аристотеля о важности поиска причин вещей,поскольку, с его точки зрения, наука (ἐπιστήμη) отличается от всякого другого видазнания, например, даже от образованности (παιδεία) как раз поиском причин 90.Центральное положение телеологии в философии Аристотеля определяется как разфундаментальным характером аристотелевского учения о причинах91.
Как хорошоизвестно, Аристотель выделяет четыре типа причин, которые должны объяснятьбытие сущего92: сущность, или суть бытия; материя; «откуда начало движения»;«то, ради чего». Прояснить, что имеется в виду под этими причинами, помогаетфрагмент V книги «Метафизики», определяющий само понятие причины.Приведем этот фрагмент целиком: «Причиной называется то содержимое вещи, изчего она возникает; например, медь – причина изваяния и серебро-причина чаши,а также их роды суть причины; форма, или первообраз, а это есть определение сутибытия вещи, а также роды формы, или первообраза (например, для октавыотношение двух к одному и число вообще), и составные части определения; то,откуда берет первое свое начало изменение или переход в состояние покоя;например, советчик есть причина, и отец – причина ребенка, и вообщепроизводящееестьпричинапроизводимого,иизменяющее-причинаизменяющегося; цель, т.
е. то, ради чего, например, цель гулянья – здоровье. ВJohnson М. Aristotle on Teleology. Oxford: Clarendon Press, 2005. P. 6.См.: Аристотель. О частях животных. М.: Государственное издательство биологической имедицинской литературы, 1937. С. 3.91Эта точка зрения также присутствует в исследовательской литературе. См.: Shields Ch. Aristotle.Routlage: Taylor & Francis Group, 2014. p. 50.92См.: Аристотель.
Метафизика. С. 70-73.899035самом деле, почему человек гуляет? Чтобы быть здоровым, говорим мы. И, сказавтак, мы считаем, что указали причину»93. В итоге, под материей в данном случаепонимается вообще все то, из чего состоит вещь (например, все элементы древнихионийцев и Эмпедокла); под сутью бытия и сущностью – форма вещи и ее понятие,даваемое в определении. Кроме того причинами являются «то, откуда началодвижения», т.
е. причина действующая; и причина целевая, которая частопонимается Аристотелем как благо94. При исследовании любой вещи необходимо,согласно Аристотелю, принимать во внимание все четыре причины. Толькорассматривая вещь сквозь призму этих четырех причин, исследователь дает длявещи исчерпывающее объяснение.Эти четыре причины, однако, для Аристотеля не равноценны по отношениюдруг к другу. Все они сводимы к двум главным.
Целевая и действующая причинысводятся к форме («чтойности»)95. Таким образом, в качестве принципов и первыхпричин бытия Аристотель признает форму и материю. Соотношение формы иматерии выступает в качестве парадигмы объяснения для любого сущего, поэтомуонтология формы и материи имеет базовый характер для всей философииАритотеля. «Но “форма” и “материя” не только то, из чего состоят отдельные –природные и создаваемые человеком – предметы.
В “форме” и “материи” следуетвидеть также причины и принципы, исходя из которых мог бы быть объяснен весьмировой процесс в целом»96.Тем не менее форма имеет своего рода приоритет перед материей: главнымобразом под формой вещи, как ее сущностью и сутью бытия, гносеологическивыражаемой в понятии о ней, Аристотель понимает природу, поэтому основойаристотелевской физики также является онтология.
Под природой понимается иматерия, и форма и то, что из них состоит как единое целое. Однако формаоказывается тем, что определяет вещь как вещь, поэтому по бытию форма первеематерии; точно так же природа в первом и основном смысле есть именно форма.Там же. С. 146.См.: Там же.
С. 147.95См.: Аристотель. Физика // Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 3. С. 96.96Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля // Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1. С. 21.939436При этом природа — это прежде всего то, что движется, имея начало движения всамом себе. Поэтому о природе мы говорим тогда, когда изучаем изменяющеесячувственно воспринимаемое сущее. Таким образом, это предмет физики. Причем ксфере физики относятся и вещи, подверженные гибели, и вещи, хотя и движущиеся,но не гибнущие – небесные тела. Прежде всего природа как начало и принципбытия того, что имеет источник движения в себе, определяется как «то, ради чего».Первое и основное значение природы, таким образом, телеологическое: «Итак, какделается [каждая вещь], такова она и есть по [своей] природе, и, какова она по[своей] природе, так и делается, если что-либо не помешает.
Делается же ради чегонибудь, следовательно, и по природе существует ради этого»97. Поэтомусуществующее по природе, как и предметы искусства, всегда существует радикакой-либо цели. Наиболее ясно это высказано в трактате «О частях животных»98.Для существующего по природе наиболее важной причиной является целевая99.Методологической ошибкой предшествующей философии Аристотель считаетподмену вопроса о сущности вещи проблемой ее происхождения. По его мнению,происхождение вещи зависит и определяется именно ее сущностью. Вещь таковапотому, что таково ее понятие, а не потому, что она возникла тем или инымспособом: «Ведь возникновение происходит ради сущности вещи, а не сущностьради возникновения»100.
Точно также знание того, из чего состоит вещь – знание еематерии, которая была в центре рассмотрения ранних философов – такженедостаточно для понимания вещи. Во всех отношениях первым по бытию и попознанию является сущность, или quidditas, как позднее будут говорить схоласты.Поэтому необходимо материю понимать через форму. А сама форма составляетцель. «Мы всегда утверждаем, – пишет Аристотель, – что одно происходит радидругого, когда обнаруживается известный конец, который ставит пределдвижению, если этому ничто не препятствует. Таким образом, очевидно, чтоАристотель. Физика.
С. 98.О приоритете целевого объяснения в этом трактате см.: Code A. The Priority of Final Causes over EfficientCauses in Aristotle's Parts of Animals // Aristotelische Biologie; eds. W. Kullmann, S. Föllinger. Stuttgart:Steiner, 1997. P. 127–143.99См.: Аристотель. О частях животных. С. 34-35.100Там же. С. 36.979837существует нечто в подобном роде, — именно то, что мы и называем природой.Ведь из каждого семени развивается не что придется, а из этого — вот это, и нелюбое семя исходит из любого тела»101.
Тот, кто отвергает целесообразностьприроды отвергает и саму природу. Природа – это то, что происходит всегда илипо большей части, она предполагает необходимость. Одним из центральныхаргументов у Аристотеля является утверждение о том, что из данного природногоначала происходит не что попало, а именно то, что предопределено этим началомв самом его понятии. Из семени человека не может развиться бык, точно также какиз бумаги не может быть сделан самолет. Эта предопределенность – внутреннийпринцип вещи, исходящий из самого ее понятия.
Поэтому закономерность природыговорит,во-первых,противееслучайногохарактера,ивпользуеецелесообразности. Только лишь наличие сущности как цели бытия вещи даетполное объяснение, почему вещь ведет себя тем-то способом.В связи с телеологизацией понятия природы важно отметить, что дляАристотеля базовой моделью объяснения процесса возникновения всех вещейстановитсяаналогиясискусством.ХотяАристотельотличаетвещи,существующие по природе от вещей, произведенных искусством, он понимаетприроду как некое «продолжение» искусства, поэтому можно сказать, чтоАристотель антропоморфизирует ее.
В этом отношении весьма характерныследующие слова: «Итак, как делается [каждая вещь], такова она и есть по [своей]природе, и, какова она по [своей] природе, так и делается, если что-либо непомешает. Делается же ради чего-нибудь, следовательно, и по природе существуетради этого. Например, если бы дом был из числа природных предметов, онвозникал бы так же, как теперь [создается] искусством; а если бы природные [тела]возникали не только благодаря природе, но и с помощью искусства, они возникалибы так, как им присуще быть по природе.