Диссертация (Трансформация телеологии в неклассической философии)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация телеологии в неклассической философии". PDF-файл из архива "Трансформация телеологии в неклассической философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТНа правах рукописиКУПРИЯНОВ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕЛЕОЛОГИИ В НЕКЛАССИЧЕСКОЙФИЛОСОФИИСпециальность 09.00.03 – история философииДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидатафилософских наукНаучный руководитель:доктор философских наук,профессор Евлампиев И.И.Санкт-Петербург20172ОглавлениеВведение .......................................................................................................................... 3Глава 1.
Телеология в классической философии и в науке ............................... 22§ 1. Телеология в античной философии .................................................................... 23§ 2. Телеология стоиков .............................................................................................. 40§ 3.
Телеология в Средние века: роль телеологии в философии и теологии ФомыАквинского .......................................................................................................... 43§ 4. Дискуссии о телеологии в философии Нового времени до Лейбница ........... 47§ 5. Синтез механицизма и телеологии в философии Лейбница ........................... 54§ 6. Телеология на весах Просвещения: К.
Вольф vs французский материализм.68§ 7. Телеология в немецкой классической философии: И. Кант ............................ 74§ 8. Телеологическая проблематика в философской системе Гегеля .................... 97Глава 2. Неклассическая телеология в философии XIX – начала XX века .. 106§ 1. Неклассическая философия как философия становления ............................. 107§ 2. Телеологический критицизм фрайбургского неокантианства. В.
Виндельбанд............................................................................................................................. 119§ 3. Неклассическая телеология в теории познания Г. Риккерта ......................... 136§ 4. Интуиция длительности в философии А. Бергсона и новое пониманиетелеологии .......................................................................................................... 150§ 5.
«Жизненный порыв» и неклассическая телеология ....................................... 162Заключение ................................................................................................................. 178Список литературы................................................................................................... 1823ВведениеАктуальность темы исследованияКогда в первой половине XVIII в. немецкий философ Х. Вольф предложилновый раздел натурфилософии, посвященный изучению целей вещей и общегопорядка природы, и ввел для этого новый термин «телеология», сама по себезаданная здесь проблематика не являлась чем-то новым для европейскойфилософии.
Скорее наоборот, эта тема была одной из важнейших для философиина всем протяжении ее истории. В той или иной форме вопрос о возможностирассмотрения природных объектов или мира в целом как целесообразноустроенных систем обсуждался практически всеми ведущими философами. В этомсмысле, можно сказать, что проблема целесообразности оказалась одной из«вечных тем философии»: философы разных школ, эпох и стран так или иначесталкивались с необходимостью дать ответ на вопрос, существует ли цель мира, иесли существует, то в чем именно она заключается. Можно поэтому смелоутверждать, что при любой попытке понять мир и место в нем человека, философиявынуждена обращаться к телеологии.
Г. Риккерт справедливо считал, что вусловиях кризиса современной культуры задачей философии является неисследование эмпирических данных, а поиск смысла бытия1. Телеологияоказывается точкой, вокруг которой как раз концентрируются вопросы о смыслебытия мира и человека.В силу вышеотмеченного обстоятельства телеологическая проблематикаявляется неизменно актуальной, тесно связанной с важнейшими разделамифилософии, с теологией, естественными науками. Связь телеологии с теологией иестествознанием, а на раннем этапе развития науки и с философией природы,особенно очевидна.
При внимательном рассмотрении природы познающий разумоткрывает для себя факт естественной целесообразности, которая указывает нагармоничностьиупорядоченностьмира.ПредполагаемыйпорядокиСм.: Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.:Республика, 1998. С. 13-42.14систематичность природы приводят разум к мысли о ее разумности илизависимости от некой внешней упорядочивающей инстанции. Таким образомформируется телеологическое доказательство бытия Бога, или богов, утверждаетсяналичие управляющего миром Разума и общее понимание одухотворенности мира.Однако идея целесообразности природы не обязательно связана срелигиозным мировоззрением. Идея высшего разума возникает при попыткерешить проблему объяснения органической природы, более конкретно проблемутого, каким образом возникают и функционируют сложные органические системы.Телеология как модель объяснения, предполагающая, что в основе органическойсложности лежит представление о ее цели, оказывается наиболее естественной.
Всущности, традиционная европейская наука выработала лишь два способапонимания организмов и мира как единого систематического целого: механицизми телеология. Механическая философия имеет такую же долгую и богатуюисторию, как и телеология. Природа предстает здесь в качестве бездушной системыпричинного-следственных связей, которое случайно порождает сложные типыорганизации вплоть до мирового целого.
Этот тип объяснения уходит своимикорнями в античный атомизм и в математизированной форме представлен вклассической научной картине мира (XVII-XVIII вв.). Телеологический способописания обусловлен пониманием недостаточности механической связи причин иследствий для объяснения феномена сложности организмов и мирового целого, вкачестве причины формирования сложных систем телеология рассматриваетпредставление о цели существования рассматриваемого целого и замысла,лежащего в его основе. Следствием такого подхода оказывается необходимостьпризнать мысль о разумности природы или о ее подчиненности внешнему,божественному разуму.Телеология оказывается средоточием тем, конституирующих саму сутьфилософского вопрошания: в этом заключается важность и во многомнеизбежность телеологии как способа решения основных философских проблем.
Внастоящей работе представлена вся полнота аргументов, которые использовалисьвыдающимися философами в споре о проблеме целесообразности.5Но представлять телеологическую проблематику в качестве некоегонеизменного монолита было бы неверно. Развитие научного сознания в XVII-XIXвв. привело к дискредитации телеологического способа мышления, против негобыли выдвинуты достаточно веские философские аргументы. Однако возникшийтеоретический тупик оказался неразрешим только лишь для классическойфилософии. Перед лицом наступления вульгарного материализма и грубогопозитивизма, когда рушились традиционные формы философствования и устоимировоззрения,совершивнеклассическаяфилософиярадикальныйсмоглаповоротпредложитьвспособеновуюмышления,телеологическуюпарадигму, которой удалось преодолеть трудности, казавшиеся незыблемыми втечение сотен веков.
На поверку, преодоление телеологии оказалось ничем инымкак созданием новой телеологии, и это в очередной раз показало неизбежностьтелеологии как способа мышления о мире.Всвязисвышесказаннымстановитсяочевиднойнеобходимостьрассмотрения тех изменений, которые произошли в понимании телеологии припереходе от классической к неклассической философии. Актуальность настоящегоисследования заключается в том, что оно ставит перед собой задачу рассмотретьтрансформацию такой проблемы философии, которая является конституирующейдля философии природы, философии человека и общества и других философскихдисциплин и от которой зависит понимание философии в целом. В условиях, когдасовременная философия вновь находится в поиске наиболее оптимальныхстратегийинтеллектуальногодискурса,историятелеологиинеизбежноприобретает особую важность и значимость как источник ответов на самыеглавные вопросы философии.Степень разработанности проблемыИстория телеологии и динамика ее изменений неоднократно становиласьтематикойисторико-философскихисследований.Учитываязначимостьтелеологии в структуре философского мышления это обстоятельство не вызываетособого удивления.
Тем не менее в научной литературе можно обнаружить не такмного работ, которые бы подробно анализировали проблематику телеологии в6историко-философскомсмысле.Телеологиячащерассматриваетсякаксамостоятельное проблемное поле, связанное со сферой философии биологии иэпистемологией, и, соответственно, теоретических (по философии науки,эпистемологии, философии биологии) публикаций на тему телеологии достаточномного.
Среди отечественных исследователей история телеологии рассматриваласьглавным образом И.Т. Фроловым2. И.Т. Фролов известен как автор концепцииорганического детерминизма. В своих работах И.Т. Фролов рассматриваеттематику телеологии в контексте философии биологии, и его подход к решениютелеологической проблематики строится на материализме и ориентации наконкретно-научное знание. Однако при этом в его книге «Детерминизм ителеология» можно обнаружить общий обзор истории телеологии, с множествомдостаточно интересных оценок конкретных философских концепций.