Диссертация (Трансформация телеологии в неклассической философии), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация телеологии в неклассической философии". PDF-файл из архива "Трансформация телеологии в неклассической философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Можносказать, что в данном случае мы наблюдаем концепцию внешней целесообразностивеечистомвиде.Фактическиэтотспособинтерпретациипонятияцелесообразности становится традиционным для классической телеологии,поэтому, когда И. Кант разрабатывает свое телеологическое учение, внешняяцелесообразность становится столь же актуальным предметом его критики, как иконцепция прямолинейного механицизма.Но у стоиков наряду с примитивным телеологическим утилитаризмом,свойственный в целом всей античной философии, можно обнаружить примерыболее тонкой телеологической интерпретации природы. Они первыми началиисследовать строение животных через функции и цели их органов. Этот подходоказался настолько естественным, что используется в науке до сих пор110; его сутьсостоит в рассмотрении частей анатомического строения сложных организмов сточки зрения того, для чего они предназначены.
Традиция такого пониманияорганической природы хорошо представлена у философов и ученых Новоговремени – например, у Ламарка, – но необходимо подчеркнуть, что она имеет оченьдавнюю и солидную историю. В античности этот подход наиболее яркоДекарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 387.По мнению М. Рьюза, в большинстве случаев мы просто не можем отказаться от языка функций,поскольку без этого сущность анатомии и физиологии животных остается для нас загадкой.
См. об этом:Ruse M. Darwin and design: does evolution have a purpose? Cambridge, Massachusetts and London, England:Harvard University Press, 2003.10911043использовался Клавдием Галеном (129/131 г. – ок. 200/217 г. н.э.)111. Например, приобъяснении разделения руки на пальцы Гален исходит из представления о цели.«Первое и главнейшее условие для органа, устроенного в совершенстве, в качествеорудия для хватания, – объясняет Гален, – это – иметь возможность всегда легкобрать все предметы, которые человек в любом случае может трогать и двигать,какой бы формы или какой бы величины они ни были. Так вот, было бы для этойцели лучше, чтобы рука была разделена на части различной формы или чтобы онабыла создана совсем не разделенной на части? Конечно, нет надобности в другихмудрствованиях, чтобы убедиться, что рука, оставаясь неразделенной, могла быосязать у тел, с которыми она приходит в соприкосновение, только поверхность,равную ее собственной величине, но разделенная на много частей, она может легкоохватывать предметы, гораздо более объемистые, чем она сама, равно и прекрасносхватывать маленькие предметы»112.
Такого рода телеологический подход,основанный на мысли, что любой орган создан ради некой функции, т. е. радинекой цели, является для Галена методологической базой для исследованиячеловеческой анатомии.§ 3. Телеология в Средние века: роль телеологии в философии и теологииФомы АквинскогоСтоики также развили и дополнили телеологическое доказательство бытияБога (богов)113, которое мы видели в философии Сократа и Платона. Во временаГалена оно продолжало использоваться114, однако теперь телеологическийаргумент ярко окрасился христианским теизмом и использовался не толькоантичными философами. Примеры телеологического доказательства бытия Богаможно найти у ранних христианских апологетов и затем у отцов Церкви115:О телеологии Галена см.: Schiefsky M.
J. Galen's Teleology and Functional Explanation // Oxford Studies inAncient Philosophy. 2007. №33. С. 369-40; Cosans Ch. E. The experimental foundations of Galen's teleology //Studies in History and Philosophy of Science Part A. 1998. №29 (1). P. 63-80.112Гален К. О назначении частей человеческого тела. М.: Медицина, 1971.
С. 58-59.113См.: Цицерон. О природе богов. С. 105.114См., например, слова Секста Эмпирика, жившего приблизительно в начале II в. н.э.: Секст Эмпирик.Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1975-1976. Т. 1. С. 261.115См.: Ориген. О началах. Против Цельса. СПб.: Библиополис, 2008. С. 59; Лактанций. О творенииБожием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы Божественных установлений.
СПб.:11144Оригена, Лактанция, Афанасия Великого, Григория Богослова, Василия Великого.По сути вся телеология периода апологетики и патристики концентрироваласьвокруг телеологического доказательства бытия Бога. Но, поскольку человекпонимался как венец творения, ради которого был создан мир и был запущен ходистории, то телеологическое доказательство бытия Бога как наиболее простой идоступный тип телеологического мышления органично дополнялось внешнейтелеологией типа той, которую развивал Хрисипп.
Впоследствии в высокойсхоластике этот подход в полной мере нашел выражение в философии и теологииФомы Аквинского. По сути Фома лишь довел до совершенства ту концепциютелеологии, которую он позаимствовал у Аристотеля, поэтому телеологическийутилитаризм отлично сочетался у него с телеологическим доказательством бытияБога.В Части I, Вопросе 2, Разделе 3 «Суммы теологии» Фома пишет: «Пятыйпуть берется из управления вещами.
Ведь мы видим, что те [вещи], которыелишены познания, а именно, природные тела, действуют ради цели; это ясно изтого, что они всегда или по большей части действуют одним и тем же образом, какбы преследуя наилучшее; поэтому ясно, что они достигают цели не случайно, но отнамерения. То же, что не имеет познания, стремится к цели лишь будучинаправленными чем-то познающим и мыслящим, как, например, стрела —лучником. Следовательно, есть нечто мыслящее, которое направляет к цели всеприродные вещи, и это мы называем Богом»116. Стержень этого доказательства,которое, как верно отмечает В.Г. Вдовина, Фома наряду с четырьмя оставшимися«путями» понимает не как собственно строгое логическое доказательство, а какИздательство Олега Абышко, 2007.
С. 59-60; Афанасий Великий. Слово на язычников // Творения иже восвятого отца нашего Афанасия Великого, Архиеп. Александрийского в 4 т. Свято-Троицкая СергиеваЛавра, 1902-1903. Т. 1. С. 171-172; Григорий Богослов. Слово 28 // Творения иже во святых отца нашегоГригория Богослова, Архиепископа Константинопольскаго. Т. 1. СПб.: Типография П.П.
Стойкина, 1912.С. 401-402; Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев // Св. Василий Великий. Творения: в 3-х т. СПб.,1911. Т. 1. С. 8.116Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и «Сумме теологии». М.,2000. С. 76. Ср. также: Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга первая. М.: Институтфилософии, теологии и истории св. Фомы, 2004.
С. 87-89.45своего рода следы, указывающие на бытие Бога117, строится на уже хорошознакомом нам по философии Аристотеля допущении, что существующий порядоки законосообразность природы не могут не свидетельствовать о наличии в нейцелеполагающей деятельности, являющейся онтологическим источником самогопорядка, гармонии и красоты мира. Для Фомы источником целей являетсятрансцендентный Бог – мысль, прекрасно иллюстрированная Фомой путеманалогии с луком и лучником: природа не действует случайно, значит, онадействует преднамеренно, но поскольку она лишена познания и мышления,источником этой преднамеренности является нечто мыслящее и познающее – Бог.Так, тот пантеизм, который свойствен стоикам, окончательно исчезает в зрелойсхоластике и заменяется представлением о далеком, внешнем по отношению кчеловеку и миру Боге, извне направляющем их к неким только ему известнымцелям.Поэтомувтомизмеполностьюпроявляетсяэкстерналистскаясоставляющая телеологического доказательства бытия Бога и торжествует идеявнешней целесообразности.Но телеология Фомы Аквинского также и глубоко антропоцентрична и имеетярко выраженный утилитаристский окрас – как, впрочем, и в целом всятелеология Средних веков.
Об этом красноречиво свидетельствует § 148 сочинения«Компедиум теологии для брата Райнальда» («Compendium theologiae ad fratremRaynaldum»). Этот параграф имеет заголовок «О том, что все создано длячеловека». Согласно Фоме, в мире существует строгая иерархия вещей: есть вещи,которые ближе к божественной благодати и наиболее полно в ней участвуют, а естьте, которые от нее отделены. Первые подчиняют себе вторые, и так формируетсяцепочка, при которой более совершенные вещи подчиняют себе как цели менеесовершенные как средства, те в свою очередь также подчиняют себе еще менеесовершенные. В итоге менее совершенные имеют посредников при общении сбожественной благостью посредством более совершенных и имеют именно в нихСм.: Вдовина Г.В. Естественная теология в схоластике Средневековья и раннего Нового времени.Философия религии: альманах / Ин-т философии РАН.
М.: Наука, 2007 – 2006-2007 / под ред. В.К.Шохина. 2007. М.: Наука, 2007. С. 305- 314.11746свою непосредственную цель. Так получается столь похожая на стоическуюнатурфилософию телеологическая цепочка: «...мы, таким образом, видим, чтоменее совершенные [вещи] используются более совершенными, то есть, чторастения питаются от земли, животные растениями, и свою очередь онииспользуются людьми; мы заключаем, что неодушевленные [вещи] существуютради одушевленных, растения – ради животных, а последние – ради людей.