Диссертация (Трансформация телеологии в неклассической философии), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация телеологии в неклассической философии". PDF-файл из архива "Трансформация телеологии в неклассической философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Эту причину было бы всегоправильнее назвать мудростью и умом»76 (30c). В данном выводе важно то, чтопричиной любого конкретного сущего является сам космос, которому имманентенУм. Ум в данном случае можно понимать как логос, определяющий саму структурумира. Суть телеологического аргумента Платона в таком случае состоит вПлатон. Филеб // Платон. Соч. В 4 т. Т. 3. С.
26.Там же. С. 26.75Там же. С. 28.76Там же. С. 30.737430движении от факта сложности и упорядоченности мира к факту его разумности:гармония и порядок сложного мирового целого указывают на то, что онорегулируется Умом. Это то же самое мышление, которые мы встречали у Сократаи которое мы могли видеть в «Федре».Космос в философии Платона понимается как произведение искусства,вышедшее из рук мастера-демиурга, организовывающего и управляющего миром.Согласно Платону, порядок и гармония сложного многосоставного целоговозможны лишь благодаря разумной причине, устрояющей и руководящей этойгармонией: «Но мы говорим, что все возникшее нуждается для своеговозникновения в некоей причине. Конечно, творца и родителя этой Вселеннойнелегко отыскать, а если мы его и найдем, о нем нельзя будет всем рассказывать. Ивсе же поставим еще один вопрос относительно космоса: взирая на какойпервообраз работал тот, кто его устроял, — на тождественный и неизменный илина имевший возникновение? Если космос прекрасен, а его демиург благ, ясно, чтоон взирал на вечное; если же дело обстояло так, что и выговорить-то запретно,значит, он взирал на возникшее.
Но для всякого очевидно, что первообраз былвечным: ведь космос — прекраснейшая из возникших вещей, а его демиург —наилучшая из причин. Возникши таким, космос был создан по тождественному инеизменному [образцу], постижимому с помощью рассудка и разума. Если это так,то в высшей степени необходимо, чтобы этот космос был образом чего-то»77(«Тимей», 28c-29a).Вся космология Платона проникнута своего рода этическим телеологизмом,преподающим, что космос является наиболее благим и совершенным существом.Изучение мира означает у Платона этическое самопостижение и самораскрытие.«Убеждением Платона, – пишет Т. Йохансен, – является мысль, что человек с егоморальными интересами не единственный в универсуме. Благо также представленов универсуме.
Таким образом, изучая космос, мы изучаем благо. Космология учитнас тому, как вести нашу жизнь. Поэтому это рекомендованный курс изучения для77Платон. Тимей. С. 432-433.31того, чтобы стать лучше»78. Телеология Платона оказывается в конечном счетестержнем его ценностно ориентированной космологии, а телеологическоедоказательство непременно сопутствует его рассуждениям о разумности иблагости космоса. Когда позже в эпоху христианства произошло резкое изменениетеологии в сторону креационизма, теизма и трансцендентности Бога, когдарушились ветхие империи и создавалась новая цивилизация, телеологическийаргумент о бытии Бога по-прежнему оставался в силе и использовал тот же самыйход мыслей, который мы встречаем у Сократа и Платона – сам тип аргументациисохранялся и продолжает использоваться и по сей день: от сложности иупорядоченности единства многообразного целого делается вывод в строну егоонтологической зависимости от внешней разумной причины.Практически параллельно с деятельностью Платона в V в.
до н.э. в историигреческой философии происходит ряд важных изменений. Ключевым событиемоказывается появление научной программы атомизма79. Впервые в европейскойнауке возникает последовательная механистическая философия, которая, хотя иудерживала многие архаичные черты ранней философии, однако сводила всемногообразие мира к количественным отношениям между элементами иисключала из устройства мира всякую разумность или моральность, свойственнуюкак методологии ранней натурфилософии, так и философии основателя Академии,что естественно приводило атомизм к антителеологическому мировоззрению.Возникшая несколько позже (уже в IV в. до н.э.) философия Аристотеля80 вомногом была ответом как на это изменение подхода к познанию природы, так и вцелом на способ изучения космоса (природы), который предлагали разныегреческие философы VI-V вв.
до н.э., начиная с Фалеса Милетского и кончаяПлатоном. В результате Аристотель в противовес атомистической программе ипифагорейско-платоновской традиции создал целостную и систематичную78Johansen Th. K. Plato's Natural Philosophy: A Study of the Timaeus-Critias. Cambridge: Cambridge UniversityPress, 2004. P. 1.79По истории атомизма см.: Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала XIX в. М.:Наука, 1965.80Из современной литературы, подробно исследующей телеологию Аристотеля можно указать: JohnsonМ. Aristotle on Teleology.
Oxford: Clarendon Press, 2005.32научную концепцию, оказавшую влияние на развитие всей европейской науки ифилософии вплоть до Нового времени.В отличие от атомизма телеология имеет в философии Аристотеляважнейшее значение, оказываясь в фокусе его онтологии. В отличие от стихийных,наивных и сильно мифологизированных воззрений ранних философов телеологияприобретает у Аристотеля характер ясной теоретической модели описания вещей,что позволило еще Э.
Целлеру писать, что «из аристотелевского учения о форме иматерии<…>следуетпреобладаниетелеологическогообъяснениянадфизическим»81. Но, рассматривая телеологию Аристотеля в сопоставлении сфилософиейПлатона,можноотметитьочевиднуюпреемственностьихфилософских позиций. Аристотель привносит в телеологию идею имманентизма,но в целом его понимание целесообразности не выходит за пределы античногокосмоцентризма и, поэтому, в нем по-прежнему доминирует идея внешнейтелеологии.Центральный характер телеологии в философии Аристотеля признают,наверное, все исследователи творчества великого греческого мыслителя: кпримеру, У. Оутс отмечает в связи с Аристотелем, что он «самый телеологическийиз всех мыслителей, по крайней мере, на основании многих его текстов ирепутации»82, а как утверждает А.
Готтхелф, «многое в аристотелевскойфилософии, начиная с этической теории и кончая учением о субстанции <…>зависит главным образом от его естественной телеологии»83. При этомаристотелевскую телеологию некоторые исследователи характеризуют какантропоцентризм, анимизм, мистицизм и даже креационизм. К примеру, К. Попперзаявляет, что для Аристотеля, как для последователя Платона и представителяметодологического эссенциализма (в терминологии К. Поппера), цель познаниясостоит в «раскрытии тайной (курсив мой – В.К.) природы, формы, или сущностиЦеллер Э. Очерк истории греческой философии. М.: Канон+; РООИ Реабилитация, 2012. С. 186.Oates W.
J. Aristotle and the Problem of Value. Princeton: Princeton University Press, 1963. P. 251.83Gotthelf A. Understanding Aristotle’s teleology // Final Causality and Human Affairs, Hassing R., (ed.). P. 82.Washington, D.C. 1997.818233вещей»84; Т. Гомперц в связи с телеологией Аристотеля пишет об атавистическойтенденции его философии к одушевлению природы85; Д. Аллан утверждает, что«Аристотель, кажется, рассматривает природу как творящую силу»86, а по мнениюА. Хруста, Аристотель открывает телеологическое доказательство бытия бога 87.Все эти точки зрения в целом верны.
Но сразу же отметим, что телеологияАристотеля содержит некоторую амбивалентность: с одной стороны, учениеАристотеля предполагает, что цель внутренне присуща вещи и являетсяпринципом ее бытия, а с другой, Аристотель не может выйти за рамки античногокосмоцентризма и, поэтому, в конечном счете, из его философии следует, что целивещей имеют свой источник в Уме-перводвижителе. Кроме этого, аристотелевскаятелеология иногда принимает самую грубую форму внешней телеологии.
Вчастности, в «Политике» можно найти следующие его слова: «Равным образомясно, и из наблюдений тоже надо заключить, что и растения существуют радиживых существ, а животные – ради человека; домашние животные служат человекукак для потребностей домашнего обихода, так и для пищи, а из диких животныхесли не все, то большая часть – для пищи и для других надобностей, чтобы получатьот них одежду и другие необходимые предметы.
Если верно то, что природа ничегоне создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создаетвсе вышеупомянутое ради людей»88. Тем не менее «имманентный подход»,тщательнейшим образом разработанный немецким классическим идеализмом,впервые получает частичное обоснование у Аристотеля, что дало целому рядуисследователей сделать вывод о том, что Аристотель развивает пониманиевнутренней телеологии.