Диссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии), страница 6

PDF-файл Диссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии), страница 6 Философия (49186): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии) - PDF, страница 6 (49186) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии". PDF-файл из архива "Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Так,Кант вводит фигуру гения, сочетающей универсальность и конкретность. С однойстороны, гений – это конкретный человек, с другой — он обладает созидательнойспособностью только потому, что является сам по себе воплощением такойсвободы, которая может быть присуща исключительно природе. В теории Кантасвобода является, пожалуй, главной чертой гения, поэтому он не столькогармонично воплощает единство конкретного и универсального, сколько обладаетуниверсальнойврожденнойтворческойспособностью,оригинальнопроявляющейся в деятельности конкретного человека.

Следует отметить,конечно, что способности субъекта, в которых проявляется его гениальность,представляют собой соединение воображения и рассудка. Позднее чувственность,включающая в себя рассудок и воображение, оказывается синонимичнойэстетическому полю в целом.Говорить о концепте творческой личности мы можем лишь с наступлениемэпохи Романтизма, в представлениях которой фигура гения сочетает в себе ичерты абсолюта, и целостности бытия, и духа творчества, но и приобретает чертыиндивидуального психологизма.  30  Именновэтойкартинемирасубъектприобретаетзначимостьпреобразователя, творца и личности, так как за ним закрепляется активнаяпозиция по отношению к объекту-миру.

В такой интерпретации субъекта следуетособо подчеркнуть связь индивидуальность – активность. В такой перспективекоммуникация предстает как проекция внутреннего, интимного мира личности вмир внешний, чем и объясняется впоследствии интерес к личной истории автора иперенос акцента с произведения искусства на его творца. Субъектоцентричныйповорот эпохи Романтизма базируется прежде всего на активной, то естьтворческой стороне личности, которая является не только ее сущностнойхарактеристикой, но и включена в базу всего мироздания.

С этой точки зрения,личность обладает свойствами демиурга, так как ее внутренняя творческая силавоплощает универсальный закон бытия – «с одной стороны, диапазонвнутреннего «я» расширяется до значения целого сложного и противоречивогомира, жизнь которого становится предметом главного интереса романтиков(впервые в истории культуры границы реальности расширяются за счетвнутреннего мира личности), с другой стороны, осознание всеобъемлемости ипродуктивной самостоятельности в постижении мира вселяет в романтиков веру всвои силы, в универсальность своей интерпретации мирового порядка), чтостимулирует готовность взять на себя ответственность не только за себя, но и засудьбымира.Онивоспринимаютсебясверхчеловеками,пророками,проповедниками, учителями, а художники-романтики – жрецами божественного идаже демиургами»21.В отличие от концепции Нового времени субъект современности понимаетсякак своего рода гениальная индивидуальность, которая создает свой мир вокругсебя, ограничением которому служит лишь свобода другого.

Естественно, чтокоммуникация при этом становится проблематичной, так как теряются всеобщиеоснования для связи между всеми индивидами. Субъект, или в такой системе –индивидуальность, предстает неким особым миром, единственным способом                                                                                                                21Устюгова Е.Н. Романтическая душа в поисках формы. //История эстетики. Учебное пособиепод ред. В.В.Прозерского и Н.В.Голик. СПб., 2011.

С. 272.  31  отношения к внешнему миру которого является проекция своих же собственныхвнутренних установок.Цель эстетической (или чувственной) коммуникации, как она видитсяЛ.Ферри, оказывается в этом случае невозможной, так как мы имеем дело ссубъектом внутреннего переживания, а не с трансцедентальным субъектомэстетического чувства. В модели же эстетического эксперимента, предложеннойЭ.Диссанайк, автор оказывается замкнут на самом себе и своем произведении.Таким образом, модель интимного чувства не может выйти за рамкииндивидуальности и стать основой для коммуникации общества; оно не можетбыть трансцендентальным, а только разве что трансгрессивным. То есть от того,что посредством чувства можно коммуницировать, оно не приобретет статусвсеобщности.Австрийский теоретик М.Дьякану в связи с этим уточняет, что чувствабывают разные, точнее двух типов.

В статье «Размышления об эстетике осязания,обоняния и вкуса» она, подобно тому, как это делалось еще в Новое время,разделяет чувства на два типа: первичные и вторичные. К первичным – относятсяпривилегированные в западной традиции понимания эстетического зрение и слух,к вторичным – обоняние, осязание и вкус.

Согласно М.Диакану, вторичныечувства невозможно концептуализировать в рамках западного типа мышления,где ценность того или иного явления определялась его онтологическим статусом,основанным на самостоятельности и неизменности его сущности. Можно сказать,что ценность чувств зависела от возможности их объективации, дистанцированияот них, а потому и их концептуализации: «Вследствие того, что вторичнымчувствамвдвойнесвойственныфизическийконтактиэмоциональнаявовлеченность, мы не в состоянии дистанцироваться от субъективного характераэтого опыта, чтобы занять критическую и рефлексивную позицию, котораяявляется фундаментальной предпосылкой эстетического опыта»7.

Другимисловами, ценились те чувства, которые несли на себе отпечаток познавательныхфункций.  32  М.Диакону утверждает, что классическая эстетика всегда ориентировалась наидеал универсального субъекта, главными свойствами которого считалисьпознавательные, а не чувственные способности. Получается, что только этагноселогизированнаячувственностьиможетпретендоватьнафункциювсеобщности, при этом все, что составляет ее внерационалистическую специфику,остается за скобками.Закономерный вопрос, почему сложилось именно так? По мнениюМ.Диакону, в культуре ведется поиск тех особенностей человека, которыевыделяли бы его на фоне окружающего мира и отделяли бы его от животных.Таким чертами обладают как «теоретические» чувства, присущие познанию, так испособности «свободные от интереса», которые отличаются от гедонистическогоудовольствия, доставляемого вторичными чувствами.

В основе этого поиска,пишет М.Диакону, лежит поиск свободы, которая понимается в негативномзначении, как «независимость от», или как абстракция. Другими словами,существует либо субъективная чувственность, не поддающаяся теоретизации,либо чувственность объективная, вокруг которой и выстраиваются всерассуждения по поводу «чувствовать вместе». И действительно, насколькоуниверсальным может быть чисто субъективная конфигурация ощущений? Еслимы, абстрагируясь от объекта, интересуемся только субъектом, то можно лиговорить о его универсальности, исходя только из его способности переживания –вопрос, которым задается М.Дьякану. Получается, что абстрагирование – этотолько мыслительная, рационалистическая функция, а единство конкретныхчувств не может быть передано, или доказано.Витогескладыветсядостаточнорасплывчатоепредставлениеочувственности.

С одной стороны, подчеркивается ее особая роль, какаутентичного, интимного проявления субъективности. С этой точки зрения homoaestheticusможноназватьманифестомсубъективногоуниверсализма,основанного на уникальности, как на подлинности. С другой стороны,чувственность может быть представлена «мостом», через который налаживаетсясвязь между конкретным и универсальным, между частным и всеобщим. В таком  33  контексте получается, что и сам субъект, homo aestheticus, стремится быть иуникальным, и универсальным одновременно.

В таком случае, homo aestheticus посвоим предпосылкам не далеко ушел от homo sapiens, претендуя все так же наглавное место в созданной им картине мира. Тем не менее, не стоит спешить свыводами и списывать человека чувствующего со счетов.Рассуждения, приведенные выше, позволяют определить контекст, в которомконцепт чувственности обретает свою актуальность. Как было сказано выше,чувственность в современном понимании призвана разрешить конфликтконкретности и универсальности, то есть часного и общего, внутреннего ивнешнего.

При этом акцент в разрешении этого конфликта переносится навнутреннее, что позволяет, согласно большинству авторов, сделать вывод онерационалистичности и, следовательно, недогматичностипредложенной ими«чувственной» ориентации эстетики. Естественно, этот контекст стал актуальнымзадолго до появления современной редакции проблемы статуса чувственности, ноименно вопрос о чувственности привносит в него существенный нюанс, который,собственно, мы и выносим в качестве центрального вопроса исследования. Дажеесли учесть, что homo aestheticus не меняет соотношения внутреннего и внешнего,оставаясь непременно категорией внутреннего, он, прежде всего, остаетсясубъектом скорее пассивным в противовес активному субъекту познания.Поэтомумыпредлагаемвдальнейшемрассматриватьпроблемучувственности именно в этом ключе.

Для этого на данном этапе работы мывыдвигаем гипотезу о том, что если разумный субъект — это субъект действия(или познания как действия), то субъект чувственности по контрасту можносчитать пассивным созерцателем — и в этом признать его конституирующееотношение к миру. Проследим, возможно ли уже в таком ракурсе активности илипассивности субъекта противопоставить чувственность – рациональности.Рассмотрим два варианта концептуализации субъективности, определяющие егоонтологию через анализ способа его отношения к миру.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее