Диссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии), страница 9

PDF-файл Диссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии), страница 9 Философия (49186): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии) - PDF, страница 9 (49186) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии". PDF-файл из архива "Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

В этом смысле субъект – абсолютноцелостная и самодостаточная единица, а мир и другие являются лишь способомреализации этого фундаментального проекта.Таким образом, дуализм Сартра показывает, что деятельный субъект (внашем понимании субъект активный) никогда не сможет реализовать идеалгармоничного и упорядоченного бытия-вместе, так как всегда будет либосталкиваться с непознаваемой свободой Другого, либо его идеалом всегда будетвыступать проекция собственного внутреннего мира Важно подчеркнуть, что вэтом варианте феноменологии интенциональность отождествляется с внутреннимпространством, то есть непосредственно с самим субъектом.

В этом смысле дляразвертывания интенциональности мир является не более, чем поводом.Альтернативной моделью феноменологического обоснования субъектаявляется теория субъекта восприятия Мерло-Понти, в которой акцент смещается сактивности на пассивность присутствия субъекта в мире, что меняет и статус                                                                                                                42  Сартр Ж-П.

Бытие и ничто. С. 829.    46  чувственности. Наиболее отчетливо нюансы отличий двух теорий можно увидетьна примере анализа визуальных аспектов сознания.2.2 Анонимный субъект восприятияОнтология М.Мерло-Понти опирается не на субъекта сознания, а на субъектаопыта. Он полагает опытом то, что современные философы называютчувственностью, поэтому можно считать, что его основной труд «Феноменологиявосприятия»представляетсобойпервоефундаментальноетеоретическоеобоснование субъекта чувственности.

Отталкиваясь в своей теории от оснований,противоположных сартровским, Мерло-Понти приходит и к противоположнымвыводам относительно интенциональности чувственности и ее роли в изменениисубъекта. М.Мерло-Понти строит свой вариант философии экзистенциализма,исходя из критики эмпиризма и интеллектуализма, в числе представителейкоторогоонпреждевсеговиделСартра.Мерло-Понтисчитает,чтоинтеллектуализму свойственна подмена онтологии логическими категориями, тоесть сведение бытия к категории необходимости этого бытия, а кажимости – квозможности.Врезультателогическиструктурированнаяреальностьоказывается коррелятом субъективного мышления, а сама логика приобретаетонтологический статус, в связи с чем возникала необходимость введениятрансцендентального субъекта мышления.

Именно в такой подмене онтологии(восприятия) мышлением (рефлексией о восприятии) Мерло-Понти видел кореньвсех проблем: «им достаточно того, что оно необходимо, и обо всем, что есть, онисудят от имени того, что должно быть, от имени идеи знания»43. Таким образом,либо причинно-следственная связь понимается как логика самого мира(эмпиризм), либо мир становится коррелятом сознания субъекта мышления, тоесть субъект конституирует мир (интеллектуализм). И тот и другой ходмышления, чтобы объединять мир на универсальном уровне, вынужденыполагать онтологический центр как трансцендентный культурному миру.

Но, как                                                                                                                43  Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. С. 95.    47  указываетМерло-Понти,ивтомидругомслучаедействительнойтрансценденции не происходит, так как мышление не выходит за свои рамки, аотталкивается от самого себя, не ставя под вопрос свои основания. Если Декартсомневался во всем, кроме своего мышления, то Мерло-Понти уточняет, чтонесомненным является акт мышления, но не его законы: «По Декарту –восприятие – это суждение…. суждение, введенное для того, чтобы объяснитьизбыточные в отношении впечатлений на сетчатке восприятия, вместо того,чтобы быть самим актом восприятия, схватываемым изнутри доподлиннойрефлексией, становится обычным "фактором" восприятия, задачей которогоявляется давать то, чего не знает тело; - вместо того чтобы бытьтрансцендентальной активностью, оно становится обычной деятельностьюлогического умозаключения…»44.Таким образом, полагание трансцендентного центра как независимогоначала, объединяющего множественность явлений, исходит из понимания синтезакак завершенного (или потенциально завершенного), и предлагает статическоепонимание отношения человека к миру, а значит, нацелено на обладание этиммиром (или на обладание непреходящим смыслом этого мира).Ту же самую критику Мерло-Понти распространяет и на философию Сартра,в понимании которого субъект ничем не отличается от трансцендентальногосубъекта классической науки – он радикально внеположен миру.

Соответственно,все отношения к миру могут быть только содержанием самого этого субъекта,посколькудействительнаятрансценденцияневозможна,амирявляетсякоррелятом сознания, даже в виде личностного смысла этого мира. Такой субъект,по мнению Мерло-Понти, - источник множественности и разобщенности в мире.Проект тотального единства мира под началом всеобщей ценности так же, как ипод началом ценности личностной (или личного проекта), невозможен, так какпонятие субъекта всегда связано с множеством смыслов и значений. Субъект неможет конституировать мир не только потому, что сам не является единым(конституированным), но и потому, что является частью мира, то есть его связь с                                                                                                                44  Там же, с.

62.    48  миром первична по отношению к любым актам рефлексии или означивания, онапервична и по отношению к cogito. Если у Сартра субъект сознания монолитен(целостность ему придает интенция, как направление его движения), то МерлоПонти считает, что субъект дискретен («неоднозначен»), в самой основе егосознания лежат «чужеродные», внешние ему элементы, что и может объяснитьвозможность его изменения или разрушения: «Интеллектуализму недостаетслучайностей в деле мысли; …сознание является слишком богатым для того,чтобы какой-то феномен мог его обеспокоить; интеллектуализм не может взять втолк, что нам нужно оставаться в неведении относительно того, что мы ищем,иначе опять-таки мы бы этого не искали»45.Пример тому – акт внимания, который, по Мерло-Понти, в отличие отинтенциональности, есть изменение самого сознания, «новый способ присутствиясознания перед своими объектам»46, который интеллектуализм не объясняет,которому в монолитном сознании просто «нечего остается делать».

В обоихслучаях Мерло-Понти критикует приоритет смысла над существованием (дажеесли этот смысл понят как ценность, которую полагает личностный проект). Влюбом случае такая иерархия бытия отсылает нас к поиску причины явления какопределяющей реальности (у Сартра эта реальность – ценность, личный проект):«урок картезианства не в том, что залогом человеческой мысли он считает еефактичность, но в том, что он подпирает ее той мыслью, что абсолютно собоювладеет.

Связь сущности и существования обретается не в опыте, а в идеебесконечности. Стало быть, верно, что, в конечном счете, рефлексивный анализзиждется целиком и полностью на догматической идее бытия и в этом отношениине может быть исчерпывающим сознанием»47.Мерло-Понтипредлагаетсвойпроектонтологии,основанныйнафактичности связи субъекта и мира – на восприятии. В этом аспекте мышление(как и бытие человека) начинается не с логических операций (то есть с самогосебя же), а с чувствования как схватывания «явленности» (буквально видимости)                                                                                                                45  Там же, с. 55-56.46  Там же, с. 76.47  Там же, с.

96-97.  49  вещи. По Мерло-Понти, нет реальности кроме той, что явлена, а явленность онпонимает,какэквивалентнуюсущности«организациючувственновоспринимаемых аспектов».В обращении рефлексии к своей нерефлексивной (чувственной) основе, азначит, и в ее отказе полагать окончательное единство мира, она так жепринимает фактический, случайный и экзистенциальный характер, а философияпри этом перестает быть «специальностью или техникой мысли»: «не стоит ужеутверждать абсолютное Единство, которое тем сомнительнее, что ему нет нуждыосуществлятьсявБытии;центромфилософиинеявляетсябольшесамостоятельная трансцендентальная субъективность, находящаяся везде и нигде– центр находится там, где постоянно начинаются рефлексии, в той точке, гдеиндивидуальная жизнь направляет рефлексию на самое себя. Рефлексия толькотогда рефлексия, когда не воспаряет над собой, но сознает себя рефлексией-онерефлексивноми,следовательно,изменениемструктурынашегосуществования»48.Таким образом, трансцендирующее сознание возможно только в том случае,если оно действительно выходит за свои пределы, то есть меняется, а значит,признает себя ограниченным, конкретным актом - «когда я мыслю нечто вданный момент, для обоснования моей мысли недостаточно, да и не нужно,гарантии вневременного синтеза»49.

«Пред взором рефлексии, -продолжаетМерло-Понти,- нет и не может быть полного мира или множественностиразвернутых и объективированных монад, она располагает всего лишь частичнымвидением и ограниченными возможностями. Вот почему феноменология являетсясобственно феноменологией, то есть изучает явленность бытия сознанию, отнюдьне предполагая, что его возможность дана заранее»50.Именновэтомпунктефилософпротивопоставляетсвойподходклассической науке; она, по его мнению, есть «восприятие, которое мнит себя                                                                                                                48  Там же, с. 96-97.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее