Диссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии), страница 8

PDF-файл Диссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии), страница 8 Философия (49186): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии) - PDF, страница 8 (49186) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии". PDF-файл из архива "Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

382.26отличие другого от Бога в том, что он является для меня объектом, а Бог – это универсальноедля-себя, которое объектом для меня никогда быть не может.  40  могу трансцендировать мое бытие к взаимному и универсальному отношению, изкоторого я мог бы видеть в качестве равнозначных сразу мое бытие и бытиедругих; я должен, напротив, определиться в моем бытии и поставить проблемудругого, исходя из моего бытия. Одним словом, единственной несомненнойточкой отправления является внутренний мир cogito,… никакой логический илиэпистемологический оптимизм не может преодолеть скандала множествасознаний»27.Такой поворот от субъекта познания к субъекту «внутреннего мира cogito» иделает философию Сартра экзистенциальной, то есть определяет личностноесознание как свою исходную точку.

Личностность же, в свою очередь,основывается на фундаментальном проекте, то есть на интенциональности.Таким образом, пожалуй, именно в экзистенциальной феноменологии Сартрамы можем найти самое полное теоретическое обоснование того, что мы назваликонцептом индивидуальности. С одной стороны, этот концепт включает в себяэтическую составляющую, то есть основывается на личном выборе. С другойстороны, он предполагает свободу, как динамический, творческий способсуществования субъекта, как его единственную ипостась. Связать воединонезависимость (свободу) и индивидуальность субъекта Сартру удается за счет егопротивопоставлениямиру,тоестьзасчетконцептуализацииегодистанцированности.Какое же место в такой модели субъективности занимает чувственность?Получается, что сознание существует ровно настолько, насколько оно активно,интенционально, то есть насколько предполагает противоположность себе,насколько является свободным.

Тогда тело и чувства являются уже данными вопределенной перспективе, которая (мы хотим это подчеркнуть) организованавещами, то есть объективна: «чувства современны объектам, они являются дажесамими вещами, такими, какими они нам раскрываются в перспективе. Они                                                                                                                27  Там же, с. 392.    41  просто представляют объективнее правило этого раскрытия… с этой точки зрениячувство вовсе не уподобляется субъективности»28.В этом смысле, включенность тела в мир создает для нас ситуацию свободы,по отношению к которой для-себя может проявляться лишь трансцендентально,то есть, не меняя саму ситуацию, а придавая ей то или иное значение: «… Средаможет воздействовать на субъект только в той степени, в какой он ее понимает, тоесть когда он ее преобразует в ситуацию»29; следовательно, «мир является намтаким, каковы мы суть…»30; то есть «мы выбираем мир не в его связи с в-себе, нов его значении, выбранном нами»31.

В этом смысле интенциональной являетсялюбая активность сознания (то есть активность и дорефлексивного cogito),включая эмоции и аффекты, которые всегда полагают объект, наделяя его той илииной степенью значимости. А интенциональность, в свою очередь, есть выбор,свободное решение: «Интенция становится существующей, выбирая цель, котораяобъявляет о ней»32.

Значит, фундаментальный проект, то есть собственно самасубъективность, есть бытие замкнутое и самодостаточное. Бытие субъекта – этобытие его ценностей: «…моя свобода есть единственное основание ценностей и…ничего, абсолютно ничего не оправдывает меня такой-то или какой-либо другойшкалы ценностей. Как бытие, посредством которого существуют ценности, я немогу быть оправдан. И моя свобода тревожится быть основанием ценностей, в товремя как сама не имеет основания, ... как раз тревога перед ценностями являетсяпризнанием их идеальности»33.

Из этого рассуждения следует вывод, чтосознание,детерминированноеинтенциональностью,неможетбытьсозерцательным (это равносильно пассивности).В такой картине мира эстетика, как сфера чувственного взаимоотношения смиром действительно является сферой, замкнутой на самой себе.

В работе«Воображаемое: феноменологичекая психология воображения», посвященной                                                                                                                28Там же, c. 497.29Там же, c. 846.30Там же, c. 693.31Там же, c. 694.32Там же, c. 714.33Там же, c. 109.    42  образному сознанию, противоположному реализующему сознанию, Сартр пишет,что создание образа – это так же интенциональная работа сознания, направленнаяна свой объект (или конституирующая его). Разница между воображением ивосприятием заключается в своеобразии подхода к объекту, а не в свойствахсамого этого объекта.

Эта разница весьма значительна - «образный акт естьинверсия реализующего акта»34. Необходимо особенно отметить, что в случае своображаемыммыимеемделоссуществующимобъектом(пустьисуществующим ирреально). Именно поэтому по отношению к нему мы можемиспытывать чувства и аффекты, и именно в виду его ирреальности мы не можемего познавать. Эта разница принципиальна, так как в восприятии мы стремимсяприсутствовать в объекте, взаимодействовать с ним (то есть мы признаем егонезависимость, занимаем по отношению к нему определенную точку зрения, ноне можем постичь его всецело). Познание предполагает избыточность вещи, еесамостоятельность, – воображая же объект, мы стремимся обладать импосредством создания его аналога, таким, каков он есть: «образ, по большейчасти, бывает нацелен сразу на весь объект целиком.

В образе мы стремимсявновь обрести не тот или иной аспект личности, но саму эту личность как синтезвсех ее аспектов. <…> То, что в восприятии происходит последовательно, вобразе имеет место одновременно; и иначе быть не может, поскольку объект вобразе возникает при участии сразу всего нашего интеллектуального иаффективного опыта»35.Таким образом, объект, лишившийся образа реальности (конкретного бытияв мире), открывает простор для чистой деятельности для-себя, для интенциисознания внутри самого же сознания, безотносительно к существованию мира(объект образа принадлежит самому сознанию, поэтому воображение – этотрансценденция, направленная в имманентность).

Иллюстрируя эту мысль, Сартрприводит пример с фотографическим образом и карикатурой; если в первомслучае «материя» образа дана нам сполна (мы этот объект знаем), то во втором –                                                                                                                34Там же, с. 298.35Там же, с.

176.    43  именно устранение материи до ее минимума ведет к появлению более яркого инасыщенного образа. То есть образное сознание отличается от – реализующего нестепенью интенсивности восприятия объекта, так как оно его не воспринимает, аконституирует. Образ есть отказ от репрезентации: «знание нацеливается наобъект, а аффективность предъявляет его с определенным коэффициентомвсеобщности»36.

Однако неверно было бы сказать, что образное сознаниезамыкается на самом себе, так как оно все-таки первоначально отталкивается отвоспринятого материала. Другое дело, что оно только этим и ограничивается,являясьсознаниемсуществованиясубъективногомиратолькозасостояния.тем,чтобыОноотталкиваетсязаключитьеговотскобки,противопоставить себя ему. В этом Сартр видит проявление чистой илиабсолютной свободы для-себя: «для того чтобы сознание могло воображать,существует двойное условие, оно должно полагать мир в его синтетическойтотальности и в то же время полагать воображаемый объект как находящийся внепределов досягаемости со стороны этой синтетической совокупности, то естьполагать мир как небытие относительно образа. Отсюда явствует, что сознание,природа которого состояла бы как раз в том, чтобы быть «посреди-мира», былобы совершенно не способно создать что-либо воображаемое»37.Но как мир и сознание предполагают друг друга, так и познание (основанноена восприятии) и воображение (основа – интуиции) не могут быть друг от другаотделены - «реализующее сознание не могло бы существовать без образногосознания, и наоборот»38.

Поэтому Сартр скорее утверждает идеальность свободыв воображаемом лишь затем, чтобы показать ее оборотную сторону, так каксвобода не может утверждаться ради свободы - она должна иметь своепрепятствие или направление вне себя. Если реализующее сознание путемнаправленности к внешнему (реальному) объекту создает ситуацию, которая иесть, по Сартру, реальность, то чем в таком случае, оправдано образное сознание,на какую цель оно ориентировано? Напомним, что такой целью не может быть                                                                                                                36Там же, с.

173.37Там же, с. 308.38Там же, с. 310.    44  бытие-в-себе, ибо воображение само полагает свой объект. Кроме того,воображаемое - это сознание, которое стремится к обладанию (в сартровскомсмысле это есть схватывание вещи в ее сущности, ее кристаллизация ипревращение в-себе), но не к уничтожению вещи («образное сознание стремитсясохранить самобытность образа, пускай тщетно: более того, образ существуеттолько пока эту самобытность сохраняет»39). Другими словами, является ливоображениепопыткойдостичьидеалав-себедля-себя,илиЦенности(«Присвоение – символ идеала для-себя, или ценность»40)? Можно предположить,что именно искусство, в этом смысле, оказывается «консерватором» ценностей,пытается придать им материальное бытие, сохраняя притом их идеальность. Этотпроект, по Сартру, конечно, обречен на провал, так как бытие для-себя есть бытиеслучайное, фактичное, (а создание ценности – это стремление существовать «поправу»), стремление же обобщить, схватить себя во всей целостности есть отказот своей точки зрения на мир, то есть отказ от свободы-для-себя.Таким образом, вводя свободу и выбор в основу личностного сознания, сприсущей ему конкретностью и случайностью точки зрения, Сартр имеет дело ссубъектом действующим и познающим, то есть ориентированным на мир.

Именночерез противопоставление себя и своей свободы миру в-себе возможен личныйпроект, возможна личность, а воображение этим условиям не отвечает: «этиновые формы синтетической связи не совместимы с личностным синтезом иориентированной мыслью…Поэтому их (образов) данности всегда присущахарактерная «скрытность», конститутивная для их бытия: их сущность состоит вих неуловимости, то есть в том, чтобы никогда не становиться лицом к лицу сличностным сознанием»41.Следовательно, Сартр напрямую связывает личность и свободу с действием ипознанием (рефлексией). Так, осознание выбора и есть его принятие (выбор естьодновременно и действие, и осмысление), поэтому субъект сознания предстает                                                                                                                39Там же, с.

310.40Онтологический статус ценности не определен: нельзя сказать, что ценностей нет, но инельзя сказать, что они есть, обладают материальным воплощением. Там же, с. 874.41Сартр Ж-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб., 2001. С.267-268.    45  перед нами как субъект, осознающий свои основы, степень личностностикоторого определяется степенью ответственности: «единство должно бытьединством ответственности, … единством личностным, … это единство естьсвободное объединение»42.Таким образом, в ходе рассуждения мы пришли к выводу, что определениесубъекта как субъекта сознания влечет за собой особое понимание свободы, каксвободы эпистемологической, этической – то есть «свободы вопреки» миру.Такое понимание субъекта свободы сводит иррациональное к моменту выбора«фундаментального проекта» (тем самым, делает его безосновным, точнееоснованным на самом себе – и значит, действительно свободным), но вся сферавнутреннегоосуществленияэтогопроектаприэтомоказываетсярационалистически детерминированной фундаментальным проектом.Получается, что созданный Сартром концепт субъекта сознания, несмотря нато, что этот субъект в буквальном смысле является ничем, указывает натотальность бытия, так как является полной репрезентацией своего жесобственного фундаментального проекта.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее