Диссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии)

PDF-файл Диссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии) Философия (49186): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии) - PDF (49186) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии". PDF-файл из архива "Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиАРТЕМЕНКО ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНАПРОБЛЕМА ОСНОВАНИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВЕННОСТИ ВСОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОСОФИИСпециальность 09.00.04 – эстетикаДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководительдоктор философских наук,профессор Устюгова Е.Н.Санкт-Петербург2014  2  ОГЛАВЛЕНИЕВведение.................................................................................................. 3Глава1. Концепция Homo aestheticus ..................................................151.1 Универсальность эстетического чувства......................................

181.2 Эстетика как нерациональная коммуникация............................. 211.3 Чувственность как свойство субъекта......................................... 241.4 Противоречия homo aestheticus. Соотношение общего ииндивидуального. ........................................................................... 27Глава 2. Внутреннее и внешнее. Активный и пассивный субъект...352.1 Интенциональность. Активность субъекта как условиепротивопоставления внутреннего и внешнего.............................362.2 Анонимный субъект восприятия..................................................

462.3 Образность как интенциональность и желание...........................63Глава 3. Кризис репрезентации в искусстве....................................... 733.1 Техническая революция в искусстве ...........................................743.2 Автономия образа ..........................................................................82Глава 4.

Критика концепта homo aestheticus........................................1004.1 Аннулирование субъективности. Разлад, как условиесвободы............................................................................................1004.2 Сообщество как вИдение................................................................109Заключение ..............................................................................................124Библиографический список использованной литературы...................130  3  ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования.Главной проблемой эстетики традиционно было определение качества испецифики эстетического как особой чувственно-сверхчувственной реальности,интегрирующей непосредственность проявления индивидуального внутреннегочувства с надиндивидуальными внешними универсалиями.

В классическойэстетическойтеориинапервыйпланвыходиливопросыобоснованияуниверсальных принципов прекрасного и возвышенного и считалось, чтооснованием сверхчувственного являются трансцендентные смыслы (Бог, Истина,Добро), которые задают общую систему координат для культуры в целом иобеспечивают функцию единства эстетического отношения.Изменения,которыепроизошливмировоззренческомфундаментесовременной культуры, связаны с отказом от трансцендентных универсалий, а этозначит,чтоединствомирауженегарантированониБогом,ниТрансцендентальным субъектом, ни Реальностью.

Поскольку содержательныеоснования субъективности размываются, а мир трактуется как пространствовзаимодействия субъектов в горизонте множественности смыслов, главнымвопросом современного философского дискурса становится вопрос о том, каквозможна связь индивидов вне каких-либо универсалий.

В этом смысловомконтекстевниманиефилософоввновьобращаетсякэстетике,котораяпредставляется полем философской рефлексии, позволяющем снять противоречиемежду универсальным и уникальным, общим и индивидуальным. Такой ракурспонимания эстетического стал предметом особого интереса в современнойфранцузской философии.В поисках нового определения эстетического исследователи обращаются кпереосмыслениюсубъектакактакового,обнаруживаяоснованияего  4  суверенности не в области сверхчувственного, а в сфере чувственности. Об этомсвидетельствует все возрастающий интерес к концепту homo aestheticus (человекчувствующий), призванному разрешить противоречия современной эстетики идать новый импульс развития философской концепции субъекта.Проблема обоснования эстетической чувственности нашла оригинальныетрактовки в исследованиях современных французских философов.

Термин homoaestheticus был введен одновременно двумя авторами – Э. Диссанайк и Л. Ферри,которые указывали на необходимость выведения эстетики за рамки классическойсистемы эстетических категорий, приняв за основу концепт чувственности. Приэтом, несмотря на разницу в интерпретации самого концепта чувственности,авторы описали сходный круг проблем, которые могли бы быть разрешены спозиций более широкого понимания чувственности. Прежде всего, это проблемаоснований коммуникации в мире без общего центра, вопрос о возможноститрансценденции в имманентности, а также трактовка искусства как способамежкультурной коммуникации, связывающего через эстетическую чувственностьнесводимые друг к другу явления.Такая постановка проблемы определяет общий вектор подходов кэстетической чувственности в современой французской эстетической мысли,характеризующийся, с одной стороны, обращением к нетрансцендентальнымоснованиям секуляризованного субъекта и, с другой стороны, стремлениемподкрепить принцип единства смыслового поля культуры некими общимиоснованиями.

Таким образом, теория чувственности становится актуальнойпрежде всего в контексте современных трактовок соотношения категорий общегои частного, индивидуального и социального, уникального и универсального,перцептивного и коммуникативного.Встав на такую позицию, многие исследователи (С.Жижек, Л.Ферри,Ж.Рансьер) пытаются критически преодолеть концепцию эстетического Канта,определивхарактерсуществованиячувствующегосубъектавсекуляризированном публичном пространстве.

Если, по Канту, спецификаэстетическогозаключаласьвтом,чтооносоединялоперцептивноес  5  трансцедентальным, конкретное с универсальным, то сегодня возникаетпотребность в переосмыслении самого соотношения уникальное-универсальное,индивидуальное-общее.Вданномдиссертационномисследованиипредпринятапопыткаклассифицировать современные трактовки чувственности, условно разделив их надвегруппы.Перваяанализируетмагистральнуюлиниюинтерпретациичувственности, нашедшую выражение в концепте homo aestheticus, которыйтрактует чувственность как внутренний опыт субъективного переживания. В этойпарадигме оппозиция «конкретное-универсальное» проецируется на другую парукатегорий «внутреннее-внешнее». При этом внутреннее понимается как синонимнепосредственно субъективного, максимально конкретного, а следовательно,истинного и неискаженного влиянием универсальных смыслов.

Внешнее жеставится в один ряд с универсальным, общим, социальным, трактующимся какдогматичное и идеологичное. Соответственно, основная линия прочтенияконцепта чувственности в современной французской философии прочерчиваетсяв анализе соотношения категорий индивидуальное, конкретное, внутреннее – содной стороны, и общее, универсальное, внешнее – с другой.Данное диссертационное исследование направлено на критическую оценкутакой постановки проблемы и вытекающей из нее трактовки связи между этимикатегориями, а также на использование концепта чувственности именно в этомконтексте. В ходе анализа такого подхода доказывается, что внутреннее ивнешнее, конкретное и универсальное – не рядоположенные категории, что онипринадлежатразличнымконтекстам,аихсмешиваниепорождаетряднеразрешимых противоречий в концепции homo aestheticus.

Это прежде всегокасается сведения индивидуальности к чувственности и основанного на этойустановке противопоставления внутреннего и внешнего, как определяющегопредставление о субъекте.Вторая линия трактовки концепта чувственности располагается за пределамиконтекста категориальной оппозиции внутреннего и внешнего. В этой парадигмесубъект рассматривается в ракурсе соотношения его активности и пассивности.  6  При этом чувственность трактуется как выражение колебания между субъектом имиром, характеризующего прежде всего эстетического субъекта, что наиболееполно проявляется в феномене визуальности, ставшем центральным предметомрассмотрения в работах М.Мерло-Понти, Ж.Лакана, Ж.Раньсера.

Аналитическоесопоставление подходов этих философов дает возможность оценить новизну иоригинальность предложенных ими трактовок чувственности, а также осмыслитьих эвристические возможности как для понимания эстетического в современнойэстетике, так и для теории субъекта в целом.Степень научной разработанности проблемы.Для современной эстетики характерна направленность на поиск новыхоснований теории самоидентификации субъекта в условиях эпохи постмодерна,отличнойотклассическоймоделикультуры.Средиисследователей,определивших основное направление понимания постмодерна и методов егоинтерпретации,Ж.Бодрийяра,можновыделить3.Баумана,программныеЮ.Хабермаса,П.БергераработыиЖ.-Ф.Лиотара,Т.Лукмана.Общейтенденцией в осмыслении постмодерна можно назвать его характеристику какзаключительногоэтапапроцессасекуляризациикультурывцелом,ееосвобождения от императивов трансцендентных ценностей и смыслов.

Какследствие этих изменений в культуре пересматривается место и роль искусства вней (Ж.Бодрийяр, Р.Рошлиц, И.Мишо). Исследования, посвященные общейхарактеристике культуры постмодерна и установлению в ней места эстетики,объединяет интерес к социальному конструированию реальности и егокоммуникативным аспектам. В отличие от классической модели пониманияэстетическогочерезсоотношениечастногоиобщего,уникального-универсального предлагаются альтернативные модели действия чувственности вконтексте соотношения категорий индивидуальное-социальное, перцептивноекоммуникативное.Следуеттакжеотдельноотметитьважностьантиплатонической тенденции в трактовке современной эстетики, которая  7  получила выражение в теории эстетики множественности (Ж.Делез, Ф.Гватари,М.Хардт, А.Негри, Н.Буррио).В отечественной эстетической мысли вопросами самоопределения эстетикив культуре постмодерна занимались такие исследователи, как В.В.Бычков,Д.А.Ардамацкая,А.Е.Радеев,А.А.Грякалов,А.В.Рыков,Л.А.Закс,М.К.Рыклин,Н.Б.Маньковская,В.А.Подорога,Е.В.Петровская,Н.Н.Суворов,М.Б.Ямпольский.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
425
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее