Диссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии), страница 3

PDF-файл Диссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии), страница 3 Философия (49186): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии) - PDF, страница 3 (49186) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии". PDF-файл из архива "Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Необходимо отметить,  13  что специфика работы заключается в том, что сам предмет изучения находится награнице трех философских дисциплинарных подходов – эстетики, социальнойфилософии и онтологии, что обусловило достаточно широкий круг вопросов,включенных в поле диссертационного исследования. Таким образом, к концептучувственности мы подходим как со стороны анализа развития философскихконцепцийсубъектаэкзистенциальной(преимущественнофеноменологиииопираясьнапсихоанализа),опыттакифранцузскойсосторонырассмотрения основных тенденций развития художественной образности в новых(так называемых, технических) искусствах, что выразилось в радикальнойтрансформации сферы визуального.Положения, выносимые на защиту:В результате рефлексии эстетических проблем и подходов к их решению,выдвинутых в современной французской философии, автор приходит к выводу оключевой значимости для современной эстетической теории следующихположений:  1.

Исходное базовое значение в современной эстетике приобретает концептчувственности,позволяющийинтегрироватьальтернативныемоделисубъективности и преодолеть такие концептуальные оппозиции в трактовкеэстетического,какчастное-общее,внутреннее-внешнее,перцептуальное-коммуникативное, индивидуальное-коллективное.2. Современное понимание эстетической чувственности продуктивно работаеткак проблема онтологической трактовки субъективности.3. Выдвигаемый некоторыми французскими эстетиками концепт homo aestheticus,редуцирующий чувственность к самодетерминированной индивидуальности,представляется односторонним и требует критического переосмысления.4.

Развитиемконцепцииэстетическойчувственностивыступаетонто-феноменологическая трактовка визуальности как основание переоценки границчастного и общего, внутреннего и внешнего в онтологии субъекта.  14  5. Для развития теории эстетического на основании концепта чувственности (вчастности, проблемы визуальности) необходим междисциплинарный подход,существенно расширяющий представления о предмете современной эстетики.Степень достоверности и апробация результатов.Основные идеи и выводы, а также отдельные вопросы и сюжеты по темедиссертационного исследования обсуждались в ходе различных научныхконференций и коллоквиумов. Основные положения диссертации отражены впубликациях в ряде отечественных журналов по философии (Философия иполитология в контексте современной культуры, Философия и эпистемологиянауки, Вестник СПбГУ, Вестник ЛГУ им.

Пушкина, Общество. Среда. Развитие исборниках статей (Studia Culturae, Эстетика без искусства Перспективы развития).Количество публикаций по теме 8.Структура диссертации.Работа состоит из введения, четырех глав, содержащих 9 параграфов,заключения и списка литературы, включающего 95 наименований, в том числе 28– на иностранных языках – английском и французском. Общий объемдиссертации составляет 136 страниц.  15  Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ HOMO AESTHETICUSЭта глава посвящена рассмотрению современных трактовок феноменачувственности, определяющих его как главный эстетический фактор. Основнаязадача этой главысостоит в определении причин этого «поворота кчувственности», получившего имя homo aestheticus.

Центральным вопросомявляется то, почему именно чувственность стала считаться основополагающейчертой сущности человека, почему именно на этот концепт многие авторывозлагают надежду на выход из кризиса современной эстетической мысли. Этоткризис можно обозначить, как тупик постмодерна, выразившийся в размыванииграниц эстетического поля, в утрате эстетикой своего предмета, в идее о концеэстетики, как науки. Выход из этого тупика многие авторы связывают спересмотром основ классической эстетики возвышенного и прекрасного ипереориентацией эстетики на концепт чувственности, открывающий перспективыиного способа организации проблемного поля эстетики. Выбор авторов, напозиции которых мы опираемся в нашем исследовании, обусловлен именно такимуглом зрения на современную эстетическую проблематику.

Это преимущественнотеоретики второй половины ХХ века, пытавшиеся представить чувственность вновом,неклассическомконтексте.Тенденциярассмотрениясовременнойэстетики через проблему чувственности свойственна, прежде всего французскимисследователям (Л.Ферри, Н.Буррио, Ж.Рансьеру, А.Бадью).К концепту чувственности, как к другой оптике рассмотрения проблемэстетики, обращались и такие отечественные авторы, как А.А.Грякалов,  16  Н.М.Савченкова, А.Е.Радеев.

Все они рассматривают чувственность как точкуопоры для пересмотра перспектив построения современной эстетической теории.Так, А.А.Грякалов в работе «Эстетическое и политическое в контекстепостсовременности: топос HOMO AESTHETICUS» подходит к проблемечувственности, опираясь на концепт события. Этот подход позволяет авторупредставить эстетику, как топологию, то есть как место пересечения различныхлогик, идеальную площадку их сосуществования.

По контрасту с эстетикойГрякалов отводит политике роль логики времени, то есть причинно-следственнойсвязи. Он полагает, что благодаря укоренненности в эстетике, в политикевозникаетвозможность«смещениястратегийвременности»всторонувозникновения некой множественности, объединенной общим эстетическимполем. Эстетика, таким образом, является способом «утверждения возможногоединства во множестве». Перекрестком путей эстетики и политики, то естьвоплощением принципа единства и множества одновременно, становится концептHomo aestheticus, который автор характеризует, как: «существо интенсивнопроживаемого опыта, представления которого понуждают к пристальномувсматриванию и вслушиванию в мир»8. Таким образом, благодаря связиэстетического дискурса с дискурсом политическим Грякалов видит эстетику вновом контексте, позволяющем определить ее уникальное теоретическое поле.Похожую задачу ставит перед собой и с успехом выполняет Н.М.Савченкова.В работе «Альтернативные формы чувственности»9 она стремится создать«общуютеориючувственности»,поминимуму прибегаяканализуисистематизации форм чувственности, но скорее позволяя самому предметуисследования определить соответствующий метод.

Так, исследование теориичувственности обретает форму обращения к различным модусам существованияаффектов, без их обобщения в концептуальные схемы. От древнегреческих                                                                                                                8Грякалов А.А. Эстетическое и политическое в контексте постсовременности: топос HOMOAESTHETICUS//Вопросыфилософии.№3.2013.URL:http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=689&Itemid=529См.: Савченкова Н.М. Альтернативные стили чувственности: идиосинкразия и катастрофа.СПб., 2004.

   17  персонажей, до открытий кино, прослеживаются различные способы видеть, азначит, и чувствовать, а эстетика объединяет их всех, становясь универсальнымгоризонтом, в котором «предъявленные формы чувственности могли бытьпоняты».10 Но, несмотря на первоначальную установку не исходить из общихконцептов для объяснения и систематизации различных форм чувственности,автор все-таки приходит к некоторым обобщениям, выявляя два типа«причастности к чувственности» - идеосинкразию и катастрофу (катарсическоепереживание). Казалось бы, самое индивидуальное и интимное, что может быть вчеловеке, отсылает напрямую к его включенности к всеобщему. Само по себечувство является переживанием сугубо личным, но организовано оно полностьюв рамках всеобщего способа чувствования. Такм образом, в своей книгеН.М.Савченкова ставит очень важный для исследования феномена чувственностивопрос о соотношении общего и индивидуального в чувственном.Другую точку зрения на проблему чувственности предлагает А.Е.Радеев11,который подходит к ней в ракурсе методологии, представляя концептчувственности как способ переопределить эстетику.

Он ставит вопрос так:способна ли эстетика найти собственное проблемное поле, не «расползаясь покультурологическим и междисциплинарным штудиям». А.Е.Радеев предлагаетконцептуализировать множественность, что позволит не только обозначитьуникальный предмет эстетики, но и отразится на ее методе, который должензаключаться в отказе от классических (причинно-следственных) форм единства.Главный порок и причину кризиса современной эстетики автор видит в еенеспособности создавать концепты. В этом смысле опора на концептчувственности может послужить фундаментом для обоснования субъектасобственноэстетическогоотношения.Эстетикапредлагаетформусосуществования (через отношения сомножения, размножения и присомножения)для разных вариантов множественности, без ее упорядочивания.

Таким образом, в                                                                                                                10Там же, c. 136.11Радеев А.Е. Что знает эстетика о чувственности? // Studia Culturae Выпуск 17. 2013. С. 61-67.    18  вопросе о формах множественности, по мнению автора, состоит спецификаэстетики и ее преимущество.Придерживаясь русла намеченной проблематики у вышеуказанных авторов,мы в своем исследовании постараемся объединить все предложенные аспектытеории чувственности в один логический ряд. Для этого сначала обратимся квопросу – почему именно чувственность становится краеугольным камнемсовременных эстетических исследований и какой смысл вкладывается в этопонятие.Концепт homo aestheticus был введен одновременно в начале 1990-х годовдвумя авторами Элен Диссанайк и Люком Ферри, но с позиций различныхподходов: антрополог Элен Диссанайк основывает свои рассуждения наобширном эмпирическом материале, Люк Ферри – представитель «чистой»философии, опирается на анализ трудов Канта, Гегеля и Ницше.

Но оба они, темне менее, сходятся в одном – попытке найти универсальное обоснование для всехпроявлений человека. При этом Элен Диссанайк руководствуется поиском общегосреди разных обществ, а Люк Ферри следует скорее трансцендентальному методу,определяя условия его возможности. Необходимо выяснить, почему напересечении столь разных путей оказывается эстетика, то есть, почему именно вэстетическом контексте стали определятся сущностные характеристики человека.1.1 Универсальность эстетического чувстваОбщей чертой всех рассуждений о homo aestheticus можно назватьприписывание универсального качества всем проявлениям эстетического.Теоретики обратились к эстетике, как последнему возможному оплотунеметафизической универсальности, отвечая на вопрос – на каких основанияхможно строить теорию универсальности эстетического, и почему именно эти  19  основания оказываются более востребованными, чем основания универсальностиэтики или познания.Главный тезис работы Ноэль Каролл «Искусство и природа человека»состоит в том, что искусство – это универсальное явление, так как оносвойственно всем, даже самым «примитивным» обществам.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее