Диссертация (Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии". PDF-файл из архива "Проблема оснований эстетической чувственности в современной французской философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Позиции этих авторов можно классифицировать по двумосновным направлениям интерпретации места и роли эстетики в культурепостмодерна:исходящееизклассическихопределенийэстетикииориентирующееся на ее особые черты в эпоху постмодерна. Так, например,Л.А.Закс, принимая во внимание все радикальные изменения, произошедшие вкультуре, подчеркивает особую важность сохранения в этих условиях духовнойнеобходимости, ценностной природы и сущности эстетического1. А А.Е.Радееввыстраиваетконцепциюпроизводстваэстетического,врамкахэстетикимножественности, основанной на отсутствии какого-либо единого центрапроизведения искусства2.Центральным предметом анализа в диссертационном исследовании являетсяфеномен чувственности, имеющий как традицию классической теоретическойтрактовки,такинового,неклассического,понимания.Впервыекконцептуализации автономности чувственности по отношению к рациональномуопыту подошел И.Кант.
Он понимал чувственность как не только перцептивную,но и трансцендентальную, как альтернативный рациональности способ связи суниверсальным, трансцендентным основанием (с разумом, в терминологииКанта). Эту традицию понимания чувственности продолжает в ХХ векепредставитель марбургской школы неокантианства – Г.Коген. В теории чистогочувства, Коген противопоставляет эстетику познанию, настаивая на еетрансцендентальных основаниях.
1Л.А.Закс. Эстезис: базовые вещи. К научным основаниям диалога эстетик. Актуальнаяэстетика-1. СПб, 2013. С. 11.2А.Е. Радеев. Поворот к множественности в эстетике и проблема чувственности // Вестник ЛГУим. А.С.Пушкина. Том 2. Философия. 2013. С. 108-116. 8 Хотя теоретический потенциал этой линии развития эстетики далеко неисчерпан, в XX веке наметился и другой путь обоснования спецификиэстетического не за счет трансцендентальных оснований, а за счет пересмотрасамого концепта чувственности.
Наиболее широко эту проблему ставит А.Бадьюв книге «Краткое руководство по инэстетике», обосновывая онтологиюнеклассической эстетики, в которой ключевую роль играют чувственность и идея.Но поскольку Бадью считает, что единство произведения искусства всё жеобеспечивается идеей, его подход не позволяет далеко уйти от классическихинтерпретаций чувственности.Проблема конкретности и непосредственности как основы эстетическогопереживания стала главной темой исследования в работах Х-У.Гумбрехта«Производство присутствия» и Н.Буррио «Эстетика взаимодействия». В этихкнигахавторыподчеркиваютотсутствиетрансцедентальногоизмеренияпроизведения искусства, то есть отсутствие в нем сообщения.
Вместе с тем,настаивая на том, что смысл произведения искусства создается встречей замыслаавтора со зрителем, они редуцируют эстетический опыт к субъективномупереживанию.В.Вельш в книге «Эстетика по ту сторону эстетики» трактует эстетику, какмеждисциплинарную теорию и предлагает вывести ее за рамки теории искусства,опираясь на концепт чувственности. К такому выводу Вельш приходит не стольков результате анализа самого искусства или рассмотрения связи эстетики сизменением места субъективности в социуме, сколько благодаря анализутрансформации общества в целом.Наиболее детально к анализу чувственности подходит М.Дьякану в работе«Размышления об эстетике осязания, обоняния и вкуса», в которой онарассматриваетфеноменконкретностиваспектенеумозрительности,неидеальности чувства, хотя и не исследует специально тему возможностиобщего в этих конкретных проявлениях.Э.Диссанайк, Л.Ферри и Ж.Рансьер обращаются к концепту чувственностикак к способу проблематизации возможных форм единства современного 9 общества через анализ соотношения частного (индивидуального) и общего(социального) при отсутствии «общей меры».
Так, Рансьер стал первым, ктообосновал проблему связи чувственности и коллективности как одну из главныхпроблем современности. Именно он ввел понятия «эстетика» и «политика» внепривычный контекст, объединив их общей проблемой единства вне поискаоснований универсальности.Наиболее общий подход к проблеме соотношения частного и общего впосттрансцендентальном мире разрабатывали Т.Адорно, Х.Арендт, В.Беньямин,Ж.Бодрийяр,С.Жижек,С.Зонтаг,Ф.Лаку-Лабарт,Ж.-Л.НансиЭ.Фромм.Большинство из этих авторов обращалось к рассмотрению этой проблемы вэстетическом контексте.Пересечению общего (массового) и индивидуального в эстетической ихудожественнойкультуресовременностипосвященыработытакихотечественных исследователей как М.С.Каган, Т.А.Круглова, Ю.М.Лотман,Н.Б.Маньковская, Е.Г.Соколов, Н.Н.Суворов, Н.Ястребова.
Опыт отечественноймысли оригинален и интересен прежде всего потому, что соединяет в себезападноевропейскую рефлексию о роли масс в искусстве ХХ века с опытомсоветской культуры, а также концептуализирует роль повседневности иобъединяющей силы массового воображаемого.3 В нашем исследовании вфеномен массового искусства ХХ века рассматривается с точки зренияорганизации субъективности в рамках дискурса «эстетика и политика».Методология этот дискурса является междисциплинарной, так как дляосмысления феноменов современной реальности, авторы предлагают выйти зарамки конкретных дисциплин в поисках способов объяснения неклассическогосмыслообразования.Вотечественнойлитературерассмотрениепроблемысоотношенияиндивидуального и общего в рамках эстетической теории представлено мало.
3См. Круглова Т.А. Искусство соцреализма как культурно-антропологическая ихудожественно-коммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса исоциокультурная роль: диссертация докт. филос. наук: 09.00.04/ Круглова ТатьянаАнатольвевна – Екатеринбург, 2005. 10 Наиболее близко к такой постановке вопроса подошел А.А.Грякалов, которогоинтересуют прежде всего онтологические аспекты проблемы. При этом основноевнимание он уделяет анализу концепта события, идя в русле развития идейА.Бадью4. Так же можно отметить значительность работ К.А.Ермилова, которыйисследует взаимодействие эстетики и политики, акцентируя экологический аспектпроблемы5.Н.М.Савченкова рассматривает связь между всеобщим и индивидуальным ванализе различных способов чувствования6.
Е.Н.Устюгова исследует диалектикуобщегоииндивидуальноговтеориистиля,являющегосяформойсамоидентификации субъекта в системе его коммуникативных отношений7.А.Е.Радеев видит в феномене чувственности специфику предмета эстетики,трактуя ее с точки зрения проблемы множественности. Все эти авторы подходят кпроблеме поиска нового теоретического поля эстетики, опираясь то на концептвизуальности, то на концепт чувственности, или же делая центром вниманияотношение индивидуального и общего. По нашему мнению, как раз в логикевзаимосвязи всех этих аспектов и можно обнаружить своеобразие теоретическогополя современной эстетики.Предмет исследования.Проблемаэстетическойчувственностииеенетрансцендентальныеоснования в феномене визуальности.
4См.: Грякалов А.А. Эстетическое и политическое в контексте постсовременности: топосHOMOAESTHETICUS//Вопросыфилософии.№3.2013.URL:http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=689&Itemid=525См.: Ермилов К.А. Экология техногенной цивилизации. Диссертация канд. филос.
наукhttp://www.dissercat.com/content/ekologiya-tekhnogennoi-tsivilizatsii; Ермилов К.А. Эстетика иэкология: место для политического диалога//АКТУАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА — II. Материалымеждународного форума 15-26 мая 2014 года. СПб.: 2014. С. 93-95.6См.: Савченкова Н.М. Альтернативные стили чувственности: идиосинкразия и катастрофа.СПб., 2004.7Устюгова Е.Н. Стиль и культура. Опыт построения общей теории стиля.
СПб.: 2006. 11 Объект исследования.Проблемаоснованийэстетическойчувственностивсовременнойфранцузской философии. Цель и задачи исследования. Цель данного диссертационного исследования заключается в анализеконцепта эстетической чувственности в смысловом контексте современнойкультуры.Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:1. Обозначение проблемного поля, в рамках которого концепт чувственностиразрабатывается в современной французской философии.2.
Выявление возможностей нового обоснования концепта чувственности впреодолении кризиса классического понимания эстетического.3.Критическоеосмыслениеконцептаhomoaestheticusвсовременнойфранцузской философии.4. Анализпопытокфранцузскойфилософиисоздатьэвристичнуюдляисследования чувственности модель субъективности за пределами дилеммыобщего и индивидуального.5. Определениеэстетическойзначимостифеноменавизуальностиприсопоставлении активного и пассивного субъекта.6. Рассмотрение визуальности как проблемы эстетической онтологии в контекстедиалектики индивидуального и общего, опираясь на опыт феноменологии ипсихоанализа.Научная новизна исследования определяется поставленными целью изадачами и заключается в следующем:1. Выявленыипроанализированыосновныетенденциивэстетической чувственности в современной французской философии.обосновании 12 2.
Произведен сравнительный анализ классического и современного пониманияэстетической чувственности.3. Осуществлен критический анализ выдвинутого французской философиейконцепта «homo aestheticus»4. Проанализированы эвристические возможности трактовки «эстетического» каконтологической проблемы субъективности.5. Впервые в отечественной литературе осуществлена рефлексия проблемывизуальности как основания переоценки границ индивидуального и общего,внутреннего и внешнего.Теоретическая и практическая значимость работы.В теоретическом плане выявление онтологических оснований эстетическойпроблематики позволяет создать контекст для новых интерпретаций какискусства, так и различных форм социального взаимодействия. Результаты этойработы позволяют говорить о многих течениях современного искусства не как опровокации и противопоставлении классике, но как об эксперименте по созданиюиных форм смыслообразования и возможностей единства, а значит, и иных формчувствования.Сформулированные в итоге данного исследования положения могут бытьиспользованы как в эстетических исследованиях, так и в создании базы дляинтерпретации произведений современного искусства.
Материал диссертацииможет быть полезен для разработки лекционных курсов и составления учебныхпособий по эстетике, теории искусства, истории современной французскойфилософии, в которой данная проблематика представлена наиболее широко.Методология и методы исследования.Реализация поставленных задач опирается на классические методыгуманитарных наук: герменевтическая интерпретация, сравнительный анализтекстов, системный (антиредукционистский – не сводимость целого к части,сложного к простому) подход к анализу сложных явлений.