Диссертация (Феномен социальных сетей акторно-сетевой контекст, теоретико-методологический анализ), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феномен социальных сетей акторно-сетевой контекст, теоретико-методологический анализ". PDF-файл из архива "Феномен социальных сетей акторно-сетевой контекст, теоретико-методологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Чаще всего рассмотрениесоциальной сети как сервиса, а именно сети Интернет, не имеет собственногоразвитого подхода к анализу, несмотря на огромное количество публикаций итребует отдельного тщательного изучения. Тут можно отметить заслугу Кастельса.3) изучение социальных сетей как технической сети (медийной) или сервиса.Под технической сетью можно понимать электричество, поезда, сеть сточныхвод, интернет, и многое другое.
Технические сети в их инженерном смысле для насинтересны лишь тем, что они могут являться одним из возможных конечных истабилизированных состояний актор-сети. В работах М. Кастельса подчас не видночёткогоразделениямеждусоциальнойсетьюкаксамоорганизуещемсясообществом и технической сетью новых информационных технологий. Когда М.Кастельс использует термин «сети», два значения сливаются: сеть становитсяпривилегированнымформойорганизацииблагодаряеёрасширенныминформационным технологиям. Также в схожем смысле термин использованЛ.
Болтански и Е. Чиапелло90, для определения нового тренда в капиталистическомспособе производства. Подобное воспринимание «сети» находим и у А. Барда и Я.Зодерквиста, которые считают, что «медиализация» общества и всех сторон жизни,быстрое развитие сетевых электронных технологий знаменуют собой становлениеновой информационной парадигмы. С акцентом, что информационные технологииразвиваются очень быстро, а адаптация людей к ним происходит медленно иопределяется их физиологическими и психологическими особенностями91.9091Boltanski, L., Chiapello È., The New Spirit of Capitalism, London-New York, Verso, 2005.Бард А., Зодерквист Я.
Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб., 2004.51Всетевом обществе процессы совершаются преимущественно через глобальные /локальные мультимедиа сети массовых коммуникаций, включая сети массовой самокоммуникации, что в общем случае, есть коммуникация, организуемая черезИнтернет и другие горизонтальные цифровые коммуникационные сети.Побеждают те сети, которые способны собрать вокруг себя больше акторов. Новсе силовые сети осуществляют свою власть через воздействие на сознание людейпреимущественно (но не исключительно) через мультимедийные сети массовойкоммуникации.Такимобразом,коммуникационныесетиявляютсяфундаментальными сетями формирования сил/власти в обществе. М.
Кастельс всвоей работе «Сетевая теория силы» пишет, что видя, выражение «сети сил», ненужно понимать, что они объединены «…они входят в стратегические партнёрства исоревнования, практикуя кооперацию и конкуренцию одновременно, черезобразование ad hoc сетей вокруг специфических проектов и меняя партнёров взависимости от контекста и их интересов в каждый конкретный момент времени»92.Любая сеть – саморазрушающееся и самопорождающееся/самоорганизующеесясверхсложноеколлективноевзаимодействие.Виртуальноежесообщество(сообщество, существующее в виртуальной реальности) по Кастельсу, которойпереосмыслил некоторые идеи Рейнгольда о виртуальном сообществе – это«самоорганизующаясяэлектроннаясетьинтерактивныхкоммуникаций,объединённая вокруг общих интересов или целей»93, но как замечает Кастельсвременами коммуникация – это самоцель.
Он пишет, что такие сообщества могутбыть относительно формализованы, как в случае конференций или системы «досокобъявлений», либо спонтанно формироваться социальными сетями, которыеподключаются к компьютерной сети, чтобы посылать и получать сообщения визбранной структуре времени (в отложенном или реальном времени).Можно сделать вывод, что не все социальные сети, существующие в Интернете,основаны на реальных сетях, так как у членов какой-либо интернет сети нетТам же.Цит.
по Игнатьев В. Информационное общество: экономика, власть, культура. Хр. в 2 т.Новосибирск, 2004. т. 2. С.169.929352осознания своей квазиреальности и каких-либо общих действий. Но, если ониначнут встречаться и заниматься общей деятельностью или встречались ранее довступления в Интернет сеть, то они могут быть реальной социальной сетью. И ещёодно необходимое условие для становления социальной актор-сети: чтобы цельювыхода в интернет было не общение, а нацеленность на результат. Иначе это не сетивзаимодействий (актор-сети), а сети обменов мнениями. Связи в таких интернетсетях менее устойчивы к воздействию внешних факторов или по выражениюКастельса, взятому у Ш.
Туркл94 «эфемерны»: из этих сетей проще выйти особенно,если ожидания от взаимодействия в сети не оправданы или интересы участниковменяются. Не нужно забывать и о том, что многие участники для вхождения всоциальные сети используют гиперболизацию и обман, а, по сути, не имеют ничегообщего к ядру сети, которое может представлять собой реальную актор-сеть.Кастельс выдвигает гипотезу, что в виртуальных сообществах есть две оченьразные популяции: «малое меньшинство жителей электронной деревни, бывших иновых новаторов, и бродячая толпа, для которой случайные вылазки в различныесети равносильны исследованию нескольких, хотя и эфемерных существований»95.Кастельс писал, что «эпистемологическая ценность социальных сетей можетприйти уже только из признания сложности общества и природы»96.Выводы, указывающие на пробелы в сетевом анализе:В критике Хаммера отмечалось, что выявленные сети показывают нетипичныевзаимодействия вместо устойчивых, в аналитике сетей много неважного, егоаналитика показала некорректность до 50% связей97.
Он продемонстрировал, что дляизучениявзаимодействийнаилучшимявляетсяметодобменаотчетами.Респонденты упоминают скорее о своих обычных сетевых взаимодействиях, дажетогда, когда их просят назвать контакты за конкретный период времени. Этирезультаты могут обнадежить исследователей, которые изучают обычные связи,Turkle Sh. The Second Self: Computers and the Human Spirit. N.-Y., 1984. Р. 177.URL: http://postjournalist.ru/wp-content/uploads/2012/01/castels_2.pdf96Цит. по Игнатьев В. Информационное общество: экономика, власть, культура: хрестоматия в 2 т. /сост.
В.И. Игнатьев, Е.А. Салихова – Нск.: Изд-во НГТУ, 2004, – т. 2. — с.256.97Hammer M. Explorations into the meaning of social network interview data. // Social Networks 6, pp.341-371.949553подразумевая под ними четкие взаимодействия, ограниченные во времени. Он делалупор на то, что нужно учитывать субъективность акторов, а также учитыватьмеханизмы восприятия и памяти – ошибки в сторону рутинных и типичных в целомнесетевых взаимодействий; 73% выявленных связей совпадают с разницей в 2 дня;43% – слабые нетипичные связи; 88% совпадений – при генераторе позиций.Помимо этого критика анализа социальных сетей 80-ых шла по двум полюсам:одно из которых – неформальные отношения, другое – модель общества.Провозглашалось, что нет единства в понимании ключевых понятий, а также, чтосетевой подход нагружен математическими методами.Возвращаясь к основной теме диссертации, а именно к «актор-сети», находим,что её бытие необходимо описывать с позиций онтологического синтезаприродного, технического, социального — синтеза, объединяющего реальность вединый материально-идеальный континуум.Термин «конструктивный реализм» правомерен, ибо в действительности любаяконструкция предполагает реальность, в которой она осуществляется и которую онавыявляет и пытается трансформировать.
С другой стороны, реальность выявляется,актуализируется для субъекта только через его конструктивную деятельность.Конструктивный реализм тесно связан с деятельностным подходом в философии,методологии, науках о человеке и имеет большую традицию в отечественной науке.Можно назвать имена И.С. Алексеева (связь с физической реальностью), В.С.Стёпина (связь с культурой), Г.П.
Щедровицкого (системы, знаки, культура,культуротехника), С.Л. Рубинштейн (о творческой самодеятельности), и др. Сегодняих идеи востребованы современной эпистемологией и науками о человеке.Теоретическаясоциологияоткрываетдорогуновой«экспериментальнойэпистемологии», разработке концептуальных оснований для искусственногоконструирования новых «жизненных миров», и может играть практическую роль воценке возможных путей трансформации человека.
Но это можно делать только приусловии признания того обстоятельства, что любая деятельность вписана вреальность и пытается её трансформировать.54Современное состояние социальной эпистемологии отчасти характеризуетсядискуссией об объективности и релятивизме98.
Принцип релятивизма состоит в том,что системой отсчета может быть любой фрагмент реальности, поскольку нетпривилегированной точки зрения, а картина реальности в том или ином вариантеимеет смысл лишь относительно всех остальных.В восприятии аналитика происходит прямой контакт с реальностью. Идущее отДекарта резкое противостояние "внутреннего" и "внешнего" снимается. Это важнаядля феноменологов и центральная тема для эмпириков эпистемологии. Пониманиероли деятельностикак способа контакта с миром влечёт ряд важныхметодологических следствий. Если предполагать, что познающий просто пассивнофиксирует чувственные данные, то на вопрос, как можно обнаружить необходимыесвязи в изучаемой предметной области, не существовало ответа до сетевой теории.
Всетевой теории благодаря разделению сети на узлы или медиаторов исследовательимеет дело с такой реальностью, которая производится и воспроизводитсячеловеческойдеятельностьюивнеэтойдеятельностинесуществует.Сконструированность не обязательно означает нереальность того, что построено.Актор-сети это продукт человеческой деятельности, то есть в некотором смысле –конструкции. Но из этого не следует их нереальность. Человек создаёт такиепредметы (как материальные, так и идеальные), которые выходят из под егоконтроля и начинают «жить» самостоятельной реальной жизнью. Например,социальные институты, поэтому нужно изучать их структуры, строить о них теории.Это и субъективный мир человека, его апперцепция – предмет психологическихисследований, как теоретических, так и экспериментальных. Это мир идеальныхпродуктов человеческого творчества, развивающийся по своим особым законам.Такимобразом,реальностьдолжнапониматьсякакмногослойнаяимногоуровневая.
Разные уровни не сводимы друг к другу, хотя между ними естьотношения зависимости. Субъективная реальность как объект изучения неРелятивизм – методологический принцип, утверждающий относительность стандартовнаучности: относительность опыта, познания и оценивания по отношению к внешним (языковым,культурным или биологическим) факторам жизнедеятельности. В релятивизме истинность илиложность высказываний зависит от характеристик индивида или социальной группы.9855конструируется процессом её исследования, а конструируется социальнымикоммуникациями в рамках социализации внутри сети.Помимо социологов сети на сложность современного общества, влекущую засобойглоболокальноемногообразие,пронизанноебифуркациямиобратиливнимание социологи, которых можно отнести к сторонникам нелинейной парадигмыпостмодерна.