Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 81
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 81 страницы из PDF
Последним,впрочем, принадлежит и важное наблюдение: вера московского общества вновоявленного святого сохранилась несмотря на то, что чудеса длилисьнедолго, и один из больных умер прямо у гроба царевича.5 Как и во многихдругих случаях, празднование было установлено не реально жившемучеловеку, а представлению о нем. Культ царевича всячески поддерживалсяновой московской династией: в 1630 г. по повелению МихаилаФедоровича был сооружена новая рака с изображением царевичаДимитрия на крышке, написана икона и вышит покров.3Ульяновский В. Смутное время.
М., 2006. Глава 11: Канонизация царевичаДмитрия: запрет на самозванство.4В современных исследованиях высказывается предположение, что почитаниецаревича Димитрия в Угличе могло быть связано с пониманием его статуса какпредстателя за всех «погибших до срока» – Томсинский С. В. Археологическиеисточники о почитании царевича Димитрия в Угличе в конце XVI – нач. XVII в. //Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2003. № 4 (14).
С. 69–70.5Ульяновский В. Смутное время... С. 403–404.409Утверждение новойдинастиисвязансутверждения культановопрославленных икон Богоматери: Федоровской6 и Казанской.В Новом Летописце отразилась легенда о том, что инокиня Марфаблагословила сына, будущего царя Михаила Федоровича, Федоровскимобразом – местной костромской святыней7 – праздник этой иконе былустановлен 14 марта, в день избрания Михаила Федоровича на царство.Копия Федоровского образа была помещена в Кремле в РождествоБогородицкойцеркви.Однакосвидетельстванепосредственныхучастников событий не подтверждают эту легенду – участник посольства вКострому и келарь Троице-Сергиевого монастыря Авраамий Палицынсообщает, что инокиня Марфа благословила сына иконой Богоматери,привезенной из Москвы – той, что по преданию написал митрополитПетр.8 Не называет Федоровской чудотворную икону, принесенную вИпатьевский монастырь, и Грамота Утвержденная 1613 г.9 – упоминаниеФедоровской иконы имеется только в костромской редакции грамоты,составленнойв самом Ипатьевском монастыре и включеннойвмонастырскую летопись.106Каган М.
Д. Сказание о иконе Богоматери Федоровской // СККДР. Вып. 3, ч. 3.С. 410–411; Марелло Т. В. Макариево-Унженский монастырь в первой половине XVIIIвека: к вопросу о литературной деятельности игумена Леонтия // Герменевтикадревнерусской литературы. М., 2004. Вып. 11. С. 438–470. См. также историографию вработе: Радеева О. Н. Сказание о Федоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжнойкультуре России XVII–XVIII вв.: автореф.
дис. … канд. ист. наук. М., 2011 (последняяработа основана преимущественно на материалах РГБ).7ПСРЛ. М., 1965. Т. 14, пол. 1. С. 129–130.8Сказание Авраамия Палицына / Подг. текста и комм. О. А. Державиной. М.; Л.,1955. С. 233, 235, 329.9Грамота Утвержденная об избрании на Московское государство МихаилаФедоровича Романова.
М., 1904. Стб. 15, 17.10Описание Костромского Ипатьевского монастыря. М., 1832. С. 50–55.410Важным этапом в процессе создания свода общегосударственныхсвятынь стало формирование культа Казанской иконы Богоматери. Вскорепосле явления иконы (8 (21) июля 1579 г.) список с нее был послан вМоскву, очень рано появились чудотворные списки с иконы, в частностиЯрославский (1588).11 До 1612 г. Казанская икона Богоматери чтиласьместно, в Казани, в Москве празднование иконе было установлено впамять событий 22 октября 1612 г. — дня освобождения Китай-города отполяков.12 В 1636 г.
в Москве на Красной площади был освящен соборКазанской Богоматери. Общероссийское празднование Казанской иконебыло установлено при царе Алексее Михайловиче, в 1649 г., по случаюрождения во время всенощной службы на 22 октября 1648 г. царевичаДмитрия Алексеевича: «милостию Божиею и молитвами и заступлениемПречистыя владычицы нашея Богородицы, явления чудотворныя иконыКазанския, на память святого Аверкия епискупа Ерополского чудотворцаМосковское государьство от литовских людей очистилось, и сего радиБожия милосердия уставили праздновать Пречистой Богородице, явлениючудотворной иконы Казанския в царьствующем граде Москве при отценашем <…> Михаиле Федоровиче, а в прошлом во 157 году октября в 22день на праздник Пречистыя Богородицы явления чудотворныя иконыКазанския во время всенощнаго пения Бог даровал, родися нам сын,государь царевичь князь Дмитрий Алексеевичь, и мы указали ныне в тотдень, октября в 22 день, празновать Пречистой Богородице, явлениючудотворныя иконы Казанския во всех городех, по вся годы».1311Чугреева Н.
Н. «Державная Заступница»: Чудотворные иконы Богородицы Казанскойв Смутное время, Ярославская и Московская // Светильник: Религиозное искусство в прошломи настоящем. 2003. № 1 (2). С. 3–36.12Макарий (Булгаков). История русской церкви. М., 1996. Кн.
6. С. 109; Чугреева Н. Н.«И бывает ход большой»: О почитании иконы Богородицы Казанской в царствование МихаилаФеодоровича // Светильник: Религиозное искусство в прошлом и настоящем. 2003. № 2–3. С.23–52.13Указ от 29 сентября 1649 г.: ААЭ. СПб., 1836. Т. 4. С. 61, № 40.411Первые цари династии Романовых почитали образ как символпокровительства Божьей матери своей династии: в правление МихаилаФедоровича были явлены многие списки иконы. В 1620-е гг. по всейРоссии началось строительство Казанских храмов, фиксируется явлениеновых чудотворных списков Казанской иконы: Богородско-Уфимская(1621), Каташинская Казанская (1622), Казанская Вязниковская (1623),14 вБушневской волости Галичского уезда (1642),15 Дерманская в Волынскойепархии (1636), Казанская Нижнеломовская (1643)16 и др.17 Тогда же ипозднее появляются литературные произведения, посвященные этимиконам.
О списке с Вязниковского образа повествует, например, Сказаниео принесении чудотворной иконы Казанской богородицы из града Вязникив град Калугу в 1627 г.18 Сохранилось несколько сказаний о явленныхКазанских иконах более позднего времени, в числе их Сказание о явлении14В справочной литературе фигурирует дата 1624 г., однако запись освидетельстве чудес от иконы, произведенной архимандритом ВладимирскогоРождественского монастыря Порфирием и другими духовными лицами, содержит дату11 октября 7132 г., соответственно, с учетом сентябрьского стиля, датой явления иконыследует считать 1623 г.
В XIX в. в Вязниковской пустыни хранился перечень,включавший описание более 200 чудес от иконы (Иоасаф. О святых иконах, особенночтимых, находящихся во Владимирской епархии. Владимир, 1859. С. 27–28; EbbinghausA. Die altrussischen Marienikonen… S. 32).15См.: Авдеев А. Г. Макарий Вуколов // Словарь книжников и книжностиДревней Руси. СПб., 2004. Вып. 3 (XVII в.), ч.
4. С. 489–492.16Изд. текста: Романова А. А. К истории списков иконы Казанской БогоматериXVII в.: Сказание об иконе Богоматери Казанской Нижнеломовской // Исследования поистории средневековой Руси: К 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева. М.; СПб.,2006. С. 468—480.17Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ееикон, чтимых православною церковью, на основании Священного Писания ицерковных преданий / Сост. С. Снессорева. Ярославль, 1994. С.
211–230. (с изд.: СПб.,1898).18ГИМ, Музейское собр., № 1447, список на бумаге с «белой датой» 1825 г.412Богоматери Казанской в Тобольске (1661),19 и, менее известные примеры:например, явление списка Казанской иконы в Авнежской волости «вСвятогорском улусце на Святой горе» Вологодского уезда (1666).20С середины XVI в. проявляется интерес ко многим святыням окраинМосковского государства – наиболее чтимые иконы или их спискиприносятся в Москву.21 Намерение создать в Москве некое средоточиесвятости прослеживается, в частности, в планах царя Бориса построить вКремле храм «Святая Святых» – т.
е. русское подобие Иерусалимскогохрама.22Сохранялось почитание древних чудотворных икон и их списков, какэто можно видеть на примере икон Богоматери Владимирской.23Некоторые древние святыни закрепили свой статус в правление Ивана IV:это касается прежде всего Донской иконы Богоматери. НаканунеКазанского похода царь молился в Успенском соборе в Коломне перед19Ромодановская Е. К. Сказание о явлении Казанской иконы Богородицы вТобольске // Христианство и церковь в России феодального периода (материалы).Новосибирск, 1989. С. 45–58.20См.: Каталог собрания рукописей П. И. Савваитова / Сост. И. А. Бычков. СПб.,1900. Вып.