Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 82
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 82 страницы из PDF
1. № 24. С. 22–23.21Маханько М. Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI веке и егоисторико-культурное значение // Искусствознание. 1998. № 1. С. 112-142; ЩенниковаЛ. А. Почитание святых икон в Московском Кремле в XIV–XVII столетиях // Искусствохристианского мира: Сб. ст. М., 2000. Вып. 4. С. 159–160.22Баталов А. Л.
Гроб Господень в замысле «Святая Святых» Бориса Годунова //Иерусалим в русской культуре. С. 154–171; Буланин Д. М. Афон в древнерусскойписьменности до конца XVI в. (Из истории образа по памятникам, учтенным в«Словаре книжников и книжности Древней Руси», а также пропущенным при егоподготовке) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 2012. Вып. 2, ч. 3.С. 620.23Щенникова Л. А. Иконы Богоматери Владимирской в храмах МосковскогоКремля в XIV–XIX вв.
// Материалы и исследования / ФГУК «Гос. ист.-культур. музейзаповедник «Московский Кремль»»; 20). М., 2010. С. 8–33.413образом, и после успешного завершения военной кампании икона былаперенесена в Москву, в кремлевский Благовещенский собор, и сталапочитаться как покровительница русского православного воинства, апозднее, после избавления Москвы от нашествия татар в 1591 г., и какзаступница, в честь которой был основан новый монастырь.
Успешнаяоборона южных границ при царе Алексее Михайловиче укрепила статусиконы: в честь нее совершались праздничные службы и крестные ходы. Кконцу XVII в. история иконы обросла легендами, и в памятниках,посвященных ей, появился эпизод о донских казаках, принесших ее в дарвеликому князю Дмитрию Ивановичу на Куликовом поле.24Собрание чудотворных икон и списков с них шло одновременно саккумуляцией в Москве святынь, присылаемых с Востока.25Наиболее впечатляющий пример приобретения явленной в Россиииконы общероссийского статуса, в частности благодаря переносу в Москву– Великорецкая икона св.
Николая. В церковной литературе временем ееобретения, согласно дате в одной из поздних редакций Сказания,датируется 1383 г. По источникам история ее почитания может бытьпрослежена с начала XVI в.26 Обретена она была в 40 верстах от г.2425Щенникова Л. А. Донская икона Божией матери // ПЭ. Т. 15. С. 664–667.Фонкич Б. Л.
Чудотворные иконы и священные реликвии ХристианскогоВостока в Москве в середине XVII в. // Очерки феодальной России / Под ред. С. Н.Кистерева. М., 2001. Вып. 5. С. 70–97.261383 год как год явления иконы, по предположению А. С. Верещагина, как иуказание на правление Дмитрия Донского и время пребывания на митрополии Пимена,заимствованы из Сказания о иконе Богоматери Тихвинской (Повести о Великорецкойиконе святителя Николая / Изд.
А. С. Верещагин // Труды Вятской ученой архивнойкомиссии. Вятка, 1905. Вып. 4. С. 28–102). Существует также гипотеза, неподкрепленная имеющимися источниками, что «все эти сведения содержал антиминс,выданный московским митрополитом при построении церкви на месте явленияВеликорецкого образа святителя Николая». (Балыбердин Александр, протоиерей.История обретения Великорецкой иконы святителя Николая // Великорецкая икона414Хлынова, и к месту обретения иконы ежегодно совершались крестныеходы. Местный культ был использован для поддержания авторитетацентральной власти при правлении Ивана Грозного,27 когда святынявпервые была принесена в Москву, где она была по челобитью жителейВятки 1555 г. поновлена и с нее снята копия,28 Передвижение иконы припосещении было обставлено максимально торжественно: князь ЮрийВасильевич, брат царя Ивана, встречал образ у Николо-Угрешскогомонастыря, сам царь встречал ее у Симонова монастыря, а митрополитМакарий – в Китай-городе.
В процессе переноса иконы произошел рядчудес (исцелений). В поновлении иконы участвовал и царский духовникАндрей (будущий митрополит Афанасий), а в память о принесении иконыв Москву один из приделов собора Покрова на Рву был посвящен НиколеВеликорецкому.29 Популярность иконы была значительной: второй разикона приносилась в Москву при Михаиле Федоровиче в 1614–1615 гг.,однако и во второй раз святыня была возвращена в Хлынов.30 Послевторого путешествия иконы была составлена специальная служба, тропарьи кондак которой вошли в издания Часослова 1652 и 1653 гг., где онисвятителя Николая: история и современность / Под общ.
ред. митр. Вятского иСлободского Хрисанфа. Вятка: Буквица, 2008. С. 46, 53–55).27См.: Маханько М. Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI веке иего историко-культурное значение // Искусствознание. 1998. Вып. 1. С. 112–142;Смирнова Э. С. Культ икон св. Николая Мирликийского (соперничество Москвы иНовгорода) // Русское искусство позднего средневековья. XVI век: Тезисы докладовмеждународной конференции. Москва, 12–14 января 2000 г.
СПб., 2000. С. 37–41.28ПСРЛ. Т. 13. С. 254;29ПСРЛ. Т. 13. С. 255.30Д. К. Уо находит параллель этой «борьбе за святыню» в религиозной практикеЗападной Европы, где святыни временами похищались, с целью увеличить значениеодного центра паломничества перед другими (Уо Д. К. История одной книги… С. 243,примеч. 54, со ссылкой на: Geary Patrick J. Furta Sacral Thefts of Relics in the CentralMiddle Ages. Princeton, 1978).415помещаются под 29 июля.31 Списков с иконы было несколько: помимосписка, о котором уже говорилось выше в связи с АгапитомМаркушевским, можно назвать еще вологодский список иконы св.Николая Великорецкого, по преданию принесенный с Вятки в 7062 (1554)г.
«в царство Иоанна Василиевича московского и всея России и примитрополите Филиппе Колычеве (!) московском и всея России…..» (РНБ,Q.I.365, л. 139–140). В XVI же веке было создано значительное количествосписков иконы Николы Великорецкого.32 Редакция Повести о явленииВеликорецкой иконы, считающаяся первоначальной («Повесть о явлениичюдотворнаго образа Великорецкого, иже во святых отца нашего НиколыархиепископаМирЛикийскихивселенскагочюдотворца»,нач.«Слышахом от многих древних людей…») в эпоху архиепископа Ионы(Баранова) была значительно беллетризирована.
В последней (соборной)редакции (загл. «Повесть о явлении иже во святых отца нашего Николааархиепископа Мир Ликийских чюдотворнаго его образа Великорецкаго,явившагося во области Вятския страны в пределех богоспасаемаго градаХлынова в веси на Великой реке», нач.: «Человеколюбивый в ТроицеславимыйГосподьБогнашИисусХристос…»)появилисьотсутствовавшие ранее детали, связанные с обретением иконы (например,31Кибардин Ф. О Великорецкой чудотворной иконе святителя Николая,архиепископа Мирликийского, находящейся в Кафедральном соборе в г.
Вятке. Вятка,1893. С. 13; Дудин Андрей, протоиерей, зав. Вятским епархиальным архивом.Великорецкий крестный ход // Великорецкая икона святителя Николая: история исовременность / Под общ. ред. митр. Вятского и Слободского Хрисанфа. Вятка:Буквица, 2008.32См., например: Маханько М. А. Икона св. Николы Великорецкого в коллекцииАмброзиано Венето и почитание чудотворного образа в XVI в.
// ПКНО. 1997. М., 1998.С. 249, примеч. 5; Нечаева Т. Н. Иконография Великорецкого образа святителя Николаячудотворца в русской иконописи XVI в. // Правило веры и образ кротости… Образ свт.Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии,гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 447–451.416то, что за благословением на постройку церкви в честь обретенной иконыпосылали в Москву), и отступления от основного сюжета (повествование очудесах, произошедших с иконами в Ругодиве, которые хотел сжечь некийсхизматик, и сравнение исцелений от иконы Николы с чудом от капликрови мученика Епимаха, которые, упав на слепое око некой слепой жены,присутствовавшей при казни страстотерпца, сделали его зрячим), а такжедобавлено извлеченное из текста чудес описание посылки иконы в Москвупри Михаиле Федоровиче, в 1614 г.В целом, географический районпочитания вятской святыни расширился во второй половине XVI в., всередине XVIII в.
занимал большую территорию – что можно трактовать икак расширение понятие о территории Вятской земли и принадлежностиместного населения к более обширному социуму.33Наиболее чтимые иконы использовались в крестных ходах. ВМоскве это был Большой крестный ход с Владимирской иконой (26августа, 21 мая, 23 июня, и 15 сентября) и с Казанской иконой (описание вЧиновнике церковном о благовести и о звону» 1639–1671 гг. Успенскогособора под 21 мая).34 Малый крестный ход совершался в Лазареву субботу,по воскресеньям с Фоминой недели до Преполовения, в день памяти Илиипророка, в праздник Спаса, в день Перенесения мощей чудотворца Петра, вноволетия и в ряд других – выносили Богоматерь письма митрополитаПетра и икону «Моление о народе Пречистые Богородицы» (БогоматерьБоголюбская с молящимся народом).
С 1653 г. в Кремле появиласьсвятыня Богоматерь Влахернская.3533Уо Д. К. История одной книги. С. 243–244.34Щенникова Л. А. Почитание святых икон в Московском Кремле в XIV–XVIIстолетиях // Искусство христианского мира: Сб. ст. М., 2000. Вып. 4. С. 161–169.35Многоценное сокровище. Иконы Богоматери Одигитрии Влахернской вРоссии.