Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 85

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 85 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 85 страницы из PDF

Однако в это царствование оно имеет новыепричины – моление о чадородии»). Согласно преданию, с молением о чадородиисвязано и основание Зачатьевского монастыря на месте Алексеевского.427святителей Петра и Алексия, Ионы, а также для преподобных ПафнутияБоровского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, МакарияКалязинского (рака Сергия Радонежского была начата еще в сер.

1550-хгг., некоторые из этих рак были завершены уже в царствование БорисаГодунова). Особо следует выделить распоряжение об изготовлении ракидля местно чтимого Василия Блаженного, над могилой которогосуществовала только каменная часовня, храм же был построен только в годканонизации (1588 г.)68 Актуальной тема сохранения династии была и дляцаря Михаила Федоровича, неоднократно совершавшего паломничествапосле своего венчания на царство.Роль светской власти в организации почитании святынь особенноподчеркивается в письменных источниках. В формулировке грамоты обустановлении общерусского празднования святым от 25 февраля 1547 г.указано: «повелением господина и сына нашего смирения и благовернаго ихристолюбиваго и Богом венчаннаго царя».69 Как отметил Е. Е.Голубинский, с середины XVI в.

«мы имеем свидетельства, что открытиемощей совершалось не иначе как с дозволения власти, и притом не однойцерковной,ноигражданской».70Житиепервогоавтокефальногомитрополита Русской церкви святителя Ионы включает рассказ о новыхрусских чудотворцах, подчеркивая значение самодержца в установленииновогопразднования.Еслиустановлениемпразднованиярусскимчудотворцам решалась задача упорядочения богослужения в Русскойцеркви, то не менее очевидной была и другая задача – идейнополитическая: укрепление и обоснование нового царства».7168Баталов А. Л. Моление о чадородии… С.

125.69ААЭ. Т. 1. № 213.70Голубинский Е. Е. История канонизации… С. 303.71Белякова Е. В., Найденова Л. П. Житие митрополита Ионы как источник поистории канонизации святых в Русской церкви // Проблема святых и святости висторииРоссии.МатериалыXXМеждународногосеминараисторических428Немаловажныйаспектвзаимосвязеймеждугосударствомицерковью это почитание святых как элемент идеологии, как символ.«Почитание святых как источник политического символизма» – тема,давноитщательноисториографии.72разрабатываемаяМногиеявления,взападноевропейскойсвойственныезападномусредневековью, аналогов в российских источниках не находят (так, хотянесомненно присутствует элемент почитания членов великокняжескойсемьи, формирование культа почитания и дальнейшее причтение к ликусвятых – все же достаточно редкий феномен).

В применении к российскойистории наиболее яркий пример политической подоплеки установлениякульта и почитания святого – это, несомненно, культ царевича Димитрия.Хотя в старообрядческой книжности практика «деканонизации»устойчиво связывается с именем патриарха Никона («Како Никон хулилсвятых российских чудотворцев и из помяновенных книг вынял»), все жепереломным моментом в отношении к почитанию явленных святынь сталирешения собора 1667 г. – когда доверие к обретенной святынепревратилось в инквизиторский обыск.Насоборе1667г.былоприняторешение,чтобезсвидетельствования и соборного решения нельзя почитать нетленные тела«зане обретаются многая яко телеса цела и нетленна, не от святости, но якоотлученна и под клятвою архиерейскою и иерейскою суще умроша, или запреступление божественных и священных правил и закона цели иисследований «От Рима к Третьему Риму».

Проблема святых и святости в контекстеистории и права. М., 6–7 сентября, Санкт-Петербург, 11 сентября 2000 г. М., 2006.С.140–141.72См. обзор некоторых работ: Ярошевич И. Б. Почитание и канонизация святыхкак источник политического символизма (к вопросу о новациях в современнойанглоязычной историографии) // Социальные институты в истории: ретроспекция иреальность. Материалы Пятой Межвузовской региональной научной конференции.

1–2ноября 2001 г. Омск, 2003. С. 29–37; Канторович Э. Х. Два тела короля. Исследованиепо средневековой политической теологии. М., 2014 .429неразрешимыбывают».73Однакопочитаниенетленныхтелбезсвидетельствования не было распространенной практикой, собственно,проблемасостоялавтом,какуюзадачуставитьпередсвидетельствующими эти тела: признать культ или запретить его.

Решениясобора, хотя и рассматриваются в историографии как «осуждение»предшествующей московской церковной истории,74 мгновенного изначительного влияния на практику почитания святынь не оказали.В XVIII в. государственная политика постоянно и настойчивопродолжила вторгаться в сферу «духовных дел»75 Многие страницы изэтой политики получили подробное освещение в ряде работ, в том числе вкнигеА.С.Лаврова,посвятившегоотдельнуюглаву«реформеблагочестия».76 Среди указов, касающихся почитания святынь, можноназвать и указ о привесах от 19 января 1722 г.

(о снятии имеющихся и озапрете привешивать к образам монеты, ювелирные изделия и т. п.), указыот 21 февраля 1722 г. – о запрете под угрозой штрафа ходить с образами надом к прихожанам (по существу запрет на крестные ходы) и об изъятии изчастных домов чудотворных икон. Определение это было отменено указомот 6 апреля 1744 г., согласно которому было разрешено вносить иконы вдома жителей.Как запрет на черты «народного православия» можно назвать указ от28 февраля о запрете на продажу меда Алексия чудотворца, масла от73Деяния московских соборов 1666 и 1667 годов. 2-е изд.

М., 1893. Л. 8 об. 2паг.; Лавров А. С. Канонизация и почитание святых мощей… 2000. С. 156.7475Карташев А. В. История русской церкви. Т. 2. С.См., в частности: Смилянская Е. Б. Следствия по «духовным делам» какисточник по истории общественного сознания в России первой половины XVIII в. Дис.… к. и. н. М., 1987; Живов В. М. Из церковной истории времен Петра Великого. М.,2004.76Лавров А.

С. Канонизация и почитание святых мощей… С. 408 и след.430лампады Василия Блаженного и т. п.,77 и указ об упразднении часовен от28 марта 1722 г.78, а также указ от 31 августа 1722 г., содержавший запретна резные иконы.Также Синод неоднократно выпускал указы о порядке крестныхходов.Указом от 9 июля 1734 г. за № 6605 позволялось проводитьколлективные молебны в случае моровой язвы и поветрия. Определениемот 15 июня 1767 г. крестные ходы без разрешения Синода и епархиальногоархиерея запрещались, а указ от 20 декабря 1771 г. за № 15720 запретилмногочисленные публичные моления, кроме издревле установленных идозволенных свыше крестных хождений.79Политика государства определяется личностями, находящимися увласти или оказывающими влияние на таковых. Вне зависимости отцерковнойвластипочитаниесвятынь,явленныхвМосковскомгосударстве, на государственном уровне диктовалось сверху: посещениемонастыря царем (а позднее императором) в подавляющем большинствеслучаев влекло за собой повышение статуса святынь, хранившихся вобители.Значимымипочитанияфакторамисвятыньотказаоказалисьиотмассовогоновыетрадиционногосветскиеориентирыгосударственной власти и, помимо всего прочего, изменение состававерховного духовенства в 1-й четверти XVIII в.

Новыми митрополитами,преимущественно выходцами из украинских и белорусских земель, многиетрадиции почитания святых и икон в Московском государстве, были77Описание изданий, напечатанных кириллицей. 1689 – январь 1725 г. / Сост.Т. А. Быкова и М. М. Гуревич… № 154.7879Там же. № 155.ПСЗ. СПб., 1830. Т. 8. С. 257; Т. 9.

С. 575, 576; Т. 12. С. 74–75; Т. 19. С. 406.431восприняты как нечто чужеродное, как суеверие80, что влекло за собойгиперкритическую оценку, неприятие и требование проверки сложившейсяпрактики почитания святыньВопрекицерковнойисториографииисточникидемонстрируютотсутствие выработанной системы установления празднования явленнымсвятыням. Государственная политика в сфере установления празднованияявленным святыням в рассматриваемый хронологический период так и неприобрела отчетливый характер и формировалась во многом в зависимостиот частного отношения к той или иной святыне со стороны представителейцерковной и светской власти.80Лавров А.

С. Канонизация и почитание святых мощей… С. 158–166.432ЗаключениеПочитание святынь в Московском государстве в рассматриваемыйпериодсуществуетнадвухуровнях:общегосударственномирегиональном. Эти уровни имеют точки взаимопроникновения, однако невсе культы, которые верховная власть продвигала как общецерковные,приобрели такой статус (примером может служить культ трех святителеймосковских). Важным этапом частичной кодификации уже существующихкультов стали соборы митрополита Макария. Вне зависимости отколичества этих соборов, вынесенных ими решений и списка святых,канонизацию которых связывают с этими соборами, с середины XVI в.памятям и службам «новым чудотворцам» соборно было установленоопределенное место в богослужебной практике.

Однако начатое примитрополите Макарии мероприятие по определению в богослужебнойпрактике устойчивого постоянного места для новопрославленных русскихсвятых не получило логичного продолжения: статус большинстваявленныхисвидетельствованныхсвятыньоставалсянедостаточноопределенным даже в случае несомненного соборного постановления обучреждении празднования.

Соборное постановление для учрежденияпразднования требуется для определения места службы святому илиявленной иконе в круге богослужения.На протяжении временного периода с конца XVI по 1-ю четвертьXVIII века почитание святынь пережило период подъема (1630-е – перваяполовина 1650-х гг., 1680-е гг.), и несколько периодов упадка (в связи спостановлениями соборов 1666–1667 гг. и особенно после Синодальногоуказа 1722 г.), вызванных изменением отношения церковной власти кпочитанию святынь и попытками церковной власти поставить подконтроль растущее количество местных святынь. Период подъемаознаменовался собиранием святынь в Москве, приносом икон дляосвидетельствования, поновления, украшения и снятия копий, собиранием433сведений о проявлении святых мощей и свидетельств о святости русскихчудотворцев – и пришелся преимущественно на патриаршество Иосифа.Периоды упадка связаны с появлением критической оценки явленныхсвятынь.Прославлениесвятыхичтимыхиконполучилоособоераспространение, когда развилась и получила закрепление тенденцияпрославления в местном масштабе, зачастую основателей монастырей илижителей тех или иных местностей.

Почитание святынь на местном уровневозникаетипитаетсяизначальнообыденнойрелигиозностью,неподконтрольной официальной политике церкви. Покровительство этомупочитанию со стороны иерархов и государей во многом обуславливилосохранение и развитие почитания, или постепенное его прекращение.Для рассматриваемого периода характерно появление все большегочисла святых и икон, почитание которых не выходит за пределы одногоили нескольких соседних регионов. Возможность личного контакта стакого рода святыней имеет особое значение для населения близлежащегорегиона. Статус большинства таких святынь, особенно святых, являетсянеопределенным.Постоянная фиксация чудес от святыни в течение длительноговремени для святынь не прослеживается. Почитание определенныхсвятыньопределяетсяпреимущественнополитико-географическимисоображениями: это почитание царской семьей и/или возможностьсовершить паломничество к святыне.Подъем интереса к святыням не напрямую связан с крупнымиисторическимисобытиямиикатаклизмами,однакосовременемопределенные события придают значимость почитанию того или иногообраза, такого, как, например, Казанская икона Богоматери.Почитание святыни возникает как сразу после ее обретения, так испустя достаточно длительное время (наиболее характерный пример –общероссийскоераспространениепразднованиеиконеБогоматери434Казанской).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее