Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 84

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 84 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 84 страницы из PDF

Ч. 2. С. 30–31; Чубинская В. Г. Икона Симона Ушакова «БогоматерьВладимирская»,«ДревоМосковскогогосударства»,«ПохвалаБогоматериВладимирской» (Опыт историко-культурной интерпретации) // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 38.С. 290—308.50Голубинский Е. Е. История канонизации… С. 274, 275, сн. 2; Самойлова Т. Е.Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля.Иконографическая программа XVI века. М., 2004.51Kämpfer F. Das russische Herrscherbild von den Anfangen bis zu Peter demGrossen… Святая Русь: Каталог выставки.422Безоговорочноепочитаниевозможнотольковотношенииограниченного круга святынь (иногда этот перечень упоминается взаголовках официальных документов) и круг не остается неизменным.Однако под влиянием обстоятельств список святынь, к которым прибегаютнаиболее часто, пополняется новыми именами.

К числу таких святыньотносится, прежде всего, обитель Сергия Радонежского – месторегулярного паломничества членов царской обители, в меньшей степени –монастыри Кирилла Белозерского и Соловецкий. Так, как символическоевоплощение идеи Святой Руси рассматривается, в частности, сюжет иконысо схематическим изображением Соловецкого монастыря и его святынь:церквей, рак, икон, изображенных рядом с соответствующим храмом.52Теснейшимобразомгосударственнаяидеологияипрактикапочитания святынь пересекаются в случае с грандиозными проектамипатриарха Никона – в частности, с созданием Новоиерусалимскойобители53 и Иверского монастырей.В литературе уже указывалось на роль агиографии в формированиигосударственной идеологии Российского государства.54 Агиографические52Бузыкина Ю.

Н. Иконы XVII века с изображением Соловецкого монастыря какобраза русской святости // Наследие Соловецкого монастыря: Всероссийскаяконференция. Доклады, сообщения. Архангельск, 28 ноября – 1 декабря 2006 г.Архангельск, 2007. С. 151–159; Сидоренко Г. В. Документируя святыню: Изображенияреликвий в позднесредневековой иконописи // Восточнохристианские реликвии / Ред.сост. А. М. Лидов. М., 2003. С. 608–637; Буланин Д.

М. Афон в древнерусскойписьменности до конца XVI в. (Из истории образа по памятникам, учтенным в«Словаре книжников и книжности Древней Руси», а также пропущенным при егоподготовке // СККДР. СПб., 2012. Вып. 2, ч. 3. С. 620.53Бусева-Давыдова И. Л. Об идейном замысле «Нового Иерусалима» патриархаНикона // Иерусалим в русской культуре / Ред.-сост. А. Л.

Баталов, А. М. Лидов. М.,1994. С. 174–181.54См., например: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства.М., 1995; Клосс Б. М. Избр. труды: т. 2: Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. М.. 2001. С. 145.423произведения, в частности, играют важную роль в позиционированииМосквы как центра православия. По существу, в этом сказываетсярегиональный характер понимания святости.Агиографическое произведение подвержено влиянию идеологии.Примером вмешательства патриарха и царя может служить история ссозданием редакции Жития Сергия Радонежским Симоном Азарьиным. В«Книге о новоявленных чудесах преподобного чудотворца Сергия»,напечатанной в Москве в 1646 г.

некоторые чудеса, вызвавшие сомнения,были пропущены, и только после вмешательства верховной власти в«Службы и жития Сергия и Никона» вошло набранное на дополнительныхлистах смутившее правщика «чудо о кладезе».557.2. Власть и почитание святых.Почитание определенных святых определялось интересами ицерковной верхушки, и правящей династии. Так, особое внимание всегдауделялось небесному покровителю царя: для Михаила Федоровича это былпреп. Михаил Малеин. С этим фактом связывают, например, учреждениекрестного хода в день поминовения Михаила Малеина 12 июля вМихалицком Новгородском монастыре в 1610-х гг.56Почитание святынь вплетается в повседневную жизнь царскойсемьи: перенос мощей в Кремле сопровождается раздачей милостыни,царских детей крестят у мощей митрополита Алексия в Чудовоммонастыре,57 привозимые в Москву святые мощи ставились на Лобном55Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Вып. 3, ч. 3. С. 380; Клосс Б.М. Избр. труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. С. 228–229.56Передольский В. С. Новгородские древности. Записки для местныхизысканий. Новгород, 1898. С. 130.57Забелин И. А. История города Москвы. М., 1990. С. 126–128; цит. по:Кириченко О. В. Почитание святынь русскими дворянами… С.

9–10.424месте, в Страстную Пятницу в Кремле проводился чин омовения святыхмощей. На мероприятиях по установлению празднования княгини АнныКашинской в 1650 г. присутствуют члены царской семьи.Интересы царской семьи состояли, в частности, в том, чтобыподчеркнуть связь с предшествующей династией. А. В. Сиренов,специально исследовавший данный вопрос, отмечает, что помимо широкоизвестного факта описания новгородских гробниц в 1634 г. по заказу женыцаря Михаила Федоровича, можно привести еще ряд примеров особогоотношения царей династии Романовых к захоронениям древнерусскихкнязей. Утверждается почитание князя Георгия Всеволодовича: вбогослужебные издания помещается служба ему (Трефологион 1638) ипамять (Святцы 1646), в 1645 г. обретены мощи.58 В 1640 г.

МихаилФедорович распорядился приготовить покровы на гробницы матери ибрата Александра Невского в Георгиевском монастыре г. Владимира. 1669г. в связи со смертью жены Алексея Михайловича Марии Милославскойизготавливаются покровы на гробницы тверских князей. В 1677 г. властиосвидетельствовали княжеские погребения XII в. в селе Кидекша подСуздалем, о чем сообщает, в частности, «Собрание о богоспасаемом градеСуждале».59К числу примеров проведения параллели между старой и новойдинастией может быть отнесена история о частичке мощей крестителяРуси.

Мощи кн. Владимира были обнаружены при инициированнойкиевским митрополитом Петром Могилой перестройке Десятиннойцеркви, и помещены как реликвия в собор Софии Киевской. Часть этихмощей были торжественно отправлены в Москву и вручены в 1640 г. царю58Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории,житиях, легендах. СПб., 2003.59Цит. по: Сиренов А. В. Описание древнекняжеского некрополя иканонизационная политика в России XVII в.// Круги времен.

В память Е. К.Ромодановской. М., 2015. Т. 2. С. 316.425МихаилуФедоровичу.митрополитназываетВкн.сопроводительномВладимирапосланиипрапрадедомкиевский«всесветлоговеличества», а самого царя «светилом всему православному родуРоссийскому».60В XVII веке получила развитие традиция собирания памяти о жизнивыдающихся деятелей церкви,XVIв.датируетсясозданиеповестейожитиииерархов(архиепископа новгородского Феодосия или вологодского владыкиАнтония), основателей монастырей (записка Иннокентия о ПафнутииБоровском, житие Феодорита Кольского в составе «Истории о великогокнязя московского делех» А.М.

Курбского) или иноков (особенно хорошопрослеживаетсянаматериалеволоколамскойкнижнойтрадиции:почитаемым старцам посвящено Житие Кассиана Босого, житие Фотия,составленное Вассианом Кошкой, или краткие некрологи – подобныезаписке о Евфимии Туркове, авторы которых стремились всяческиподчеркнуть святость жизни тех, о ком писали.61 В XVII в. эта традиция неугасла, а, напротив, получила дополнительное развитие, примером чемуможет служить краткое житие митрополита Макария, сохранившееся всписке кон. XVII – нач. XVIII в.

(РГБ, ф. 256, № 364),62 и ряд другихпамятников, например, «Сказание о чудесах» соловецкого игуменаИринарха.63 Создание житийных повестей, посвященных церковнымиерархам, датируется временем, достаточно близким к дате преставления:История о первом патриархе Иове, Житие патриарха Никона И. К.60Цит.

по: Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевскоймитрополии. Новосибирск: «Наука», 1998. С. 204–205.61Житийная литература // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 19. С. 283–62Опубликовано в кн.: Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий, митр.345.Московский и всея Руси (1482 – 1563). М., 1996. С. 106-108.63Панченко О. В. Соловецкий книжник Иларион, создатель «Сказания о чудесахигумена Иринарха» // ТОДРЛ. 2010. Т.

61. С. 546–582.426Шушерина64, Житие Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского65и др. Важнейшим аспектом общегосударственного почитания святых былообращение представителей правящей династии к наиболее чтимым святымс просьбами о выздоровлении или о даровании наследника. Исследователиобращались к этой теме, в частности, видя в строительстве эпохи Ивана IVпрограммустроительствахрамовнадмощаминовыхрусскихчудотворцев,66 которую составляют: перестройка собора РождестваБогородицы над мощами Петра и Февронии и строительство храма наместе погребения князей Константина и его сыновей Михаила и Феодора вМуроме; возведение соборов в монастыре Никиты Переяславского, вСоловецком монастыре, над перенесенными мощами Зосимы и Савватия, вТроицком Клопском монастыре).

Продолжено строительство каменныххрамов над могилами русских святых и в эпоху Федора Ивановича(церковь над мощами Кирилла Белозерского, храм в ПафнутиевоБоровскоммонастыре,ТроицкаяцерковьАнтониево-Сийскогомонастыря).67 По царскому распоряжению в 1585–1586 гг. быливыполнены серебряные раки и для патронов великокняжеского дома64Зеленская Г. М. Почитание памяти святейшего патриарха Никона в XVII–XXвеках // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М., 2002.

С. 34–35.65Житие Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского. Стихотворноеизложение в сопровождении текстов краткой и пространной редакций / Сост. М. Ю.Глазков; ГВСМЗ. – Владимир, 2015. 196 с.66Баталов А. Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя ФедораИоанновича // Архив архитектуры. М., 1995. Вып.

5. Заказчик в истории русскойархитектуры. Ч. 1. С. 118–122.67Там же. С. 132: «Таким образом, мы видели, что строительство храмов надчудотворцами в царствование Феодора Иоанновича сохраняет преемственность сцарствованием его отца не только в общем направлении, но и в конкретных действиях(например, осуществление его замысла возведения церквей в Кирилло-Белозерском иАнтониево-Сийском монастырях).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее