Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 80

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 80 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 80 страницы из PDF

Наиболее известное произведение этого ряда – созданноеСимоном Азарьиным Житие игумена Троице-Сергиевой лавры ДионисияЗобниновского.127 В отдельных житиях, как, например, в Житиипреподобного Иринарха Затворника, упоминается о благословении,данном святым на борьбу с интервентами128.123Солодкин Я. Г. Житие Димитрия Углицкого // Словарь книжников икнижности Древней Руси. СПб., 1992.

Вып. 3, ч. 1. С. 340.124125Белоброва О. А. Житие Феодосия Астраханского // Там же. С. 393–394.Соколова Л. В. Житие Галактиона Вологодского // Словарь книжников икнижности Древней Руси. СПб., 1992. XVII в. Вып. 3. Ч. 1. С. 337 Лобакова И. А.«…Извѣстия совершеннаго нѣсть»: Интерпретация исторических событий в ЖитииГалактиона Вологодского // Slovene = Словѣне. International Journal of Slavic Studies.2015. T.

IV, № 1. С. 240–252.126Житие преподобного Евфросина Синозерского / Подг. М. Ю. Хрусталев //Чагода: Историко-краеведческий альманах. Вологда, 1999. С. 235–260.127Канон преп. отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергиевой лавры,Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением жития его. М., 1855.128РИБ. 1909. Т. 13. Ч. 1. Стб. 1349–1416.404События Смутного времени рассматриваются в поздних редакцияхпамятников более раннего времени. Так, в одной из редакций ЖитияМакария Желтоводского можно найти описания эпизода боевых действий(поражение Лисовского под Юрьевцем)129.

«Повесть о избавлении градаУстюга Великаго от безбожные литвы и от черкас, как з Двины шли»130была использована при создании одного из чудес Жития ПрокопияУстюжского; эпизод, повествующий о разграблении Усть-Шехонскогомонастыря, вошел в повесть «О зачале и создании Троицкого монастыря,что на Усть-Шексны реки…»131.Иногдадесятилетийпамятьопрактическиподвижникеисчезает:потак,прошествиивчудесахнесколькихиереяПетраЧеревковского, запись которых велась начиная с 1656 г., о жизненном путиновоявленного святого ничего не сообщается. И только из позднейшегоустного предания и указания в тропаре можно сделать предположение, чтоонпринялмученическуюсмертьотиноземныхзахватчиков:«Благодерзновенно обличил еси законопреступных ляхов… и томлениямнога претерпел еси за благочестия исповедание даже до крове…»132.Иногда, напротив, легенда о гибели в Смуту записывается позднее,и, возможно, не имеет под собой реальных исторических оснований, как вслучае с местночтимой игуменьей Богоявленского монастыря в УгличеАнастасией, история о которой впервые появляется в угличских129Понырко Н.

В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новыелюди XVII в. – ревнители благочестия // ТОДРЛ. Л., 1990. Т. 43. С. 59–63.130Кукушкина М. В. Новая повесть о событиях начала XVII в. // ТОДРЛ. М.; Л.,1961. Т. 17. С. 374–387.131Макаров Н. А., Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонскоммонастыре и круг произведений по истории Белозерья // Florilegium: К 60-летию Б. Н.Флори. Сб.

статей. М., 2000. С. 187–209.132Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О некоторых особенностяхсибирской и севернорусской агиографии // Русская агиография. Исследования.Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 143–160.405летописцахXVIIIв.исталаосновойдляместногокульта,существовавшего до XX в. 133.О событиях Смутного времени повествуют сказания о явлении икон,такие как, например, вошедшее в состав Новгородской Третьей летописи«Сказание о осаде Тихвинского монастыря шведами в 1613 г.»134, «Оприходе польско-литовских войск под Устюжну Железнопольскую»135, «ОНовом девичьем монастыре в Ярославле и о чудотворном образеКазанской Богоматери»,136«Чудоо иконе Богоматери КорсунскойТоропецкой»,137 «О иконе Богоматери Бобаевской».138Местное почитание плохо реконстрируется в связи с тем, что вслучае с постоянно существующей или возрожденной традицией сложновыявить этапы возникновения и развития почитания.

Известно, что дажедавно укрепившиеся культы святых могли систематически не отражаться вмесяцесловах богослужебных книг. Не решен в настоящее время вопрос,какимибылипутираспространениясведенийобустановлениипразднования святыни не в месте ее проявления, а в соседних городах,монастырях, епархиях. Даже сообщения об установлении празднования133Литературу вопроса см.: Панченко К.

И. Игуменья Богоявленского монастыряг. Углича Анастасия в свете исторических и археологических данных // Средневековаяличность в письменных и археологических источниках. Материалы Международнойнаучной конференции. Москва 13 – 14 октября 2016 г. М., 2016. С. 172–178.134Новгородские летописи.

СПб., 1879. С. 405–448.135Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание городаУстюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С. 113–128.136Турилов А. А. Малоизвестные памятники ярославской литературы XIV –начала XVIII в.: (Сказания о ярославских иконах) // АЕ за 1974 г. М., 1975. С. 168–174.137Щукин В. Д. Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковскойепархии. СПб., 1894. С. 32–47; Сиренов А. В. Легенда о Торопецкой иконе Богоматери// Вестник СПбГУ. Сер. 2.

История. 2009. Вып. 1. С. 3–11.138Буланин Д. М. Иоанн (сер. XVII в.) // Словарь книжников и книжностиДревней Руси. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 435–436.406святым при митрополите Макарии содержат значительные разночтения взависимости от адресата, для более же позднего времени о рассылке такогорода сообщений практически ничего сказать нельзя.Традиция местного почитания, несмотря на неструктурированность,оказалась весьма устойчивой и пережила не только несколько кампаний поревизии культов: соборы, направленные против старообрядцев, указыраннего Синодального времени, борьбу с неканонизированными святыми в1840-е гг., наконец, длительную – растянувшуюся на несколькодесятилетий – борьбу с почитанием православных святынь и объектовпочитания «народного православия», развернувшуюся после сменыгосударственного строя в 1917–1918 гг.

Возникнувший культ, конечно, могдостаточно быстро утратить свое значение, но если он закреплялся, то дляего возрождения нужно было одно – появление в месте почитания святыниактивного «импрессарио» – ходатая перед властями, собирателя памяти исоздателя новых легенд, строителя нового храма – Хранителя с большойбуквы.139139За современными примерами далеко ходить не надо – таким Хранителем былпокойный о. Александр Муринсон (ум. 2012), чьими трудами менее чем за двадесятилетия был отстроен храм в бывшей обители Антония Леохновского близ СтаройРуссы, составлен акафист преп. Антонию, велась запись новых чудес у гробапреподобного, и в итоге небольшая церковь стала значимым центром местнойцерковной жизни.407Глава 7.

Государственная политика почитания святыньРелигиозная составляющая государственной политики Московскогогосударства XVII в. – сложное многоаспектное явление. Почитаниесвятынь на государственном уровне – только один из этих аспектов.7.1. Формирование официального культа святых. Процесс«собирания» святости в пределах всего Московского государства вряд лиможно обозначить точными хронологическими рамками. Период сборасведений получил мощный толчок сперва в период формированияцентрализованного государства – в период с XV по середину XVI в.1Следующий важный этап был обусловлен реакцией на Смутное время, ипришелся, соответственно, на послесмутное время. На протяжении второйполовины XVI в.

и последующего периода немногочисленные известия оканонизациях на соборах не носили массового характера. На эту сферуоказывали влияние и внешние, и внутренние факторы, одним из которыхявляется влияние политической коньюнктуры.2 Почитание святынь былоне только частью политики, но и составляющей экономическогоблагополучия многих крупных, средних и малых обителей и храмов, настроительство и содержание которых постоянно отпускались средства.Знаковымисобытиямицерковнойистории,связаннымисустановлением официального празднования святым и, таким образом,демонстрирующими, в определенной степени, симфонию светской ицерковной власти, стали несколько событий.Первое из них – канонизация Димитрия Угличского, последовавшаяза переносом его мощей из Углича в Москву 3 июня 1606 г.

и водружением1См. о трактовкахэтого сюжета, в частности: Плюханова М. Б. «Кипение света»:русские Одигитрии в литургической поэзии и в истории. СПб., 2016. С. 52.2Наработки к теме: Хорошев А. С. Политическая история русскойканонизации…; Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. М., 1995.гроба в Архангельский собор, – нечастый в русской истории фактканонизации, нужной и продвигаемой прежде всего светской властью влице Василия Шуйского.3 На примере рассматриваемого случая можнохорошо заметить, насколько неустоявшейся и непрописанной с точкизрения порядка действия могла быть процедура свидетельствования мощей– в документах о розыске не было перечня чудес у гроба царевича вУгличе,4 и глухое упоминание о них может рассматриваться скорее какпропагандистскийход,чемкакуказаниенареальныесобытия.Повествование о перенесении мощей претерпевало изменения в различныхисточниках, посвященных этому событию: от безоговорочного признаниясвятости царевича русскими источниками, до обвинения в фальсификациитела и в детоубийстве с целью замены тела, выдвинутом в воспоминанияхиностранцев, прежде всего Конрада Буссова и Исаака Массы.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее