Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 75
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 75 страницы из PDF
641)41, не раскрывая егоназвания или содержания, Н. П. Барсуков упомянул в своем справочнике в40Лавров А. С. Письмо и челобитная Ивана Неронова…С. 105.41Описание см.: Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания(не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева). М., 1973. Ч. 2. № 947. С.71–72.375статье об Игнатии Ломском.42 Такого рода чудеса, вероятно, и повлекли засобой сокрытие мощей церковными властями. Следственное дело опропавших мощах Игнатия, спрятанных в 1688 г., «чтобы простолюдинамсоблазна не было», сохранилось в Государственном архиве Вологодскойобласти – речь в нем идет.
В этом же деле упоминается о существованиитропаря, кондака, чудес и похвального слова святому (ГАВО. Ф. 496. Оп.1. Д. 1476. Л. 54)43.Отношение вологодских владык к объявлению новых святынь было,конечно,разным,новплотьдосинодальныхуказовонесвидетельствованных телах оставалось в целом лояльным. Так, в 1715 г.архиепископ Великоустюжский Иосиф разрешил поставить гробницу надмощами Максима Тотемского и положить икону на гроб, то есть сделатьшаг к установлению местного празднования.44Примеры святительской деятельности в создании культов местныхсвятынь в Вятской губернии – архиепископы Александр (Вятский иВеликопермский) и Иона Баранов, способствовавшие прославлению давнопочитаемых святынь, таких как икона Николы Великорецкого45 и икона42См.: Барсуков Н. П.
Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 207.43Приношу свою искреннюю благодарность Р. П. Биланчуку за указание на этотдокумент.44Верюжский Иоанн. Исторические сведения… С. 665; Лавров А. С.Канонизация и почитание святых мощей в России… С. 157–158: отмечает, что такиедействия иерарха можно считать равносильными прославлению.45О благословении Ионы (Баранова) упоминает предисловие к Пространнойредакции Сказания об иконе. См.: Повести о Великорецкой иконе святителя Николая /Изд.
А. С. Верещагин // Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1905. Вып.4. С. 28–102; Романова А. А. Рукописная традиция Повести о Великорецкой иконеЧудотворца Николая // Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение вфольклоре, письменности и искусстве. М., 2007. С. 37–41.376Спаса Нерукотворного в Хлынове,46 а также местных угодников, преждевсего Трифона Вятского47. С занятием кафедры в 1675 г.
Иона обратилособое внимание на практику крестных ходов и, по мнению однихисследователей, «придирчиво ревизовал дела о канонизации, подозревая вомногих обман».48 по мнению же Д. К. Уо он «прилагал усилия кподкреплению культа Николая Великорецкого, а также поддерживалкрестные ходы с иконой (в то время их уже было три)».49В Казанской епархии покровительством к новоявленным святыням, вчастности Раифской иконе, отличился митрополит Лаврентий, о чемсвидетельствует «Сказание о создании святыя обители, како создася иукрасисяиосвятисяпреосвященнымЛаврентиеммитрополитомКазанским и Свияжским ревнителем и любителем святых Божиих церквей,честных монастырей и пустынных мест».5046Празднование иконе Спаса и совершение в ее честь крестного хода вокруггорода подтверждено в окружном послании Ионы (Баранова), датируемой 1675 г.
исохранившейся в сборнике, посвященном вятским святыням – РГБ, ф. 194, собр.Невоструева, № 7, л. 67 об.–70 об.; Романова А. А. Сказание о иконе СпасаНерукотворного в Хлынове // СККДР. Вып. 3, ч. 4. С. 621.47С именами Александра и Ионы связывают также утверждение культаПрокопия Вятского (Иванов С. А. Житие Прокопия Вятского: Editio princeps //Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. Сб. ст. М., 2000. С. 70–86). См. также: МаркеловА.
В. Деятельность вятских епископов по созданию Хлыновского Свято-Троицкогокафедрального собора как духовного центра Вятской епархии во второй половинеXVII–XVIII вв. // Исторические, философские, политические и юридические науки,культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3-4. С. 105–110.48Иванов С.
А. Житие Прокопия Вятского С. 70, со ссылкой на работу: ВасильевС., Бехтерев Н. История Вятского края. Т. 1. Вятка, 1870. С. 133–135.49Уо Д. К. Местное самосознание и «изобретение» регионального прошлого //ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 356.50РНБ, Q.I.576, л. 31 и след.
(без конца).377Особое внимание святыням епархии традиционно уделялось вНовгороде. Сбором сведением и прославлением святынь активнозанимался Киприан (Старорусенков), в 1620–1624 гг. первый архиепископСибирский и Тобольский, в 1624–1626 гг. митрополит Крутицкий, в 1626–1634 митрополит Новгородский. Имя его хорошо известно по Сказанию одаре шаха Аббаса, описываемом в Новом летописце.51При Киприане, как предполагает В. Л. Янин, сложилась «системаложных локализаций» захоронений архиереев и князей из НовгородскогоСофийского собора, когда «недоведомые» архиепископы, лежавшие вМартирьевской и Корсунской паперти и указанные в описании «О святейсоборной церкви Софии Премудрости Божии, иже в Велицем Новеграде, ионовгородскихчудотворцех,идежекойждолежит»,былиидентифицированы.
Как отмечает В. Л. Янин, «эта задача могла бытьрешена только путем фальсификации»,52 так как в ходе поднятия полов нарубеже XVI–XVII вв. древнейшие владычные погребения уже не былиобозначены. Предпринятое Киприаном описание софийского некрополясвязано,какотмечаетисследователь,супорядочениемпрактикибогослужения: велась работа над Чиновником Новгородского Софийскогособора, Уставом церковных обрядов, совершавшихся в Успенском соборе,описаниями святынь Новгорода и Новгородской области.53Один из малораспространенных памятников – «Сказание о чудеси,сотворшемся в Великом Новеграде от чюдотворныя иконы святаго иславнаго великомученика Христова Димитрия Селунскаго мироточца, ижеесть на Славкове улицы» – повествует о звоне и пении, приписываемом51Подробнее см.: Архипова М.
Д. Киприан Старорушанин – деятель Русскойправославной церкви и духовной культуры первой трети XVII в. Автореф. … дис. к. и.н. Нижневартовск, 2004. История литературы Урала. Конец XIV–XVIII вв. / Гл. ред. В.В. Блажес, Е. К. Созина, М.: Языки славянской культуры, 2012. Ч. IV.52Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. М., 1988. С. 181.53Там же. С. 191.378иконе св. Димитрия и происходившим с 14 по 29 января 1627 г.54 В 1634 г.Киприан расспрашивал о чудесах от «Спасова образа, что на Павловеулицы на башни, что написан настенное писмо». Судя по тому, что вследза этим сообщением в Хронографе помещено описание 10 чудес, Киприанне только расспрашивал, но и велел записать известные чудеса святыниСлавянского конца Торговой стороны.55ПокровительствоКиприанараспространялосьнетольконасобственно новгородские святыни, но и на святыни новгородской земли вшироком смысле.
В 1639 г. им было дано благословение на церковноепочитание Артемия Веркольского, а в 1645 г. во имя отрока была освященацерковь, поставленная кеврольским воеводой Афанасием Пашковым.56Митрополит НовгородскийМакарий(1652–1662)благословилперенос мощей Евфросина Синозерского под колокольню. Над мощамибыло устроено деревянное надгробие, а на останки положена схима.Однако официально к лику святых преподобномучеников и чудотворцевновгородских Евфросин был причислен по благословению Св.
Синода 29июня 1912 г.57ПоблагословениюНовгородскойземлемитрополитабылиКорнилияосвидетельствованы(1674–1695)мощивЕфремаНовоторжского и его учеников, а также, если верить Сказанию об Иоаннеи Иакове Менюжских, при нем были свидетельствованы их мощи.58 Также54Бегунов Ю. К. Из истории новгородских легенд XVII в.: «Чудо» ДмитрияСолунского в Новгороде в 1627 году // Русь и южные славяне: Сб.
статей к 100-летиюсо дня рождения В. А. Мошина (1894–1987 гг.). СПб., 1998. С. 356–362.55Ромодановская Е. К. 1) Сибирь и литература… С. 363, 2) Киприан // Словарькнижников и книжности Древней Руси..5657Савельева Н. В. 2010. С.Шумская Л. В. Преподобномученик Евфросин Синозерский: историяпрославления и почитания // Традиции и современность: Научный православныйжурнал. 2013.
№ 14. С. 111.58Панченко А. А. Иван и Яков – необычные святые… С. 322; НИС.379примитрополитеКорнилиисостоялсяпереносмощейНикандраПсковского, инициированный архимандритом Соловецкого монастыря(впоследствии – Тихвинского) Макарием, активно участвовавшим всоздании Жития и записи чудес преп.
Никандра.59Ростовский и ярославский митрополит Кирилл (1605–1696, 1612–1619) поощрял создание культа иконы Спаса Нерукотворного, явленного вего епархии в моровое поветрие.Ростовский митрополит Варлаам принимал активное участие впрославлении святынь: в 1629 г. он свидетельствовал чудеса КассианаУчемского, в 1649 г. он принимал участие в открытии мощей АнныКашинской, в 1652 – во встрече мощей митрополита Филиппа в Москве.60Ростовский и ярославский митрополит Иона (Сысоевич) (1652–1690), активный участник церковной жизни и церковного строительства вРостовской епархии и владельца значительной библиотеки, установил вЯрославле ежегодный крестный ход с чудотворной Смоленской иконойБогоматери в ознаменование чудесного прекращения эпидемии 1654 г.Иона может быть назван покровителем культа иконы иконы РождестваБогоматери в Пошехонском уезде.