Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 70
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 70 страницы из PDF
Вряд ли случайно, что примерно в одновремя с челобитьем о постройке церкви заново некоему крестьянинуКириллу Борисову, неоднократно упомянутому в Сказании, было видениеБогоматери, обратившейся к визионеру со словами: «поиди рабе Божий наключь, яже близ сего села, и подими образ Пресвятыя БогородицыКазанския и понови, и испроси у арьхиерея Божия благословения ипострой на том месте часовню и узриши благодать Божию...» (л. 3 об.).Обретение чудотворной иконы в небольшом селе с обветшавшей139«Село Красная Лука на реке на Сундовике, а в нем церковь во имяЖивоначальные Троицы, рублена в угол и с трапезою.
На церкви осмерик, на осмерикешатер, на шатре глава, а креста нет, бурею сломило…» (Писцовая книга села Лыскова иЛысковского уезда К. И. Данилова и подьячего Г. Михайлова 1680/81 г. // Там же. С.174). В Покровском приделе церкви хранился местный «образ Пресвятые БогородицыКазанские в киоте» (Там же.)140«…Сильвестр большею частию старался о построении церквей в Епархии.При нем явилось немало церквей, даже в самом Нижнем Новгороде» (Макарий(Миролюбов), архим.
История нижегородской иерархии. СПб., 1857). С. 30.350церковью, как представляется, может иметь определенные параллели вситуации, описанной в одном из пунктов, внесенных в Духовныйрегламент 1721 г. и процитированных выше: «для вспоможения церквейубогих, или новых построения, повелевали приискивать явления иконы впустыне или при источнице, и икону оную за самое обретениесвидетельствовали быти чюдотворную…».141Героями Сказания являются преимущественно жители находящегосяна берегу р. Сундовик с. Красная Лука и окрестных деревень: д.
Летнево (в7 км от Лысково) и д. Белавино.Ключевой фигурой Сказания, о которой, впрочем, ничего неизвестно, является Кирилл Борисов, пришедший в Красную Луку«покормится Христовым именем», страдавший, по его собственнымсловам, слепотой, исцеленный благодаря явленной иконе и составившийчелобитье митрополиту «о чюдесех и о поднятии святаго образаКазанския».Свидетелями чудес вновь обретенной иконы стали представителикрестьянских семейств, издавна проживавших в Красной Луке. Имена,упоминаемые в Сказании, в ряде случаев могут быть отождествлены сданными писцовых описаний Лысковского уезда, сделанных за тридцатьлет до событий, описываемых в Сказании.Благодаря Сказанию и писцовым книгам Лысковского уездавосстанавливаются некоторые детали биографии краснолукского попаИвана Осипова – автора челобитья о перестройке церкви, поданноймитрополиту Сильвестру, и человека, который, надо полагать, всяческиспособствовал созданию записей о явлении иконы Богоматери Казанской.Можно предположить, что именно он упомянут в писцовых книгахЛысковского уезда: «Да на церковной же земле… поп Иосиф Пименов, у141Полноесобраниепостановленийираспоряженийповедомствуправославного исповедания Российской империи.
Т. 1. 1721. Изд. 2. С. 8.351него два сына Доронка, Ивашка десяти лет».142 Более чем вероятно, чтопосле смерти отца, а может быть и старшего брата, священником в с.Красная Лука стал второй сын попа Иосифа, Иван. Таким образом, намомент событий Сказания попу Ивану Осипову было около сорока лет, он,по свидетельству Сказания, «писанию святых икон был искусен», ипытался найти средства на восстановление старого здания церкви.
Девятоечудо Сказания сообщает, что после того, как поп Иван «поновил» попросьбе Кирилла Борисова явленную икону, он был избавлен от болезни,мучившей его с детстваКроме того, в перечне тяглых дворов с. Красной Луки значится дворМикитки Григорьева сына Петелина и перечислены его дети: «три сынаЯкушка пяти лет, Федка четырех лет, Емелька дву лет».143 Можнодостаточно уверенно предполагать, что пятилетний Якушка – этоупоминаемый в Сказании Яков Никитин сын Петелин, которому на времясоздания Сказания было, таким образом, около 35 лет.
Второй изупомянутых в Сказании братьев Петелиных не упомянут, возможно, онпоявился на свет после 1681 г. Любопытно также свидетельство Сказанияо том, что братья Петелины работали на мельнице у одного из крестьянпредпринимателей с. Лыскова, Ивана Григорьева сына Желвакова (ум.1712).144В писцовой же книге с.
Лыскова и Лысковского уезда 1680/81 г.145упомянуты дворы: отца Сидора Семенова Сенки Григорьева сынаКомарова; отца Андрея Матвеева Матюшки Кондратьева сына Рудакова (л.142Писцовая книга села Лыскова и Лысковского уезда К. И. Данилова иподьячего Г. Михайлова 1680/81 г. С. 175.143Там же. С. 176.144Ландратская книга села Лысково // Памятники писцовых описаний… С. 343,145Писцовая книга села Лыскова и Лысковского уезда К.
И. Данилова и383.подьячего Г. Михайлова 1680/81 г. С. 176.3528; возраст «Сидорки» и «Андрюшки» не указан); отца Ивана МалыгинаМикишки Яковлева сына Малыгина («Ивашке» в 1680/81 г. было четырегода).Свидетельства о почитании иконы после 1761 г., когда икона былаукрашена новой ризой, немногочисленны. Известно, что икона КазанскойБогоматери в селе Красная Лука почиталась и в середине XIX в.: вчастности, образ носили в дома больных сельчан, при этом история ееобретения уже была забыта.
В обзоре чудотворных икон Нижегородскойепархии, изданном в середине 1860-х гг., в разделе, посвященномМакарьевскому уезду, об иконе Казанской Богоматери в Красной Лукеговорится: «в частных записках сохранилось только, что она явилась в1711 г.». Однако «официальных актов или даже устных преданий»,сообщающих, почему икона считалась чудотворной, найдено не было.146В тех случаях, когда чудеса от иконы вызывали по той или инойпричине вопросы у церковных властей, мог возникнуть вопрос о том,насколько в этих чудесах и в паломничестве к явленной святынезаинтересован причт церкви, а после того, как церковный староста былобвинен в краже, – и в корыстном интересе в прославлении святыни.147Такая ситуация сложилась с иконой Спаса Нерукотворного наКрасном Бору, явившейся в храме, построенной в 1628 г. Икона, согласносказанию, была дана в церковь неким Игнатием Яковлевым Рудаком.Служил в церкви иеромонах, постриженик Соловецкого монастыря, послесмертикоторогоцерковьвременнозапустела.Количествочудес,зафиксированных после проявлений чудесных свойств иконы, за полвека –146О святых иконах, по преимуществу чтимых в Нижегородской епархии //Нижегородские епархиальные ведомости.
1866. № 5. С. 199.147Bushovitch P. Religion and Society in Russia: The Sixteenth and SeventeenthCenturies. New York, Oxford, 1992. P. 116–117.353с 9 июня 1641 г., даты первого из известных чудес, по 1695 г., поподсчетам А. С. Орлова, превысило 120.148 Игумен Николо-Коряжемскогомонастыря Александр, будущий епископ Вятский, всячески способствовалстроительству храма на месте обретения новой святыни: в частности, онпожертвовал30рублейнастроительствоновогохрамаСпасаНерукотворного образа в 1643 г. (где с 1641 года велась запись чудес отиконы Спаса).149 Наиболее ранние 18 чудес были опубликованы А. И.Никольским. А. И. Никольский выделил также народную и книжнуюредакцию сказания о чудесах,150 впрочем, сохранившаяся рукописнаятрадиция сохранила много больше разновидностей текста.151Из источников более позднего времени известно, что передачасвятыни монастырю влекла за собой увеличение богомольцев, чтопозволяло поправить его материальное положение (так произошло,например, когда граф Вязьмитинов передал в дар Севскому Троицкомудевичьему монастырю святыню – Дубовицкую икону Богоматери).152Морализаторская роль святыни.Явление святыни может сопровождаться моральной проповедью.Прямые примеры этого немногочисленны, но очень ярки.
Это, преждевсего, сказание, или чудеса о явлении упомянутой выше иконы СпасаНерукотворного на Красном Бору. В чуде о явлении Спаса и Богоматери148Орлов А. С. Народные предания о святынях Русского Севера // ЧОИДР. 1913.Кн. 1. С. 47–55.149Завойская Н. Е. Александр, епископ Вятский: Материалы к биографии. Вятка,2008. С. 5 (цит. по: Власов А. Н. Сказания и повести… С. 136).150Никольский А.
И. Памятник и образец народного языка и словесностиСеверодвинской области // ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 1. С. 87–105.151Буланин Д. М., Романова А. А. Чудеса о иконе Спаса Нерукотворного наКрасном Бору // Словарь книжников и книжности Древней Руси. С. 250–251.152Кириченко О. В. Почитание святынь русскими дворянами (XVIII столетие)....С.
20.354Тихвинской некой Фекле сообщается, что ей велено было говорить внароде, чтобы «табаки быи християне отнюдь не пили и матерно бы иотнюдь не бранились, и хъмельные бы людии отнюдь в церковь неходили».153 Чудеса от иконы пользовались большой популярностью наСевере. В тексте памятника, в частности, содержалось указаниепереписывать и распространять его текст в назидательных целях.154 Текстчуда о Фекле был использован в других памятниках, в частности вСказании и иконе Богоматери Казанской в Бушневской волости,составленном Макарием Вуколовым.Несмотря на определение Синода от 9 сентября 1724 г. о сожжениивсех списков, сохранилось достаточно много рукописей с различнымиредакциями памятника.В некоторых списках чудеса от иконы Спаса упоминают не КрасныйБор, а Красную Гору, как например «Повесть о чюдесе еже содеяшася оНерукотвореннаго образа Господа Бога и Спаса нашего Исуса (!) Христаво области Устюга Великаго в веси на Устьевды над рекою на Уимежем наКрасной горе на велицей реце Двине».155 Тема порицания пьянства итабакокурения затрагивается в первом же чуде, произошедшем с некойАкилина «Егда убо Акилина сие видение архиереом и всему народупреславное и чюдное явление сказываше и в то время бысть чюдопреславно153гласаслышанеизречененстрашениужасенотБуланин Д.
М., Романова А. А. Чудеса о иконе Спаса Нерукотворного… С.250–251.154См. также: Буланин Д. М. Поучение о матерной брани // Словарь книжникови книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 535–539; Бабалык М. Г.Сочинения о хмеле, брани и табаке в севернорусских рукописях XVII – XX вв. //История просвещения Русского Севера: Материалы международной историкокраеведческой конференции Восьмые Феодоритовские чтения.